Крым крепостной: тыловые укрепления

Чтобы построить каменные стены на берегу Днепро-Бугского лимана турки разобрали в XVII веке на камни замечательные руины античной Ольвии, расположенной в нескольких десятках километров севернее.

Акт фантастического по своим масштабам вандализма превратил бесценные в научном смысле древнегреческие руины в не менее бесценные средневековые башни, которые с таким же варварством были разрушены российскими военными властями.

Очаков - крепость стратегического значения в понимании турецкого правительства. Султан Мурад IV возвел ее на дальних подступах для защиты самого Босфора от казацких флотилий. Заодно он соорудил еще две крепости и в самом устье пролива, со стороны Черного моря, желая пресечь регулярные набеги запорожцев на окрестности Стамбула.

Кинбурнская коса - заповедная зона

Из Очакова удобно добраться катером до острова Березань (второй вариант - из поселка Рыбаковка), на котором расположена земляная крепость рубежа XVIII-XIX веков, возведенная по инициативе российского императора Павла I. Но ее шестиугольная форма крайне архаична и не свойственна той эпохе. Возможно, русские солдаты лишь восстановили старые турецкие укрепления.

Но куда более привлекательным для посещений на острове могут показаться прежде секретные, а сегодня доступные к осмотру экспериментальные бетонные казематы начала 1910-тых годов. Они были выстроены российским Военным ведомством в центральной части Березани в испытательных целях.

ВІДЕО ДНЯ

Хватило серии метких корабельных залпов по укреплениям, чтобы сотрудники археологических экспедиций, при исследовании культурных слоев самой древней из известных в Северном Причерноморье древнегреческих колоний, до сих пор находили в земле чугунные болванки.

Угловатый контур Кинбурнского рва выделяется на степном пространстве между морем и лиманом

На противоположном от очаковской крепости берегу устья Днепро-Бугского лимана, на оконечности одноименной песчаной косы располагалась турецкая крепость Кинбурн. Тем самым обе крепости простреливали речной выход сразу с двух сторон, оставляя казакам шанс выбраться в Черное моря лишь в тылу Кинбурна, перетаскивая свои чайки волоком по песку.

С Кинбурном сегодня тоже налажено морское сообщение от очаковского городского пляжа. Утлый катерок, снабженный всего двумя спасательными кругами, набирает на борт 40-50 человек и везет на противоположный берег лимана, пересекая оживленный фарватер.

Крепость на Кинбурне не сохранилась (если не учитывать жалких земляных укреплений), зато можно наслаждаться заповедной степной природой, чистым морем и солнечными ваннами.

Ров и вал Перекопских укреплений

Приднепровский "крепостной треугольник" пал под звон штыков российских в начале зимы 1788. Как всегда решительный Суворов предложил взять Очаков сразу, штурмом в тесном взаимодействии с Лиманской флотилией Дерибаса. Однако Светлейший князь Потемкин, руководивший этой кампанией, предпочел план "формальной осады", которая в итоге затянулась более чем на полгода.

[L]Критикуя нерешительность Потемкина, фельдмаршал Румянцев тогда острил: "Очаков - не Троя, чтоб его десять лет осаждать!". Наконец, 6 декабря Потемкин неуклюжим приступом взял Очаков. За что и был награжден орденом Святого Георгия 1-й степени, а также удостоен алмазной шпаги...

В XVII веке под стенами Кинбурна комплектовались караваны, которые двигались на восток в Крым. По свидетельствам современников, путь каравана до перешейка Крымского полуострова (Перекоп) занимал целых 12 дней.

Перекоп - место загадочное, пустынное и одновременно жуткое. Удивление вызывает грандиозный, невиданный ров, шириной 40 м глубиной 12, и вал над ним, высотой до 6 м. Эта линия обороны протянулась на 8 км от Черного моря до озера Сиваш, некогда преграждая единственный сухопутный путь на полуостров целым армиям.

Черноморский бастион Перекопа

Степь вокруг буквально усеяна россыпями человеческих костей и гнутого железа времен гражданской и Второй мировой. Одних только красноармейцев при штурме "турецкого вала" в 1920 полегло с десяток тысяч.

Впрочем, турки крепость при перекопских укреплениях назвали Феррах-керман, что переводится как "Радостная"...

Крепостной ров и вал Перекопа - поистине вневременное укрепление.

И скифы в III веке до нашей эры, и турки в XVII веке, и белогвардейцы в 1920 году и даже немцы в 1944, несмотря на эволюцию технологии войны, применяли один и тот же метод обороны этого участка, поддерживая глубину перекопского рва и высоту вала на должном уровне.

Укрепления Перекопа, Великая Китайская стена, Траяновы валы в Буджаке, византийские "длинные стены" Гексамилион на Коринфском перешейке - суть явления одного порядка. Перефразируя Наполеона, Перекоп можно сравнить с пробкой в бутылке, которой является Крым: кто с ней справится и сумеет открыть, тому и пить шампанское.

На валу Перекопа - остатки немецкого ДОТа

Центральная часть укреплений с цитаделью (земляной крепостью) находится всего в 6 км от города Армянска. Устья рва, в точках соединений с морем и озером, были защищены П-образными мощными каменными бастионами, из которых сохранился лишь один - у Черноморского устья.

