Некоторые аспекты винного законодательства ЕС и Украины
Страны Европейского Союза производят в совокупности 175 миллионов гектолитров вина в год, имеют 45% мировых площадей технического винограда, производят до 65% мирового объема винной продукции, потребляют 57% вина, производимого в мире, и экспортируют более 70% своей продукции. Это сухие цифры, которым предшествует длительный путь развития винной индустрии, продолжающийся до настоящего времени.
Весь этот путь сопровождает постоянный процесс законотворчества, как на европейском, так и на региональных уровнях. Так, винодельческие хозяйства Старого Света должны следовать строгим правилам сортового состава вин, соблюдения технологических процессов производства вина, выращивания винограда, ровно, как и соблюдения привязки сортов винограда к определенной местности.
Конечно же, строгость законодательных норм в сфере виноделия варьируется от страны к стране, но общим для всех является европейский регуляторный акт Council Regulations on the common organisation of the market in wine (EC) № 479/2008 от 29 апреля 2008 года.
Это последняя серьезная реформа в сфере европейского виноделия, которая преследует собой следующие цели:
Повышение конкурентоспособности и усиление репутации европейских вин, а также восстановление доли внутреннего и внешнего рынков.
Для достижения лучшего равновесия между спросом и предложением, создание более простых, более прозрачных и более эффективных правил управления рынком.
Сохранение лучших европейских традиций виноделия и усиление роли виноделия, а также его влияния на экономическое и социальное развитие в сельской местности.
Казалось бы, самые общие формулировки, но за ними скрываются вполне конкретные действия. Так, мало кому известно, что до реформы 2008 года выделялись средства на сокращение площадей виноградников. Причем достаточно серьезные средства: 2009 год - 464 миллионов EUR, 2010 бюджетный год - 334 миллионов EUR, план на 2011 год составляет 276 миллионов EUR. Это делалось, главным образом для решения проблемы перепроизводства, а, косвенно, для повышения качества европейской винодельческой продукции.
Согласно Council Regulations № 479/2008, после 2015 года планируется снятие всяких ограничений на высадку виноградной лозы, тем самым, позволяя конкурентоспособным производителям наращивать мощности, а также усилить развитие "отсталых" сельскохозяйственных областей.
При очевидной направленности последних изменений в регуляторной политике на уход от всевозможных ограничений, не следует забывать и о том, что европейский сельскохозяйственный сектор относится к лоббируемой, протекционистской и субсидируемой области экономики Старого Света.
Так, для долгосрочного повышения качества продукции винодельческих хозяйств в условиях растущего глобального соперничества регионов, стран и континентов, Европейским союзом выделяются значительные средства для реструктуризации и модернизации виноградников и винодельческих хозяйств.
Ознакомившись с приложением II и III к Council Regulations № 479/2008, становится понятным, что на развитие виноделия в Европе выделяются значительные средства. Для примера, Франция получает в среднем по 300 млн. EUR в год, а Италия по 350 млн.
Обобщая, можно сказать, что постоянные изменения и корректировка целей на законодательном уровне, а также финансовые вливания, направлены на своевременную адаптацию европейской винной промышленности к изменяющимся рыночным условиям.
В целом, с этой же целью в 2005 году был принят и постоянно дорабатывается Закон Украины "Про виноград та виноградне вино". Последние изменения в нем были утверждены Верховной Радой совсем недавно - 3 февраля этого года.
Изменения, в основном, направлены на приведение Закона в соответствие с требованием регуляторного акта ЕС № 479/2008 "Council Regulations on the common organisation of the market in wine". Для этого, в Законе изменены отдельные определения и конкретизированы некоторые его нормы.
В частности, определено что, центральным органом исполнительной власти по вопросам аграрной политики и продовольствия утверждаются формы производственного учета вин и порядок их ведения, согласовывается технологическая отечественная и иностранная документация, а также другие нормативные документы, необходимых для производства вин, их сроки и процедуры подачи.
Любопытной является и новая редакция первой части восьмой статьи: "Назва вин контрольованих найменувань за походженням надається кращим винам, виготовлення яких забезпечено стійкою сировинною базою і які мають високу якість протягом не менш як 5 років випуску. Всі стадії виробництва вин контрольованих найменувань за походженням повинні здійснюватися на підприємстві, розташованому у строго регламентованому географічному місці вирощування винограду".
Интересно: в европейском законодательстве существуют классификации вин, которые контролируется и гарантируется по наименованию на уровне государств. То есть, определенная аббревиатура на этикетке, например, DOCG, AOC и другие, гарантирует, что данное вино было произведено согласно правилам, определенным на законодательном уровне (виноград был выращен в установленном регионе, соблюдены метод производства, выдержка и т.д.) Ниже приводится сравнительная таблица европейских классификаций вина:
Появление в Украине наименований вин, контролируемых по происхождению - это большой шаг вперед и хорошая новость для тех, кто всегда задавался вопросом: "Как же найти качественное украинское вино?" Через пять лет должны появиться первые отечественные напитки, контролируемые по наименованию, и тогда уже можно будет легко отличить действительно качественного украинского производителя.
Как бы ни была хороша (плоха) законодательная база, в конечном счете, все зависит от системы контроля над исполнением конкретных положений законов. С этим в Украине пока еще не все так хорошо, как хотелось бы. Поэтому нужно запастись терпением и подождать, а рынок в длительной перспективе решит сам, быть ли качественному виноделию в Украине.