Справедливая торговля для справедливых людей

"Никогда не сомневайтесь, что небольшая группка сознательных и ответственных людей может изменить мир", - Маргарет Мид, известный американский антрополог

Экологические, органические и другие "ические" продукты питания сегодня для многих не просто модный тренд, но и стиль жизни, предполагающий, в том числе, и этичное отношение к продуктам, которые мы едим, и одежде, которую носим.

При этом, как правило, зачастую мы понятия не имеем, кем были собраны тот же чай или кофе, стоящие на полке магазина, или в каких условиях производились специи или шоколад, к которым мы привыкли.

При этом мысли на тему "почему эти консервированные вьетнамские грибочки стоят так дешево?" обычно уходят в сферу размышлений о его качестве, а ответ на этот вопрос достаточно прост – потому, что труд людей, которые произвели этот продукт, "просто" ничего не стоил…

Сложно, конечно, поверить в то, что где-то в мире и сегодня существуют кофейные, чайные и банановые плантации с самыми натуральными рабами.

Долгое время потребители просто не задумывались о таких вещах, как кабальные условия работы, в которые, в странах третьего мира, попадают целые семьи, детский труд и высокая смертность рабочих, пока в 1968 году проблемы справедливой торговли не получили мировую огласку.

Произошло это благодаря конференции ООН по торговле и развитию, которая декларировала принципы справедливой торговли со странами развивающегося мира.

Кому и зачем?

Что же такое "справедливая торговля"? Справедливая торговля (англ. Fair trade) – это социальное движение и рыночная модель международной торговли, обеспечивающая правовые гарантии фактическим производителям товара, адекватную цену за этот товар и защиту окружающей среды.

То есть, покупая продукты с маркировкой Fair Trade, вы можете быть уверены, что большая часть их стоимости пойдет непосредственно самому производителю, а не ряду посредников, которые стоят между покупателем и производителем. Таким образом, вы гарантированно оплачиваете труд свободных людей.

Чаще всего, речь идет о товарах, для изготовления которых применяется ручной труд, - кофе, чае, шоколаде, рисе, какао, мёде, хлопке, вине, свежих фруктах и специях.

Впрочем, участие в движении Fair Trade выгодно не только производителям продуктов питания, но и импортерам этих товаров. Дело в том, что спрос на экологически чистую продукцию растет, экостиль становится модным трендом.

Поэтому можно говорить о том, что торговля такого рода товарами становится по-настоящему прибыльной. Плюс к этому формируется положительный имидж компании, которая поддерживает этичное отношение к потребляемым товарам. Да, и конечный покупатель этой продукции, тоже в обиде не остается.

Дело в том, что получая справедливую оплату, производители, сертифицированные по стандартам "Fair Trade", могут избежать необходимости сокращения издержек производства в ущерб качеству.

В большинстве случаев в отношении кофейной, чайной и шоколадной продукции, сертифицируемой по системе "Fair Trade", выдается также сертификат соответствия принципам органического производства.

Если в середине прошлого века, в самом начале движения Fair Trade, "этичные" продукты можно было найти только в специализированных магазинах, так называемых Worldshop, то со временем такие продукты все чаще начали появляться на полках обычных магазинов, соответственно с маркировкой Fair Trade (FT).

Большинство FT-организаций состоит в национальных или международных федерациях или имеет выданный ими сертификат. Наиболее значимыми являются 4 объединения.

FLO- самая значимая из FT-организаций - Fairtrade Labelling Organization International (Международная Организация Маркировки товаров справедливой торговли) существует с 1997 г.

Это она регулярно инспектирует и сертифицирует производственные организации в более чем 50 странах Африки, Азии и Латинской Америки, охватывая 1 миллион семей фермеров и рабочих.

Следующее по значимости объединение - IFAT – International Fair Trade Association (Международная Ассоциация Справедливой Tорговли). Она была создана в 1989 году. В 2004 году IFAT запустила марку FTO. В отличие от системы FLO, которая маркирует продукты, IFAT маркирует организации. IFAT объединяет более чем 30 организаций в 60 странах мирп.

