Большой Взрыв
"Лекарство свиной грипп", - наверняка осенью прошлого года вы хотя бы один раз вводили такой запрос в поисковой строке Google. И таких запросов насчитывались миллионы по всему миру.
Количество и содержание запросов - информация, которая на сегодняшний день является собственностью компании Google. Собственностью, которая стоит огромных денег.
"Запросы пользователей Google отражают точные данные о заболеваниях гриппом в определенном регионе практически в режиме онлайн", - говорят в компании Google, которая недавно выпустила на рынок новый инструмент мониторинга эпидемий гриппа (Google Flu Trends).
Он позволяет в реальном времени отслеживать степень активности эпидемии и заранее предупреждать о вспышках болезни по всему миру.
Кстати по такому же принципу работает и сервис Google Domestic Trends, который позволяет анализировать и предсказывать состояние того или иного сектора экономики. Стоит ли говорить о том, что за такую информацию инвесторы готовы выкладывать огромные суммы. А значит уже завтра на вершине мирового Олимпа окажутся те, кто сможет предоставить эту информацию.
Начало большого взрыва
Мы на пороге виртуальной эры - если для среднестатистического обывателя это утверждение звучит как фантастический прогноз, то для IT-community и всех, кто знаком с цифровыми технологиями - это уже свершившийся факт.
Сегодня информационные технологии позволяют генерировать информацию в невиданных доселе объемах. Так, социальная сеть Facebook содержит 40 млрд. фотографий. Поисковик Яндекс ежедневно обрабатывает более 8 млн. запросов.
Только в 2008 году было создано 3 квадриллиона каналов Twitter и заполнено 30 миллиардов проигрывателей Apple iPod Touch.
Все эти показатели сегодня переведены в единую "цифровую" валюту - байты, количество которых ежегодно увеличивается в разы.
В 2008 году по оценкам компании IDC "Цифровая Вселенная" состояла из более чем 486 экзабайт (486 млрд Гб), тогда как в 2007 году этот показатель составлял 281 экзабайт.
Согласно прогнозам IDC "Цифровая Вселенная" будет увеличиваться вдвое каждые 18 месяцев и в 2012 году ее объемы в пять раз превысят объемы информации, существующей в 2008 году, что будет равно 2500 экзабайтам.
На сегодняшний день эта цифра уже составляет более 1200 экзабайт. Это открывает перед человечеством неведомые до сегодняшнего дня возможности, практически во всех сферах жизни. Начиная от возможности предсказывать появление эпидемий и расшифровать геном человека за одну неделю (хотя первый раз весь процесс занял 10 лет), заканчивая возможностью предвидеть изменение цен акций на биржах и отследить вкусы и предпочтения потребителей, что необычайно важно для компаний-производителей товаров и услуг.
Данные правят миром
Однако ни одна золотая медаль не бывает без обратной стороны. Огромные возможности сопряжены с огромными проблемами. Как разобраться со всеми существующими данными?
Ведь до тех пор, пока данные не проанализированы и на основе их не сделаны какие-то логические выводы и не найдены закономерности, они являются всего лишь огромным информационным хаосом, который масштабируется гигантскими темпами. И это не считая проблемы хранения данных.
По мнению Джима Хелда, главы одной из исследовательских лабораторий Intel, объем существующих в мире данных уже превысил возможности современных систем хранения.
"Общая тенденция такова, что динамично развивающаяся IT-сфера остро нуждается в удобных и безопасных методах хранения, обработки и распространения информации", - говорят в компании Dell.
Именно поэтому сегодня на вершину мирового Олимпа постепенно выходят те, кто предоставит способы управлять информацией.
В целом, IT-отрасль, которая специализируется на менеджменте информации и аналитике, сегодня оценивается в 100 млрд. долларов. При этом темпы ее роста превышают 10% в год - а это почти вдвое быстрее, чем темпы роста всего остального IT-бизнеса.
Всего несколько лет назад весь мировой трафик равномерно распределялся между десятками тысяч веб-сайтов и сервисов. Однако, по данным компании Arbor Networks и исследователей из Университета Мичигана, за последние два года выделилось около 30 компаний, которые контролируют почти 30% всего интернет-траффика.
Самые крупные среди них - такие гипер-гиганты, как Google, Yahoo, и Facebook. Именно о таком "монополизме трафика" писал в одной из своих книг Элвин Тоффлер, американский писатель и футуролог, прославившийся работами об информационной революции и технологическом перевороте:
"Для цивилизации Третьей волны одним из главных видов сырья, причем неисчерпаемым, будет информация, включая воображение".
