Сексолог Игорь Кон: Воспитывать можно чужих детей, со своими просто живут
Игорь Кон - социолог, сексолог, доктор философских наук, профессор и академик, обладатель Золотой медали за выдающийся вклад в сексологию Всемирной ассоциацией сексуального здоровья.
Круг его профессиональных интересов - междисциплинарные исследования социологии, истории, антропологии, психологии и сексологии. Собственно, с Игоря Кона началась история советской сексологии, когда в середине 60-х годов прошлого века он заинтересовался социологией сексуальности.
В 80-е книга "Введение в сексологию", изданная за рубежом, была хитом советского самиздата. Кон является автором более чем 60 книг и 300 статей, в том числе: "Психология ранней юности", "Сексуальная революция в России: клубничка на березе", "Ребенок и общество", "Вкус запретного плода. Сексология для всех", "Мужское тело в истории культуры".
Статьи и книги Игоря Кона опубликованы на его сайтах здесь и здесь. Последние книги - "Мужчина в меняющемся мире", "Мальчик - отец мужчины" связаны с новым вектором его научных интересов: в начале 2000-х он перешел от сексологических проблем к гендерным, продолжая исследовать каноны маскулинности в современном мире, где мужской гегемонии приходит конец.
Игорь Кон - тот исключительный случай, когда в личности сочетаются интеллект с интеллигентностью, здравый смысл с высокой полемической культурой и с чувством юмора. Не удивительно, что в середине 80-х, как только началась перестройка и сексуальная революция охватила, наконец, СССР, он стал главным медиа-экспертом по вопросам сексологии.
В связи с недавним "педофилгейтом", следует упомянуть, что Кон был одним из первых, кто в бывшем СССР обратил внимание на опасность сексуального насилия в отношении детей. На протяжении десятилетий и по сей день он настаивает на создании системы сексуального образования подростков.
"Украинская правда. Жизнь" встретилась с Игорем Коном для того, чтобы выяснить, почему сексуальным образованием должны заниматься в школе, как не следует воспитывать детей, и есть ли у них право на сексуальную жизнь.
- Переменам, происходящим с современными мужчинами, вы посвятили книгу "Мужчина в изменяющемся мире". Если говорить о детях, что с ними происходит?
- Здесь происходят такие же перемены, как и со взрослыми, причем еще быстрее. С одной стороны, детская культура вроде бы более стабильная. Родители могут читать детям те же сказки, на которых выросли сами. С другой стороны, появляется масса новых вещей.
Девочки стали взрослеть еще быстрее. В книге "Мальчик - отец мужчины" я привожу данные маркетологов: девятилетние мальчики заинтересованы в игрушках, а девочки предпочитают получать более взрослые подарки.
Мир изменился - и дети живут в этом новом мире, и когда им взрослые пытаются навязывать устаревшие стереотипы, они этого не приемлют. Для родителей это - проблема: им хотелось бы, чтобы дети играли в те же игрушки, которые у них были в детстве.
Существует не одна детская культура, как мы привыкли думать. Очевидно, всегда были две разные культуры - мальчишеская и девчоночья. В возрасте трех лет начинаются расхождения, которые инициируют девочки, потому что они развиваются раньше, опережают мальчиков по развитию речи и предпочитают общаться друг с другом.
Что узнает мальчик в первую очередь в обществе сверстников? Что он не должен быть девчонкой. И поэтому происходит дистанцирование от девочек. Даже тогда, когда воспитатели специально заботятся в детских садиках о совместных играх, оказывается, что все равно мальчики и девочки играют отдельно.
Это продолжается до подросткового возраста. Это - сложная и тонкая проблема для детского сада и школы, для родителей в меньшей мере, потому что семьи малодетные.
- Как воспитывать мальчиков? К чему их готовить, и имеет ли это смысл? Моя мама, например, говорила, что ребенка должна воспитывать улица.
- Ваша мама говорила правильно. В особенности, в отношении мальчиков. Исходя из того, что существуют две культуры - мальчишеская и девчоночья, - свойства, которые мы позже называем мужскими и женскими, формируются в среде сверстников. И сегодняшние психологические исследования доказывают, что акцент на сегрегации существует там в гораздо большей степени, чем в семье.
Конечно, родители говорят, что мальчики не плачут, но гораздо больше и строже наказывают за нарушения этого правила сверстники. Что касается семейного влияния, оно сильно в раннем детстве. Лично я думаю, что семейного воспитания детей, как сознательной программы, не существует.
Воспитывать можно чужих детей, со своими детьми люди просто живут, поэтому родители могут иметь свои представления о том, как воспитывать детей, но эти программы не работают. Тут такая же история как с начальниками: подчиненные знают начальника гораздо лучше, чем начальник подчиненных.
- Что в таком случае главное?
- Исследования показывают, что главные семейные факторы - это родительский пример, родительские тепло и любовь. Поэтому когда говорят, что в семьях с одинокими матерями не вырастают полноценные дети, - это очень неправильно.