Немаловажную роль играет и NEWSNetwork of European Worldshops (Сеть европейских этнических магазинов), которая была создана в 1994 году, и объединяет 15 национальных организаций в 13 разных странах мира.

И, наконец, - EFTAEuropean Fair Trade Association, (Европейская Организация Справедливой Торговли) создана в 1990 г. Импортирует товары 400 кооперативов из стран Африки, Азии и Латинской Америки.

В 1998 году эти четыре объединения образовали федерацию FINE (аббревиатура по первым заглавным буквам 4 организаций) – неформальную организацию, чья задача заключается в гармонизации стандартов FT, составлении рекомендаций, повышении качества и эффективности систем мониторинга FT.

Ищем в Украине

Несмотря на серьезное отношение и масштабность, которое в последние десятилетия приобрело движение Fair Trade, справедливости ради нужно сказать, что популярность этичных товаров далеко не повсеместна.

И если в Великобритании процент подобных товаров, в зависимости от группы продуктов, составляет 25-30% в общем объеме, то в той же Германии – всего около 1%.

К сожалению, в Украине продукты с маркировкой Fair Trade, пока скорее миф, чем реальность. Однако и из этого печального правила, есть свои исключения. Одной, из первых "этичных продуктовых ласточек" на украинском рынке стали продукты питания французской компании Alter Eco, основанной в 1998 году Тристаном Лекомтом.

Рис из Таиланда, соки и нектары из Бразилии, Парагвая и Коста-Рики, кофе из Эфиопии, Мексики, Перу, Боливии и Гондураса, а также чай, шоколад, тростниковый сахар и кокосовое молоко – все эти продукты под маркой Alter Eco производятся семейными кооперативами в соответствии со стандартами FLO.

Сегодня, покупая эти органические продукты, можно быть уверенными, что они будут полезны не только вашему организму, но и людям, которые их произвели. Ведь основные поставщики Alter Eco - это небольшие фермерские хозяйства семейного типа и кооперативы, выращивающие сельхозпродукцию на собственной земле.

При этом Alter Eco сотрудничает только с теми фермерскими хозяйствами, которые не используют химикаты, а также минимизируют вредное воздействие производства на окружающую среду.

Впрочем, идею покупать продукцию у мелких сельхозпроизводителей по более высокой цене с целью улучшения их качества жизни, а потом пытаться убедить потребителя в том, что он, делая покупку, совершает благое дело, Тристану Лекомту удалось реализовать далеко не сразу.

Прошел не один год пока ему удалось найти инвесторов и партнеров в сфере дистрибуции, сотрудничая с которыми Лекомт доказал живучесть такой бизнес модели. Одним из важнейших решений в его бизнесе был отказ от затрат на масштабные рекламные компании, что смогло компенсировать относительно высокие закупочные цены.

В итоге конечная цена продуктов получилась не намного выше, чем средняя цена аналогичных продуктов на рынке, что делает товары с маркировкой FT конкурентными в ценовом отношении.

Впервые над тем, как и, главное, кем производятся продукты, которые мы ежедневно покупаем в магазине, я задумалась пару лет назад после поездки на одну из ферм по выращиванию грибов, расположенной в Киевской области.

Сборщицы грибов, работающие на производстве, были приезжими, преимущественно из районов Западной Украины. Работали они 2 недели в месяц, то есть одну неделю проводили с семьей, а на следующую опять возвращались на производство под Киев. Рабочий день начинался в 5 утра, а заканчивался не раньше 18-00.

Еженедельная зарплата колебалась в пределах 800 гривен. И они были довольны, ведь у себя на Родине не могли найти и такого заработка. Возникал вполне логический вопрос к производителю: "Что это – минимизация затрат или скрытое ... рабство?".

Так что идеи справедливой торговли не так далеки от украинских реалий, как бы нам этого не хотелось бы, или, вернее сказать, не казалось бы…

Фото з Flickr (by fitzgerrell, Daniel Newcombe, redxdress), sfarmer.com.ua.

Реклама:

Головне сьогодні