Цифровое будущее
Результатом информационной революции грозит стать явление, которое уже сейчас известно как "цифровое неравенство" или "цифровой барьер" (digital divide). По сути это означает ограничение возможностей какой-либо группы людей из-за отсутствия у нее доступа к информационным технологиям.
В 2003 году страны третьего мира на Всемирном саммите ООН по информационному обществу инициировали принятие Декларации, призывающей западные страны сделать всё, чтобы преодолеть "цифровой барьер" в его сегодняшнем виде к 2012 году.
Исследования, проведенные компанией ITU подтвердили, что уже к 2007 году уровень доступа к Интернет увеличился.
Так в 2003 году в среднем 12 человек из 100 были пользователями компьютера, то в 2007 году эта цифра составляла 22 человека. Примечательно, что из этих 22% большая часть проживает в развитых странах.
Каково будет положение Украины в этой Цифровой Вселенной сегодня ответить сложно.
"Лишь 20% украинцев сегодня имеют доступ к информационным и компьютерным технологиям", - сказала в одном из своих интервью Ивана Рийд, директор неприбыльной организации PH International в Украине.
Удастся ли увеличить этот показатель в будущем? Возможно да, хотя и не намного. Однако те, кто останется по ту сторону цифрового барьера, с каждым годом будут иметь все меньше шансов его преодолеть. И наличия лишь передовых технологий для этого недостаточно. Их внедрение в повседневную жизнь требует тщательного изучения такого феномена как информация.
Интеллектуальный пролетариат
Information science (наука, занимающаяся изучением информации) - междисциплинарная сфера, затрагивающая не только компьютерные науки, но и вопросы менеджмента, математики, философии, политики, социологии, права, библиотечного и архивного дела и др.
Приблизительно такое определение английскому термину (не имеет перевода на русский) дает современный аналог "Словаря Даля" - Википедия. Легко предположить, что в скором времени, появится новый тип ученых - ученые по информации, которые и будут заниматься проблемами информации.
По мнению Хэла Вериана, главного экономиста Google, в будущем самой привлекательной работой будет работа статиста или аналитика.
Если же говорить о сегодняшней ситуации, то уже теперь в крупных мировых бизнес-организациях должность директора по информационным технологиям - CIO (сhief information officer) становится ключевой, наравне с генеральным и финансовым директором.
В 2008 году журнал СIO провел опрос, в котором приняли участие 558 IT-лидеров. На вопрос, с какой должностью они ассоциируют свою позицию, в компании 41% ответил, что с должностью генерального директора, 23% - финансового директора, 16% - главного операционного директора, 20% - с другими должностями. Фактически, СIO - полноправный член правления компании.
В программах многих ведущих университетах мира можно увидеть курс "Information management" или "Knowledge management", направленный на подготовку специалистов, которые бы были ответственны за то, чтобы "правильная информация попадала правильным людям, в правильное время и в правильном формате".
Новый курс являет собой междисциплинарную смесь из социальных, технических и управленческих аспектов. Интересно, что в некоторых высших школах подобный курс может отличаться в зависимости от специализации учебного заведения.
Так например, Иллинойский Университет в Чикаго, специализирующейся на подготовке специалистов в области медицинской и фармацевтической индустрии предлагает студентам курс "Health Information Management" (Информационный менеджмент в области здравоохранения - Ред.).
Цель курса - обучить разбираться в информации о состоянии пациентов, медицинских документах, тому, как использовать информационные системы в медицине и т.д.
Если говорить о большинстве украинских компаний (за исключением IT-компаний), то аналогом CIO в них является в лучшем случае директор IT-департамента, в худшем системный администратор.
Хотя очевидно, что ситуация в скором времени будет меняться - об этом говорит хотя бы тот факт, что во многих украинских ВУЗах с недавних пор начали вводить дисциплины, связанные с управлением информацией.
Называются эти курсы по разному - "Менеджмент информации", "Информационный менеджмент", "Информационные технологии в менеджменте и т.д.".
По сути, все они сводятся к обучению студентов эффективно использовать информационные технологии в управлении. Базы данных, CRM-, ERP, DLP-системы - без применения этих IT-решений сегодня невозможно функционирование ни одной организации.
Однако хочется надеяться, что бизнес-нуждами обучение информационной грамотностью не ограничится.
Информационная революция дает огромный материал для исследований практически во всех областях жизнедеятельности человека. И чем скорее украинская наука обратит на это внимание, тем лучше - уж очень хочется верить в то, что новые цифровые Эйнштейны и Ньютоны будут родом из Украины.