Семей с одним родителем становится все больше, и если мы нагнетаем страсти по этому поводу, то заведомо этой маме и ее ребенку выносим приговор. А это неверно, потому что очень многое ребенок получает от сверстников, в детском саду и школе. Поэтому неполноценная семья - это не семья с одним родителем, а это семья, в которой существует дефицит родительской любви.
Хорошая семья, как ее сегодня понимает психология, - это семья, в которой хорошо всем ее членам: и папе, и маме, и ребенку.
Критерий устойчивости не главный. Это касается не только семьи, но и всего: мир стал очень мобильным, изменчивым. Мы же не говорим, что хорошо только то место работы, на котором человек трудился всю жизнь. Может быть, ему там было плохо, не хватало сил уйти, или в том месте, где он родился, была одна единственная фабрика. Поэтому критерий тут другой - качественный. Есть такое понятие - субъективное благополучие.
Для современной педагогики очень важно понимать, что нельзя рассматривать отдельно факторы семьи и школы, детских организаций, соседства. Нужно рассматривать все факторы в совокупности, что очень трудно осуществить при научном анализе. Если, к примеру, аспирант пишет диссертацию, изучая семью, то ему не приходит в голову учитывать влияние живущих рядом с семьей, соседей. В Африке есть популярная пословица: для выращивания ребенка нужна деревня. То есть его воспитывают все.
Я не педагог, у меня нет рецептов, как надо воспитывать мальчиков и девочек. Я - социолог, моя задача, объяснять, как детей не следует воспитывать. В книге "Мальчик - отец мужчины" есть глава: как не надо воспитывать мальчиков. Когда она попала в интернет, в родительских сообществах вызвала бурное обсуждение. С одной стороны было забавно, но с другой поразило отсутствие чувства юмора и то, что люди ищут догму. Они обсуждают вопрос: надо или не надо сменить одну догму на другую.
- Так что им посоветовать?
- Мальчика в быстроменяющемся мире надо заведомо готовить к тому, что у него есть разные возможности. Пусть попробует себя в разных ипостасях.
Убеждать его, что он должен быть самым сильным, самым умным, самым главным всегда и всюду, не следует. Это, вроде бы, неплохо, чтобы он был таким крутым, но у одного получится, у другого не получится, а быть первым по всем пунктам, не выйдет ни у кого.
Если вы видите, что ваш сын не соответствует "эталону": ростом не вышел, кулаков у него нет, - нужно помочь ему найти, каким образом можно то, что является или кажется слабостью, восполнить сильными сторонами - возможно, он умен, у него есть чувство юмора. А если человека настроили идти в каком-то одном направлении, он будет спотыкаться на всех крутых поворотах.
Я к этому вопросу подхожу как социолог - устарели представления, которые принимаются за абсолютную истину. Например, настоящий мужчина - воин, защитник отчества, а настоящая женщина - хранительница семьи.
Ничего подобного, и это давно так! Культура землепашца отличалась от культуры воина. Женщина сегодня - не только хранительница семейного очага, она занята на работе, у нее своя иерархия ценностей.
Когда обсуждаются вопросы, что детям не хватает, говорят о том, что мама - это воплощение нежности и ласки, а папа - это сила. Да, иногда это так, но это может быть и по-другому, в современной семье роли могут распределяться по-разному.
В наше время происходит ослабление нормативной поляризации мужских и женских ролей и, в связи с этим, - нормализация индивидуальных различий и стилей жизни, которые могут не соответствовать традиционным гендерным стереотипам.
- Один из самых острых вопросов: есть ли у детей право на сексуальную жизнь? Законодательства в европейских странах отвечают на него по-разному.
- По этому поводу есть определенная позиция ВОЗ, это серьезная, отнюдь не радикальная организация. Согласно определению ВОЗ, сексуальность - один из стержневых моментов человеческой жизни, от рождения до смерти.
Это не значит, что новорожденный ребенок хочет заниматься сексом. Дети обследуют свое тело, играют друг с другом в сексуальные игры и, до поры до времени, это не чревато, хотя родителей очень смущает.
- Если говорить о сексуальном образовании, в каком возрасте его следует начинать и какова в этом роль семьи?
- Во-первых, надо сказать, что сексуальное образование, это - очень небольшая часть того, что называется гендерным воспитанием. Семья - сегодня и в прошлом - никогда не была главным звеном в сексуальном образовании, потому что разговаривать на сексуальные темы родителям и детям очень трудно. Это напряженный разговор, даже не смотря на то, что родители уверены в себе.
Когда вы рассказываете ребенку какие-то подробности, вы понимаете, что сейчас он начнет воображать, как там папа с мамой в постели кувыркались. И мне трудно представить папу или маму, которым хочется, чтобы ребенок себе представлял их в ситуациях, которые достаточно интимны и сложны. Поэтому для сексуального образования нужны специально обученные люди.
Во всех развитых странах сексуальным образованием занимаются в школе. Роль семьи другая - ребенок с детства, наблюдая, как ведут себя его родители, получает определенную информацию - у него формируются определенные представления обо всем том, что возникает в повседневной жизни: о стыдливости, об отношении к своему телу и т.д.
