Коммуна счастья С.П.А.Р.Т.А: ешь, рифмуй, трудись!
В селе Караван под Харьковом с середины 90-х годов проживает небольшая трудовая "коммуна счастья", члены которой пишут стихи (обязательное условие для каждого), изучают язык эсперанто, запрещают на своей территории алкоголь, курение и нецензурную брань (нарушителям грозит денежный штраф), занимаются животноводством и готовы обучить всех желающих теории и практике счастливой жизни.
Жил, жив и будет жить.
В основном, гости "поэтической общины", под названием "учебное хозяйство С.П.А.Р.Т.А" - журналисты и съемочные группы, еще несколько лет назад увлекательно рассказывали про сараи с именами "Аристотель", "Сократ", "Маяковский", "Гоголь" "Мересьев". Говорили про туалет "Ельцин", навесы "Сковорода" и "Суворов", стены, увешанные лозунгами и стихотворными призывами с пафосом советских времен.
Основатель хозяйства Юрий Давыдов, который в России был политзаключенным и направлялся на принудительное лечение с диагнозом "бредовые идеи перестройки и реформаторства общества", в интервью, охотно делился планами сделать народы России и Украины счастливыми, догнать и обогнать США по производству мяса и молока на душу населения, говорил о техниках духовного и физического оздоровления.
Тамара Костюк с игрушечным Портосом. Говорит, он копия Юрий Давыдов |
Однако сам автор формул счастья и любви, описавший способы развития "Настоящего человека" в пяти стихотворных томах, не успел широко воплотить свои идеи. Главный теоретик счастья внезапно заболел и скончался в реанимации московской клиники в сентябре 2009 года.
Община, в которой остались почти одни женщины, выстояла, и продолжила дело своего идейного лидера. "Мы похоронили Юру, поплакали, а потом поняли, что он не ушел, а духовно находится с нами. И все только начинается", - сообщила мне по телефону Тамара Костюк, одна из организаторов учхоза и преданная последовательница учения Юрия Давыдова. И приветливо добавила: "Приезжайте, мы рады гостям!" Я отправилась к знатокам счастья.
"Спартанцы" приветствуют гостей знаменем эсперантистов |
Спартанцы из ПОРТОСа
"Сельскохозяйственная Поэтизированная Ассоциация Развития Трудовой Активности" - написано от руки в столбик на плакате, отличающим фасад простого двухэтажного дома от остального деревенского пейзажа. Кроме наглядной расшифровки названия СПАРТА, на стене красуются патетические лозунги: "Производительность Труда Зависит от Ума всегда!" "Читай, Учись, Рифмуй, Трудись! И расцветет страна и жизнь!" (в рифму звучит "жись", отмечаю автоматически).
С потолка смотрят глаза великих людей |
Кажется, что попал в кино о годах коллективизации, стахановских движений с радостными лицами многостаночников. На местами поржавевших стальных воротах изображена винтообразная ступенчатая "Башня счастья", указывающая ту самую производительность труда и путь в космос.
На пороге усадьбы вместе с самой Тамарой Костюк, меня встречают две миловидные девушки - Татьяна Ломакина и Юлия Приведенная, и один мужчина - Леонид Хажанов.
На стенах "сельсовета" ни одного свободного места |
Постоянно здесь находится от трех до шести спартанцев. "Я живу в Москве, а сюда приехал на время, чтобы закалиться физически, поработать, помочь друзьям, - поясняет Леонид. - Здесь я уже две недели, уезжать пока не собираюсь". Для мужчин тут работы всегда много: копать, делать ремонт, охранять территорию от любителей поживиться чужим добром. Пока я разговариваю с девушками, Леонид фиксирует наше общение на видео и фото, поясняет, что "для истории".
Татьяна Ломакина живет в учхозе уже около года. До этого о ней и Юлии Приведенной взахлеб писала российская пресса, освещавшая суд в Москве над ПОРТОСом - общественной организацией, созданной Юрием Давыдовым еще в 80-х годах прошлого века. Полное название звучало как "поэтизированное объединение разработки теории общественного счастья".