Путь к нему от Армянска лежит через село Волошино, на околицах которого, прямо из лунок в степи, ключом бьет целебная минеральная вода (горьковатая на вкус, напоминает "Куяльник").

Мы шли к черноморскому бастиону пешком, с рюкзаками, по знойной степи. Должен сказать, что ледяной родник посреди ровной, как стол, местности, без сопутствующей растительности или рекламных щитов, вызывает у городского жителя почти первобытное восхищение, азиатское преклонение перед "священным колодцем".

Каменные укрепления на Перекопе - сегодня редкость

Челеби в 1657 писал, что солдаты перекопского гарнизона периодически "вооружаются и ходят за ворота крепости в степь за живой водой". В то время как "непокорные казаки появлялись в этих местах, хватали идущих за водой и брали в плен". И сегодня, метрах в двухстах от Черноморского бастиона к северу, с внешней стороны укреплений, фонтанирует источник безупречного вкуса, пресной ледяной воды.

Пересекая этот совсем не условный рубеж, двигаемся дальше, на юго-восток, к азовскому побережью и основанию Арабатской косы.

Здесь находится уникальная по своему изяществу, расположению и степени сохранности крепость Арабат. Она также выстроена турками где-то во второй половине XVII века. Это малоизученный, шестиугольный бастионный форт, созданный из прочного пиленого камня посреди широкого пляжа с белоснежным песком.

Арабат прикрывал второй из двух возможных сухопутных путей на полуостров. Однако по убеждению турецких властей, целая армия может решиться на стокилометровый марш по песчаной безводной пустынной косе Арабат лишь теоретически...

Остатки ворот Арабатской крепости

Вот русские войска и воплотили эту теорию в жизнь. В 1771 году крепость, запиравшая косу на замок, сдалась после короткого штурма войскам князя Долгорукова. Как тогда писали в донесениях: "Исторгнута из рук турецких".

Арабат спрятался в складках рельефа, повинуясь всем законам бастионного зодчества. Крепость сохранилась по всему периметру стен. На территории двора еще заметны руины мечетей, открыт доступ в подземные хранилища, по-прежнему видны тайные калитки в эскарпе обводного рва, а к амбразурным комнатам в куртинах со двора ведут извилистые пандусы.

Арабат - одна из самых удаленных от основных туристических маршрутов, и посему малоизвестная крепость Крыма. С прекрасным пляжем под боком и в экзотическом соседстве с целебной лужей Сиваша.

После Перекопа и Арабата турецкая администрация и татарский хан посчитали необходимым укрепить еще один, третий стратегически важный участок на Крымском побережье - Керческий пролив.

В некоторых местах ров Арабата еще держит воду

В первые годы XVIII века у северной излучины Керческой гавани была построена крепость Ени-Кале по проекту итальянца Голоппо, принявшего ислам. Это самое узкое место пролива, расстояние до противоположного берега здесь составляет всего 4 км.

"Запереть" залив турок вынудил сам русский царь Петр I. Отобрав у султана крепость Азов в устье Дона в 1696, он принялся строить флот, бравируя спущенными на воду кораблями прямо в проливе. Понимая, что уничтожить азовскую флотилию будет трудно, турки решили хотя бы не выпускать ее в Черное море.

Артиллерии Ени-Кале следовало контролировать своим огнем фарватер. В этих целях под самым берегом были сооружены десятки батарей и мощный бастион для орудия особо крупных размеров. Здесь же располагалась "цитадель" с четырьмя угловыми башенками и святая святых на нижнем ярусе - огромной цистерной для воды.

Тыл прибрежного артиллерийского фронта прикрывали мощные стены, широкий ров и бастионы, которые составляют основной периметр крепостных укреплений. Вся планировка крепости по-итальянски экспрессивна, бессистемна, не подчиняется симметрии. Бастионы несоразмерны, линии крепостных оград изогнуты вопреки особенностям рельефа местности.

Башня с цистерной в крепости Ени-Кале

Крепость со своими задачами не справилась. Голоппо просчитался. Угол обстрела прибрежных орудий был крайне низок, дальность эффективной стрельбы необычайно мала. Летом 1771 года Ени-Кале была без боя захвачена русскими войсками. Турецкий гарнизон, несмотря на большое подкрепление, прибывшее на кораблях за несколько дней до появления неприятеля, оставил крепость.

В 1774 Ени-Кале была передана России. Крепость даже не стали сносить по Парижскому мирному договору - настолько отсталой и неудачной в исполнении она показалась военным экспертам.

Пример с Ени-Кале хорошо иллюстрирует проблему импорта европейских технологий в систему оборонных проектов Турецкой империи. Ведь за 400 лет ведения войн турки (как бывшие кочевники) так и не создали своей школы фортификации.

Неизвестно кому принадлежит авторство проектов крепостей в Бендерах и на Арабате, хотя их облик явно европейский. Присущие данным крепостям откосы у оснований бастионов позволяют предполагать, что в основе конструкций находились итальянские фортификационные идеи. Возможно, там тоже работали итальянские мастера, как в случае с Ени-Кале.

Продолжение следует...

Реклама:

Головне сьогодні