Коммуна счастья С.П.А.Р.Т.А: ешь, рифмуй, трудись!

В селе Караван под Харьковом с середины 90-х годов проживает небольшая трудовая "коммуна счастья", члены которой пишут стихи (обязательное условие для каждого), изучают язык эсперанто, запрещают на своей территории алкоголь, курение и нецензурную брань (нарушителям грозит денежный штраф), занимаются животноводством и готовы обучить всех желающих теории и практике счастливой жизни.

Жил, жив и будет жить.

В основном, гости "поэтической общины", под названием "учебное хозяйство С.П.А.Р.Т.А" - журналисты и съемочные группы, еще несколько лет назад увлекательно рассказывали про сараи с именами "Аристотель", "Сократ", "Маяковский", "Гоголь" "Мересьев". Говорили про туалет "Ельцин", навесы "Сковорода" и "Суворов", стены, увешанные лозунгами и стихотворными призывами с пафосом советских времен.

Основатель хозяйства Юрий Давыдов, который в России был политзаключенным и направлялся на принудительное лечение с диагнозом "бредовые идеи перестройки и реформаторства общества", в интервью, охотно делился планами сделать народы России и Украины счастливыми, догнать и обогнать США по производству мяса и молока на душу населения, говорил о техниках духовного и физического оздоровления.

Тамара Костюк с игрушечным Портосом. Говорит, он копия Юрий Давыдов

Однако сам автор формул счастья и любви, описавший способы развития "Настоящего человека" в пяти стихотворных томах, не успел широко воплотить свои идеи. Главный теоретик счастья внезапно заболел и скончался в реанимации московской клиники в сентябре 2009 года.

РЕКЛАМА:

Община, в которой остались почти одни женщины, выстояла, и продолжила дело своего идейного лидера. "Мы похоронили Юру, поплакали, а потом поняли, что он не ушел, а духовно находится с нами. И все только начинается", - сообщила мне по телефону Тамара Костюк, одна из организаторов учхоза и преданная последовательница учения Юрия Давыдова. И приветливо добавила: "Приезжайте, мы рады гостям!" Я отправилась к знатокам счастья.

"Спартанцы" приветствуют гостей знаменем эсперантистов

Спартанцы из ПОРТОСа

"Сельскохозяйственная Поэтизированная Ассоциация Развития Трудовой Активности" - написано от руки в столбик на плакате, отличающим фасад простого двухэтажного дома от остального деревенского пейзажа. Кроме наглядной расшифровки названия СПАРТА, на стене красуются патетические лозунги: "Производительность Труда Зависит от Ума всегда!" "Читай, Учись, Рифмуй, Трудись! И расцветет страна и жизнь!" (в рифму звучит "жись", отмечаю автоматически).

С потолка смотрят глаза великих людей

Кажется, что попал в кино о годах коллективизации, стахановских движений с радостными лицами многостаночников. На местами поржавевших стальных воротах изображена винтообразная ступенчатая "Башня счастья", указывающая ту самую производительность труда и путь в космос.

На пороге усадьбы вместе с самой Тамарой Костюк, меня встречают две миловидные девушки - Татьяна Ломакина и Юлия Приведенная, и один мужчина - Леонид Хажанов.

На стенах "сельсовета" ни одного свободного места

Постоянно здесь находится от трех до шести спартанцев. "Я живу в Москве, а сюда приехал на время, чтобы закалиться физически, поработать, помочь друзьям, - поясняет Леонид. - Здесь я уже две недели, уезжать пока не собираюсь". Для мужчин тут работы всегда много: копать, делать ремонт, охранять территорию от любителей поживиться чужим добром. Пока я разговариваю с девушками, Леонид фиксирует наше общение на видео и фото, поясняет, что "для истории".

Татьяна Ломакина живет в учхозе уже около года. До этого о ней и Юлии Приведенной взахлеб писала российская пресса, освещавшая суд в Москве над ПОРТОСом - общественной организацией, созданной Юрием Давыдовым еще в 80-х годах прошлого века. Полное название звучало как "поэтизированное объединение разработки теории общественного счастья".

