Удачное начало. Семь старт-апов украинских айтишников

Айтишники меняют мир, гораздо быстрее, чем мы это представляем, а попутно зарабатывают миллионы.

Деловой еженедельник ИнвестГазета выбрал 10 перспективных украинских стартапов, конкурирующих на глобальном рынке. В эти проекты уже инвестировано около 4 млн. долларов.

Автор спецпроекта Анастасия Рингис отобрала для "Украинской правды. Жизнь" семь интересных стартапов и дополнила оригинальные тексты цитатами и мнениями айтишников.

Findguru: Вчерашние студенты из Украины придумали, сервис поиска репетиторов для американских школьников.

Год запуска: 2012
Сумма инвестиций: $20 тыс. инвестировал бизнес-инкубатор Eastlabs; стартап находится на стадии привлечения инвестиций до $200 тыс.

Уникальность проекта: образовательная платформа для поиска репетиторов и оплаты их услуг через портал

РЕКЛАМА:
Кирил Бигай (слева)

Все началось с того, что в прошлом году Кирилл Бигай решил выучить испанский язык. Тогда Бигай занимался обслуживанием интеллектуальных сетей в компании МТС, и у него было всего два свободных вечера в неделю. Найти подходящие курсы через поисковые системы в сети он так и не смог. Тогда появилась идея – создать собственный портал, на котором можно ввести удобное время и район города – и получить всю информацию о занятиях в ближайших языковых школах.

На курсах по английскому Бигай познакомился с будущим партнёром Алексеем Малышевым – тот сразу увлекся идеей стартапа. Главная проблема, стоящая перед начинающими предпринимателями, была в том, что они не знали, как монетизировать ресурс.

Получив $20 тысяч инвестиций, они разработали альфа-версию проекта. За четыре месяца, идея Findguru менялась несколько раз. "Мы поняли, что монетизировать в украинском сегменте интернета нам не удастся – украинцы пока не привыкли платить в сети", - говорит Кирилл Бигай. В итоге обновлённый проект Findguru поменял не только концепцию, но и географию.

Сейчас ресурс ориентирован на рынок США. Теперь это портал, на котором американские школьники смогут находить репетиторов для выпускных экзаменов. В ближайшие месяцы команда Findguru переезжает в США, продолжать работу над стартапом ребята будут в Бостоне.

Runfaces: "Перезнакомить весь мир" - таковы амбиции украинского стартапа. Студенты двух американских штатов - Канзаса и Миссури – уже подружились

Год запуска: 2011

Сумма инвестиций: $50 тыс. собственных инвестиций, более $20 тыс. инвестированы Eastlabs. Находятся в стадии переговоров с бизнес-ангелом.

Уникальность проекта: социальная видеосеть

Аудитория: пользователи с интересами и желанием знакомиться, в сети уже зарегистрировалось 16,5 тыс.

В центре- Александр Крижевич, основатель Runfaces

Runfaces – первый украинский стартап, о котором написал американский Forbes.

Киевские разработчики конструируют следующий эволюционный виток развития социальных медиа – это видео-общение по интересам. До недавних пор они были первыми в этом направлении. В начале июня Шон Паркер объявив о запуске своего стартапа Airtime с подобным функционалом. Хотя благодаря блогу Techcrunch, написавшему в апреле этого года: "Социальная видео сеть Runfaces обогнала Airtime Шон Паркер", не сложно выяснить, кто был первым.

Слоган украинцев "Say hello to billion people", в исполнении команды Airtime выглядит как – "Say hello".

В первые месяцы, когда киевляне запустили свой ресурс, на нем зарегистрировались 8 тыс. человек, а статистика зафиксировала 300 тыс. заходов, в основном из двух американских штатов - Миссури и Канзаса. В итоге студенты обвалили альфа-версию и сервер, а разработчики начали искать инвестора и переписывать технологию. "Было несколько предложений, но выбрали бизнес-инкубатор", - рассказывает Крижевич.

Партнеры Eastlabs – Риш Лотликар, Ольга Белькова и Эвелин Бучацких помогли разработчикам "отшлифовать" и доработать идею. За четыре месяца работы на территории бизнес-инкубатора команда разработала новую технологическую платформу, были подготовлены документы стартапа и найден инвестор. Хотя пока ребята не раскрывают условий соглашения, очевидно, что чтобы бороться за рынок США, им придется туда переехать.

Кстати, что немало важно – они разработали систему безопасности, позволяющую контролировать нежелательный контент. Если по ту сторону монитора, показывают что-либо неприличное, кликнув мышкой, можно отправить жалобу на пользователя и скриншоты в службу поддержки.

"Если не получится в США, будет пробовать свой ресурс в русскоязычном интернете", - вполне трезво оценивают свои перспективы команда.