Поросята в хозяйстве выглядят счастливыми по-настоящему |
В 2001 году "портосовцев" обвинили в "создании и руководстве незаконным вооруженным формированием", "организации объединения, посягающего на личность и права граждан", а также в "истязании несовершеннолетних". Тогда руководителей Юрия Давыдова и Евгения Привалова признали невменяемыми, а Татьяна Ломакина провела в заключении четыре с лишним года.
Юлия Приведенная получила условный срок, пробыв три месяца в СИЗО. Только в декабре прошлого года с нее сняли подписку о невыезде. Девушки уверяют: дело было заказным и сфабрикованным, поскольку ПОРТОС располагался под Москвой и боролся с местной люберецкой наркомафией. Формулировки российского обвинения звучат действительно нелепо, когда видишь перед собой хрупких приветливых обитательниц СПАРТы. "Вооруженное формирование, - улыбается Юлия. - Конечно, у нас есть оружие - это наша поэзия".
Дневной надой около сарая Аристотель |
Последнее слово на суде девушки зачитали в стихах. Когда Юля была в СИЗО, Таня передала ей книгу, подписанную для нее Евгением Евтушенко с пожеланием быстрее выбраться из мест заключения.
Юля утверждает, что Украина пока дышит свободнее, чем Россия. "В России все очень жестко - больше двух не собираться, руки за спину, рот закрыть, - говорит она. - Когда в месяце тридцать один день, то в последний день мы выходим на митинг в защиту тридцать первой статьи конституции за свободу собраний граждан. И сразу приезжает порядка двадцати машин ОМОНа, всех разгоняют дубинками".
Вторая жизнь Маяковского и Григория Сковороды в виде сараев |
Кстати, учхоз СПАРТА является практической моделью идеологии ПОРТОСА и частью этой организации, поясняют девушки. Сетуют, что журналисты часто путают аббревиатуры, пишут, что ПОРТОСа больше нет. "Мы и есть ПОРТОС !" - поясняет Тамара Костюк.
Феличология для чайников
В здании "сельсовета" меня угощают винегретом, пирогами, яблоками и молоком. И, конечно, котлетами. Мясо входит в обязательный рацион всех спартанцев, как молоко и яйца. Научно высчитанная Давыдовым норма мяса на человека составляет 125 кг в год. Вегетарианцев, йогов и постящихся здесь не поймут.
Женский теремок "Ярославна" |
Дело в том, что животная белковая пища является по здешней теории важным источником энергии. А энергия - частью феличологии (от слова felico - "счастье" на эсперанто), науки о счастье. Юлия расписывает основную формулу счастья (F), в которой оно является производным энергичности(E), уровня понимания жизни(S), жизненного опыта(T) и умения дружить(O). Все компоненты вместе составляют слово "festo", что значит "праздник" - тоже на эсперанто.
Помнится, в теории счастья академика, Нобелевского лауреата и жизнелюба Льва Ландау, было всего три компонента: работа, физическая любовь и общение, а сам он был основным и успешным пользователем своей формулы и доказательством ее эффективности.
Высоцкий возле ванной, очевидно, следит за гигиеной |
Работа и общение у здешних феличологов предусмотрены, а вот физическая любовь - нет. Может, считать мясо ее заменой? Юлия Приведенная поясняет, что они трактуют любовь более широко - как любовь к людям, к друзьям. "Должна быть настоящая любовь к жизни", - уверяет она.
Внутри помещения надписи и фото великих (по мнению "спартанцев") людей покрывают не только стены, но и потолки. Сверху на меня серьезно смотрят Юлия Тимошенко и Тарас Шевченко. "Раньше думай о Родине, а потом - о себе!", "Мы не рабы!" "Учиться, учиться, учиться!" хором гласят лозунги напротив, которые вместе с фотографией и бюстом Ленина дополняют стойкое историческое дежавю. Привет из советского прошлого.
Но Тамара Костюк, которая возглавляет общину, уверена, что так выглядит идеология не прошлого, а как раз будущего человечества, вступившего в третье тысячелетие. Она убеждена, что постепенно теория счастья овладеет массами и станет такой же привычной, как полеты к звездам. "Когда Циолковский придумал ракету, никто не верил учителю-самоучке из Калуги, - замечает она. - Прошло много лет, пока появился Королев и воплотил мечту в жизнь".