Поросята в хозяйстве выглядят счастливыми по-настоящему

В 2001 году "портосовцев" обвинили в "создании и руководстве незаконным вооруженным формированием", "организации объединения, посягающего на личность и права граждан", а также в "истязании несовершеннолетних". Тогда руководителей Юрия Давыдова и Евгения Привалова признали невменяемыми, а Татьяна Ломакина провела в заключении четыре с лишним года.

Юлия Приведенная получила условный срок, пробыв три месяца в СИЗО. Только в декабре прошлого года с нее сняли подписку о невыезде. Девушки уверяют: дело было заказным и сфабрикованным, поскольку ПОРТОС располагался под Москвой и боролся с местной люберецкой наркомафией. Формулировки российского обвинения звучат действительно нелепо, когда видишь перед собой хрупких приветливых обитательниц СПАРТы. "Вооруженное формирование, - улыбается Юлия. - Конечно, у нас есть оружие - это наша поэзия".

Дневной надой около сарая Аристотель

Последнее слово на суде девушки зачитали в стихах. Когда Юля была в СИЗО, Таня передала ей книгу, подписанную для нее Евгением Евтушенко с пожеланием быстрее выбраться из мест заключения.

Юля утверждает, что Украина пока дышит свободнее, чем Россия. "В России все очень жестко - больше двух не собираться, руки за спину, рот закрыть, - говорит она. - Когда в месяце тридцать один день, то в последний день мы выходим на митинг в защиту тридцать первой статьи конституции за свободу собраний граждан. И сразу приезжает порядка двадцати машин ОМОНа, всех разгоняют дубинками".

Вторая жизнь Маяковского и Григория Сковороды в виде сараев

Кстати, учхоз СПАРТА является практической моделью идеологии ПОРТОСА и частью этой организации, поясняют девушки. Сетуют, что журналисты часто путают аббревиатуры, пишут, что ПОРТОСа больше нет. "Мы и есть ПОРТОС !" - поясняет Тамара Костюк.

Феличология для чайников

В здании "сельсовета" меня угощают винегретом, пирогами, яблоками и молоком. И, конечно, котлетами. Мясо входит в обязательный рацион всех спартанцев, как молоко и яйца. Научно высчитанная Давыдовым норма мяса на человека составляет 125 кг в год. Вегетарианцев, йогов и постящихся здесь не поймут.

Женский теремок "Ярославна"

Дело в том, что животная белковая пища является по здешней теории важным источником энергии. А энергия - частью феличологии (от слова felico - "счастье" на эсперанто), науки о счастье. Юлия расписывает основную формулу счастья (F), в которой оно является производным энергичности(E), уровня понимания жизни(S), жизненного опыта(T) и умения дружить(O). Все компоненты вместе составляют слово "festo", что значит "праздник" - тоже на эсперанто.

Помнится, в теории счастья академика, Нобелевского лауреата и жизнелюба Льва Ландау, было всего три компонента: работа, физическая любовь и общение, а сам он был основным и успешным пользователем своей формулы и доказательством ее эффективности.

Высоцкий возле ванной, очевидно, следит за гигиеной

Работа и общение у здешних феличологов предусмотрены, а вот физическая любовь - нет. Может, считать мясо ее заменой? Юлия Приведенная поясняет, что они трактуют любовь более широко - как любовь к людям, к друзьям. "Должна быть настоящая любовь к жизни", - уверяет она.

Внутри помещения надписи и фото великих (по мнению "спартанцев") людей покрывают не только стены, но и потолки. Сверху на меня серьезно смотрят Юлия Тимошенко и Тарас Шевченко. "Раньше думай о Родине, а потом - о себе!", "Мы не рабы!" "Учиться, учиться, учиться!" хором гласят лозунги напротив, которые вместе с фотографией и бюстом Ленина дополняют стойкое историческое дежавю. Привет из советского прошлого.

Но Тамара Костюк, которая возглавляет общину, уверена, что так выглядит идеология не прошлого, а как раз будущего человечества, вступившего в третье тысячелетие. Она убеждена, что постепенно теория счастья овладеет массами и станет такой же привычной, как полеты к звездам. "Когда Циолковский придумал ракету, никто не верил учителю-самоучке из Калуги, - замечает она. - Прошло много лет, пока появился Королев и воплотил мечту в жизнь".