Аctivegift.me: Как выбрать подарок другу и точно знать, что он его не выбросит

Год запуска: 2012

Сумма инвестиций: $20 тысяч инвестировал бизнес-инкубатор Eastlabs, проект находится на стадии привлечения инвестиций до $200 тысяч
Уникальность проекта: сервис для выбора подарков

Аудитория: покупатели подарков в сети

Основатели: Артем Сухорослов, Максим Крылов

Основатели Артем Сухорослов и Максим Крылов

Обнаружив после очередной череды праздников массу ненужных вещей, упакованных в подарочную обертку, маркетолог Артем Сухорослов крепко задумался над тем, как дарить правильные подарки. Логика размышлений была следующей: чтобы подарить правильный подарок надо составить правильный список, анонимно отправить его другу, пусть он сам выберет из списка, а потом можно подарить ему любую из выбранных вещей, которая по карману.

Плюс подключить к списку других друзей. Команду для реализации этой идеи Сухорослов стал искать в сети. Там нашел технического директора Максима Крылова. С ним и еще двумя программистами они написали альфа-версию сервиса, изначально ориентируясь на украинский рынок. "В список подарков состоит из вещей, которые можно купить в сети, и это дает нам возможность монетизировать услугу", - рассказывает маркетолог.

Но оказалось, что украинские e-cоmmerce не готовы платить за привлечение клиентов. Тогда как Amazon перечислял на счет команды от 4-15% от каждой покупки товара через их ресурс. Очевидным стало, что для успеха ресурса команде придется поменять рынок. В январе команда Аctivegift.me подала заявку на участие в первом наборе бизнес-инкубатора Eastlabs. Получив первые инвестиции в размере $ 20 тыс, Артем и Максим оправились на тематическую конференцию в Нью-Йорк, там они провели полевое исследование.

"В среднем результаты возврата товаров в США достигают 60% , в офлайн розница возврат розница порядка $ 65 млрд. Он-лайн рынок подарочных покупок порядка $ 4 млрд", - говорит Сухорослов. В ближайшие месяцы они получат инвестиции, и переедут в США, для того, чтобы работать над продвижением и улучшением продукта.

Jets: Мобильное приложение, написанное программистами из Харькова, ежедневно помогает тысячам людей по всему миру, выбирать удобные сидения в самолета

Год запуска: 2011

Сумма инвестиций: отсутствует

Уникальность проекта: мобильное приложение для путешествующих на самолетах

Аудитория: клиенты авиакомпаний

Основатели: Алексей Стрелец, Константин Соколинский, Юрий Черкашев, Сергей Цыбенко

Алексей Стрелец и Юрий Черкашев

Когда в 2007 году в руки харьковского программиста Алекса Стрелецкого попал iPhone, ему почему- то сразу вспомнился ресурс для обиженных пассажиров авиалиний Seatguru. В студенческие годы Алекс пару лет провел в США, и прекрасно помнил разговоры своих друзей – они были постоянной аудиторией этого ресурса, как и еще 30 млн. пользователей. "На этом портале можно узнать все о любом кресле любого рейса крупнейшей авиакомпании", - поясняет Алекс.

Идея для мобильного приложения пришла сразу, а вот времени на ее реализацию так и не нашлось. Три года Алекс решался, и прошлой весной все-таки уволился, чтобы рискнуть. Вместе с двумя партнерами - Константином Соколинский и дизайнером, они принялись писать приложение.

К концу августа Jets был готов, а ребята жили уже на последние дениги. Но 1 сентября ситуация начала резко меняться. Разработчики Jet App оценили приложение в $5 и разместили на AppStore, в первые недели его скачивали по тысячи пользователей в день. Jets занял верхнюю строчку рейтинга приложений раздела Travel. Но уже в октябре компания Expedia, в которую входит Seatguru, обратилась в Apple с просьбой убрать приложение.

"Компания посчитала, что мы используем комментарии их пассажиров, которые они считают своей интеллектуальной собственность", - рассказывает Стрелецкий.

Ребята утверждают, что для сбора данных харьковчане написали робота, который собирал информацию из открытых источников - с сайтов авиакомпаний. А степень неудобства кресел они вычислялась геометрическим путём на основе анализа схем. Но так как в большинстве случаев результаты совпадали с комментариями пассажиров, к защите привлекли известного в it- сфере адвокат Дмитрия Дубограева. "Задавить сразу не получилось, но если захотят - смогут", - так комментирует это дело адвокат. К началу года ситуацию удалось урегулировать.

Алексей Стрелецкий говорит, что самым логичным исходом – может стать покупка приложения компанией Expedia. Пока такое предложение не поступило, ребята работают над сервисом дальше. Доход от скачивания – две полноценных зарплаты программиста, позволили расширить штат. Теперь усиленно работают над привлечением пользователей самостоятельно добавлять информацию, фото, ставить звездочки стюардессам, еде.

"Мы хотим, чтобы была возможность отмечаться на рейсе и иметь возможность увидеть других пользователей приложения. А возможно, даже бронировать место рядом с интересным человеком. Такой себе дейтинг на 10 часов", - мечтает Алексей Стрелецкий.