Девушкам-борцам за счастье хватает уюта |
А еще она легко проводит параллель между феличологией и судьбой духовного учения "Иешуа Иосифовича Давыдова" ("Давыдовым он был по матери!" - поясняет Тамара в ответ на мое недоумение) - мол, изначально у того тоже было только двенадцать учеников, а сейчас христианство охватывает половину человечества. Так что посмотрим на теорию счастья через пару тысяч лет, улыбается Тамара.
Члены СПАРТы считают своей задачей постепенное развитие человека, превращение его в "Настоящего Великого Счастливого Человека". Этапы эволюции, по их мнению, выглядят, как переход от уровня потребителя к бунтарю и к высшей форме - борцу. А способами этого развития они считают написание стихов, которые "развивают душу и интеллект", изучение пухлых томов теории по Юрию Давыдову и отказ от дурных привычек. В связи с чем, происходит очищение мыслей и тел.
А еще для них важна физическая работа и тренировки, в основном бег и единоборства - Юрий Давыдов успел написать методические пособия по боксу и борьбе. Кстати, сами "спартанцы" посещают международные конгрессы эсперантистов, занимаются туризмом и участвуют в забегах на долгие дистанции: на днях они как раз вернулись со стокилометрового забега в Одессе.
Теоретики счастья уверяют, что у каждого из них есть по несколько неофитов или "курсантов", которых они обучают теории и "материально подкармливают" мясо-молочными продуктами. Они готовы принять у себя в учхозе всех, кто захочет встать на путь новой жизни по их методике и честно выполнять жесткие условия общины. Правда, за время моего визита новичков мне повстречать не удалось.
Счастье строгого режима
Суровые порядки учхоза, описанные бывавшими здесь ранее, оказались не такими уж суровыми. С меня даже не взяли штраф за анекдот с матом. Хотя экспериментировать с сигаретой или пивом я не стала.
Поднимаются в СПАРТе в восемь утра и работают до шести вечера с двухчасовым перерывом на обед и отдых. Это совсем не по шестнадцать часов работы, как сообщалось в мифических репортажах. В четыре тридцать ежедневно встает только доярка на утреннюю дойку, что нормально для сельской жизни. К тому же приготовление пищи, уход за скотом, огородами, работа на тракторе и основная часть тяжелых сельских работ лежит на наемных рабочих, которых здесь называют "практиками".
Татьяна Ломакина готова поделиться счастьем |
Иногда "практики" беззастенчиво пользуются оказанным доверием. Тамара вспоминает, как зимой два года назад на работу попросились две сельские кумушки. Она дала им простой тест, как заведено в учхозе, и они оказались почти безграмотными. Однако, поскольку женщины вели себя спокойно и скромно, их взяли готовить еду и убирать у коров.
"А через неделю, - рассказывает Тамара. - они набрали яиц, постного масла, прихватили какие-то тряпки, тапки, риса и гречки, даже взяли баночку варенья и тетрадку - все, что попалось под руку, сложили все это в сумку и закопали за воротами". Спартанцы нашли "тайник", сфотографировали виновных и вывесили их фото на доске позора. Вот и все наказание. А предупреждение: "Воровать не сметь, крысятничеству - смерть!", которое располагается прямо возле доски позора, очевидно, лишь поэтическое преувеличение.
Единственное, что здесь кажется тяжелым для повседневной жизни, помимо заполняющих пространство рифмованных кричащих надписей, это отсутствие привычных удобств и минимального комфорта: неухоженные дворы, неопрятные помещения.
Двухярусные жесткие койки в женском общежитии "Ярославна", расписание "банных дней" на двери в покрытую черными разводами ванную. Условия быта, более чем спартанские.
На мой вопрос, почему бы ни отремонтировать помещения, Тамара удивляется: "Зачем? Мы занимаемся глобальными вопросами счастья и любви. А стены тут прочные, простоят еще сто лет".