Девушкам-борцам за счастье хватает уюта

А еще она легко проводит параллель между феличологией и судьбой духовного учения "Иешуа Иосифовича Давыдова" ("Давыдовым он был по матери!" - поясняет Тамара в ответ на мое недоумение) - мол, изначально у того тоже было только двенадцать учеников, а сейчас христианство охватывает половину человечества. Так что посмотрим на теорию счастья через пару тысяч лет, улыбается Тамара.

Члены СПАРТы считают своей задачей постепенное развитие человека, превращение его в "Настоящего Великого Счастливого Человека". Этапы эволюции, по их мнению, выглядят, как переход от уровня потребителя к бунтарю и к высшей форме - борцу. А способами этого развития они считают написание стихов, которые "развивают душу и интеллект", изучение пухлых томов теории по Юрию Давыдову и отказ от дурных привычек. В связи с чем, происходит очищение мыслей и тел.

А еще для них важна физическая работа и тренировки, в основном бег и единоборства - Юрий Давыдов успел написать методические пособия по боксу и борьбе. Кстати, сами "спартанцы" посещают международные конгрессы эсперантистов, занимаются туризмом и участвуют в забегах на долгие дистанции: на днях они как раз вернулись со стокилометрового забега в Одессе.

Теоретики счастья уверяют, что у каждого из них есть по несколько неофитов или "курсантов", которых они обучают теории и "материально подкармливают" мясо-молочными продуктами. Они готовы принять у себя в учхозе всех, кто захочет встать на путь новой жизни по их методике и честно выполнять жесткие условия общины. Правда, за время моего визита новичков мне повстречать не удалось.

Счастье строгого режима

Суровые порядки учхоза, описанные бывавшими здесь ранее, оказались не такими уж суровыми. С меня даже не взяли штраф за анекдот с матом. Хотя экспериментировать с сигаретой или пивом я не стала.

Поднимаются в СПАРТе в восемь утра и работают до шести вечера с двухчасовым перерывом на обед и отдых. Это совсем не по шестнадцать часов работы, как сообщалось в мифических репортажах. В четыре тридцать ежедневно встает только доярка на утреннюю дойку, что нормально для сельской жизни. К тому же приготовление пищи, уход за скотом, огородами, работа на тракторе и основная часть тяжелых сельских работ лежит на наемных рабочих, которых здесь называют "практиками".

Татьяна Ломакина готова поделиться счастьем

Иногда "практики" беззастенчиво пользуются оказанным доверием. Тамара вспоминает, как зимой два года назад на работу попросились две сельские кумушки. Она дала им простой тест, как заведено в учхозе, и они оказались почти безграмотными. Однако, поскольку женщины вели себя спокойно и скромно, их взяли готовить еду и убирать у коров.

"А через неделю, - рассказывает Тамара. - они набрали яиц, постного масла, прихватили какие-то тряпки, тапки, риса и гречки, даже взяли баночку варенья и тетрадку - все, что попалось под руку, сложили все это в сумку и закопали за воротами". Спартанцы нашли "тайник", сфотографировали виновных и вывесили их фото на доске позора. Вот и все наказание. А предупреждение: "Воровать не сметь, крысятничеству - смерть!", которое располагается прямо возле доски позора, очевидно, лишь поэтическое преувеличение.

Единственное, что здесь кажется тяжелым для повседневной жизни, помимо заполняющих пространство рифмованных кричащих надписей, это отсутствие привычных удобств и минимального комфорта: неухоженные дворы, неопрятные помещения.

Двухярусные жесткие койки в женском общежитии "Ярославна", расписание "банных дней" на двери в покрытую черными разводами ванную. Условия быта, более чем спартанские.

На мой вопрос, почему бы ни отремонтировать помещения, Тамара удивляется: "Зачем? Мы занимаемся глобальными вопросами счастья и любви. А стены тут прочные, простоят еще сто лет".