- Дети, тем не менее, задают вопросы, которые смущают даже более сексуально раскрепощенных, чем предыдущие поколения, родителей. Скажем, мои вполне современные друзья были растеряны, когда ребенок спросил, что такое оральный секс, зачем он нужен и занимаются ли им родители.
- Что касается ответов на детские вопросы, конечно, это - дело родителей. Информации у детей много, но часто они задают вопросы не потому, что хотят получить ответ, часто они его уже знают от своих ровесников. Они просто проверяют, скажете ли вы правду или будете врать.
При этом, в особенности, когда речь идет о маленьких детях, надо внимательно слушать, о чем именно они спрашивают. Вас может смутить вопрос, а ребенок может иметь совсем не то ввиду, что вам показалась.
Есть такой анекдот. Приходит с работы папа, его встречает встревоженная мама и сообщает, что предстоит непростой разговор: сын спросил, что такое аборт? Папа достаточно подробно объясняет и после спрашивает, почему сына заинтересовал этот вопрос. Мальчик отвечает, что услышал песню: "плещутся волны о борт корабля".
Если говорить серьезно, то такое избыточное просвещение вреда не принесет. Информация, которая на самом деле не нужна детскому сознанию, ребенком отбрасывается. Воображать он ничего особенного не будет, если этот вопрос у него не возник. Поэтому, если речь идет о совсем маленьких детях, нужно следовать за их вопросами.
Сложно, когда дети становятся старше. Это - больной вопрос для родителей, потому что когда дети вступают в возраст полового созревания, родители начинают чувствовать, что стареют, и это их смущает.
Кроме того, страшно, потому что им приходится расхлебывать последствия сексуальной жизни детей и поэтому они реагируют запретительно. Научные исследования - а их в мире проводится достаточно много - показывают, что сегодня, в ситуации распространения СПИДа, без адекватного сексуального образования ни одна страна не выживет.
Плохая статистика по части СПИДа, которая есть и в России, и в Украине, - это следствие того, что отсутствует элементарное образование. Повторю, этим должны заниматься подготовленные люди.
Конечно, для того, чтобы ответить на вопрос, откуда берутся дети, не надо звать учителя. Мама и папа могут объяснить, в начале без подробностей, но им все труднее, когда дети взрослеют и вопросы становятся сложнее. Родителей это смущает, причем особенно тяжело с мальчиками, мамы с девочками все же разговаривают. А с мальчиками - нет: пап часто не бывает рядом и, кроме того, они - стеснительные.
- Это особенность нашей культуры?
- Да, наши мужчины более стеснительные и безотцовщина высокая, просто физически нет никакого мужчины в доме, и ничего с этим не поделаешь. Но, помимо этого, если речь идет о практических вещах, важны подробности.
О контрацепции родители могут не знать. Как предохраняться от заболеваний они тоже могут не знать, если никогда не болели. Кроме того, когда родитель ступает на эту зыбкую почву, он боится рассказать о себе что-то, он не хочет делиться с ребенком этим своим опытом либо боится показаться невежественным - очень часто, подростки знают больше, чем родители, и сексуальную жизнь начинают раньше, чем начинали родители.
Нужны специальные книжки, если чувствуете, что ребенок интересуется. Причем я всегда говорил еще в советские времена: книжки нужно брать "на размер больше". Потому что наши родители склонны недооценивать уровень просвещенности собственных детей, если начинают сюсюкать - это вызывает только негативную реакцию.
У меня вышла большая статья в украинском журнале "Социология", первый номер за 2009, которая называется "Сексуальное образование - глобальная задача ХХI века". В ней объясняется, что сегодня без сексуального образования в школах общество существовать не может.
В наше время половая жизнь начинается раньше, опасностей с этим связано много и, если детям не дать необходимую информацию, будем иметь плохую статистику по нежелательным беременностям, абортам.
Если страна хочет выжить, она обязана создавать систему сексуального образования. Как это делать, зависит от ситуации. В школах с учителями труднее разговаривать, чем с подростками, потому что подростки - обучаемы.
Как быть, если учителя - это одинокие, проблемные женщины? Можно найти выход - интернет. В европейских странах есть специальные интернет-программы для подростков.
Большинство вопросов - стандартные. Очень важно, что человек получает ответ без вранья, при этом - анонимно. Никто не скажет ему: "Сначала подрасти, а через три года мы объясним".
Если вопрос нестандартный, более сложный, он - опять же, по телефону, бесплатно - анонимно может получить ответ. Этим занимаются специальные центры. Это большая работа, но, к большому сожалению, у нас она не ведется.
На западе этим занимаются высококвалифицированные специалисты. В большинстве европейских стран ВИЧ остановили, и это - за счет школьного образования, которое начинается очень рано, например, в Голландии - с первого класса школы.
А во Франции - затянули. Я специально изучал этот вопрос. Ситуация была парадоксальная: у французов культура взрослого общества в сексуальных вопросах наиболее открытая, но они долго не вводили сексуальное образование детей в школах. Теперь наверстывают упущенное, есть и образовательные программы, и учебники.
Для того, чтобы это сработало, в стране должна существовать культура открытого общества.