Пророки в отечестве
Какой бы идеалистической и утопичной не представлялась рифмованная теория счастья с запретом плохих привычек, на практике члены общины организовали достаточно крепкое и прибыльное мясо-молочное хозяйство. Члены учхоза выращивают свыше тридцати коров, из которых восемнадцать - дойных. В сутки, говорит Татьяна Ломакина, хозяйство получает и реализует около двухсот литров молока.
[VR] Если рассмотреть основные определения сект, то любую группу людей, объединенных одной идеей, даже такой невинной, как учение о счастье или ежедневное рифмование, можно считать сектой. К примеру, историк и богослов А.Л.Дворкин относит к сектам не только политические и религиозные объединения, но также группы с психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными и даже культурологическими целями.
В "Словаре античности" авторы Ирмшер Й., Йоне Р указывают:
Секты (от лат. sequi-следовать) - группы, отделившиеся от крупного течения и следующие за собственным новым вождем или исповедующие новую идею. В античной Греции секта первоначально означала философскую или юридическую школу или группу, затем политическую группировку (у Цицерона). Церковь придала этому термину значение "ересь".
Среди признаков "секты", которые дает РПЦ, есть такие: У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Учение группы считается единственно настоящим, истинным знанием.
Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его. Группа - это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно, если оно не сотрудничает с группой и не позволяет ей спасать себя. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению. [/VR]
Даже с учетом потребления членов коммуны и расходов на хозяйство дневной доход общины составляет свыше тысячи гривень - это около тридцати тысяч в месяц. Правда, Тамара Костюк считает экономическую сторону второстепенной. "Мы не продаем, а распространяем, - уверяет она. - Часть молока выпиваем сами, а восемьдесят пять процентов распространяем народу Украины. Смысл не в том, чтоб деньги заработать, наша цель - общаться".
Кроме коров в общине есть еще две лошади, свиньи и поросята - все упитанные и здоровые. Так что в качестве фермеров, теоретики счастья приносят обществу практическую пользу уже сегодня.
При этом отношения с соседями по селу у "спартанцев" не сложились. Жители ближайших к учхозу домов говорят в спину Тамаре: "Давыдов умер, а тебя в психушку надо, и ты к нему отправишься!" Тамара, которая в этом селе жила с самого детства, не обижается, пожимает плечами - мол, что с них взять?
Но и случайные прохожие, которых я встречаю на улице, на вопрос об общине качают головами и "поливают" теоретиков всемирного счастья недобрыми определениями "секта", "козлятники" - хотя коз в СПАРТе уже давно нет. "У них грязь, видели какая?" - говорит молодая мама с коляской и с мужем под руку. - И воняет. Держат коров среди домов, где люди живут. Коровники при колхозах строили за селом подальше. И потом - пусть не пьют-не курят, но мыться же надо?"
Высокая старушка с сыновьями уверяет, что, мол, у членов общины есть "какая-то крыша". "Столько жалоб на них писали - и никто с ними ничего не сделал. Видимо, кто-то их "наверху" защищает". Односельчане уверяют, что не покупают у общинников молока из-за антисанитарных условий в хозяйстве. И, хотя официальные документы говорят, что с гигиеной в СПАРТЕ порядок, люди больше верят слухам. Когда я достаю камеру, чтобы сделать фото недовольных односельчан для материала, они отказываются сниматься наотрез.
Доска позора с угрозами нешуточного содержания |
Члены СПАРТы объясняют негативное отношение односельчан по-своему: в селе никто не держит коров, потому что это тяжело, а здесь работать не привыкли, за много лет научились только воровать и пить. Раньше воровали со спирт-завода, который работает в Караване. Именно выбросами этого производства, а не животноводческими отходами поясняют члены учхоза отвратительный запах, густо разлитый по всему селу - кажется, им пропахло каждое деревце и травинка, и небольшой пруд около зданий общины.
На прощание феличологи угощают меня конфетами "СПАРТА", которые появились в продаже (случайно или нет?) после публикаций об учхозе, вручают трехлитровую банку молока и один из томов Юрия Давыдова под названием "Формула любви". Молоко, кстати, оказалось на редкость вкусным, зря соседи "спартанцев" от него отказываются.
Все фото автора.