Пророки в отечестве

Какой бы идеалистической и утопичной не представлялась рифмованная теория счастья с запретом плохих привычек, на практике члены общины организовали достаточно крепкое и прибыльное мясо-молочное хозяйство. Члены учхоза выращивают свыше тридцати коров, из которых восемнадцать - дойных. В сутки, говорит Татьяна Ломакина, хозяйство получает и реализует около двухсот литров молока.

[VR] Если рассмотреть основные определения сект, то любую группу людей, объединенных одной идеей, даже такой невинной, как учение о счастье или ежедневное рифмование, можно считать сектой. К примеру, историк и богослов А.Л.Дворкин относит к сектам не только политические и религиозные объединения, но также группы с психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными и даже культурологическими целями.

В "Словаре античности" авторы Ирмшер Й., Йоне Р указывают:

Секты (от лат. sequi-следовать) - группы, отделившиеся от крупного течения и следующие за собственным новым вождем или исповедующие новую идею. В античной Греции секта первоначально означала философскую или юридическую школу или группу, затем политическую группировку (у Цицерона). Церковь придала этому термину значение "ересь".

Среди признаков "секты", которые дает РПЦ, есть такие: У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Учение группы считается единственно настоящим, истинным знанием.

Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его. Группа - это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно, если оно не сотрудничает с группой и не позволяет ей спасать себя. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению. [/VR]

Даже с учетом потребления членов коммуны и расходов на хозяйство дневной доход общины составляет свыше тысячи гривень - это около тридцати тысяч в месяц. Правда, Тамара Костюк считает экономическую сторону второстепенной. "Мы не продаем, а распространяем, - уверяет она. - Часть молока выпиваем сами, а восемьдесят пять процентов распространяем народу Украины. Смысл не в том, чтоб деньги заработать, наша цель - общаться".

Кроме коров в общине есть еще две лошади, свиньи и поросята - все упитанные и здоровые. Так что в качестве фермеров, теоретики счастья приносят обществу практическую пользу уже сегодня.

При этом отношения с соседями по селу у "спартанцев" не сложились. Жители ближайших к учхозу домов говорят в спину Тамаре: "Давыдов умер, а тебя в психушку надо, и ты к нему отправишься!" Тамара, которая в этом селе жила с самого детства, не обижается, пожимает плечами - мол, что с них взять?

Но и случайные прохожие, которых я встречаю на улице, на вопрос об общине качают головами и "поливают" теоретиков всемирного счастья недобрыми определениями "секта", "козлятники" - хотя коз в СПАРТе уже давно нет. "У них грязь, видели какая?" - говорит молодая мама с коляской и с мужем под руку. - И воняет. Держат коров среди домов, где люди живут. Коровники при колхозах строили за селом подальше. И потом - пусть не пьют-не курят, но мыться же надо?"

Высокая старушка с сыновьями уверяет, что, мол, у членов общины есть "какая-то крыша". "Столько жалоб на них писали - и никто с ними ничего не сделал. Видимо, кто-то их "наверху" защищает". Односельчане уверяют, что не покупают у общинников молока из-за антисанитарных условий в хозяйстве. И, хотя официальные документы говорят, что с гигиеной в СПАРТЕ порядок, люди больше верят слухам. Когда я достаю камеру, чтобы сделать фото недовольных односельчан для материала, они отказываются сниматься наотрез.

Доска позора с угрозами нешуточного содержания

Члены СПАРТы объясняют негативное отношение односельчан по-своему: в селе никто не держит коров, потому что это тяжело, а здесь работать не привыкли, за много лет научились только воровать и пить. Раньше воровали со спирт-завода, который работает в Караване. Именно выбросами этого производства, а не животноводческими отходами поясняют члены учхоза отвратительный запах, густо разлитый по всему селу - кажется, им пропахло каждое деревце и травинка, и небольшой пруд около зданий общины.

На прощание феличологи угощают меня конфетами "СПАРТА", которые появились в продаже (случайно или нет?) после публикаций об учхозе, вручают трехлитровую банку молока и один из томов Юрия Давыдова под названием "Формула любви". Молоко, кстати, оказалось на редкость вкусным, зря соседи "спартанцев" от него отказываются.

Все фото автора.

Реклама:

Головне сьогодні