Jelastic.com

Год запуска: 2008

Сумма инвестиций: $0,5 млн от российского венчурного фонда Runa Capital, $ 2 млн от Almaz Capital и Foresight Ventures

Уникальность проекта: "облачный" сервис для Java – продуктов, позволяющий автоматизировать сложные процессы

Аудитория: софтверные компании, Java – разработчики

Основатели: Руслан Синицкий, Константин Александров, Алексей Скутин

Константин Александров (слева) и Руслан Синицкий

До создания стартапа житомирянин Руслан Синицкий работал в дата-центре Национального космического агентства, а его партнер Константин Александров из Воронежа разрабатывал программы для биржи. Оба время от времени писали для профессионального блога Habrahabr, комментировали друг друга – так познакомились.

В 2008 году задумали создание облачного сервиса для Java. Прототип продукта создавали ночами, после работы, координируя совместную работу только по ICQ. Этапы проекта и идеи тестировали на Habrahabr. "Тогда задачу сервиса мало кто понимал. Но на нас вышел Алексей Скутин", - рассказывает Синицкий. Москвич Скутин разглядел в идее перспективу, и стал третьим партнёром.

Когда количество бесплатных пользователей альфа-версии сервиса перевалило за 6 тысяч в Рунете Алексей Скутин занялся разработкой маркетинговой стратегии. На одном из конкурсов стартапов, где он презентовал стартап, он познакомился с Сергеем Белоусовым, председатель совета директоров венчурного фонда Runa Capital. До переговоров с инвестором никто в команде не видел друг друга в лицо. Однако на встрече разработчикам удалось убедить фонд в своей состоятельности.

Хотя специалисты Runa Capital на той встрече раскритиковали бизнес-модель команды и указали на слабые места. "Это стало для нас толчком, мы переработали идею и поменяли стратегию продвижения", - рассказывает Руслан Сигницкий. В 2011 году Runa Capital инвестировала в компанию $ 0,5 мнл. Это позволило команде съехаться в один город.

В Житомире был снят большой дом – здесь жила, и продолжала разработку продукта. За год стартап преодолел стадию seed-stage. И привлек следующий раунд инвестиций для масштабирования своего бизнеса. Сейчас команда ведут переговоры с венчурным фондом Сколково.

У компании Jelastic уже есть свои офисы в Украине, России, США. А сервис уже пользуются популярностью у хостингов на рынках Германии, США, Австралии, России и Японии. В целом у компании около 20 тысяч бета-пользователей.

rollApp: Как выходец из Днепропетровска Владимир Павлов задумал технологическую революцию

Год запуска: 2010

Сумма инвестиций: $ 350 тысяч привлечены от Лондонского венчурного фонда TMT Investments

Уникальность стартапа: разработка виртуальной технологии, позволяющей запускать любое ПО на любом устройстве, имеющем браузер

Аудитория: все пользователи компьютеров и мобильных устройств

Основатели: Владимир Павлов и партнеры

Владимир Павлов

Владимир Павлов – не типичный украинский IT-предприниматель. До основания rollApp, выпускник Днепропетровского госуниверситета руководил реализацией сложных НИОКР-проектов коллективами до 200 человек в Польше, России, Украине и США.

Выводил на международный рынок программные продукты, работал на руководящих должностях в компаниях Intel и Microsoft, консультировал российское правительство. Решая проблемы других, он, по его словам, почти ежедневно придумывал идеи для стартапов. Так однажды он задумался над тем, какой может быть технология, позволяющая использовать старый софт на всех девайсах – например, запускать Windows –программы на устройствах Apple.

У Владимира Павлова страсть к решению сложных задач. Автор более 30 научных публикаций, он за пару месяцев разработал концепцию виртуального сервиса, запускающего любые приложения.

"Вы открываете любую программу не на своем компьютере, а на нашем сервере, но работаете с ней у себя на экране. При этом наш сервис создает для Вас полную иллюзию того, что программа работает именно на Вашем компьютере – Вы можете даже не догадываться о существовании серверов rollApp", - поясняет Владимир суть сервиса. Для разработки бета-версии Павлов привлёк двух партнеров, вместе они финансировали "посевную" стадию стартапа. А когда убедился в жизнеспособности идеи, переехал в сердце Силиконовой долины - Пало Алто.

Первый раунд инвестиций привлекли летом 2011 года. $350 тысяч, инвестированных в проект Лондонским венчурным фондом TMT-Investments, оказалось достаточно, чтобы расширить команду разработчиков в Днепропетровске и Киеве и продолжить создание наукоемкой технологии.

"Помимо того, что стартап решает актуальную на сегодня задачу совместимости всех программ со всеми компьютерами, в будущем эта технология удешевит потребительские устройства, - утверждает основатель стартапа. - Вам не нужно будет покупать компьютер с мощным процессором или большим объемом памяти, ведь вы через интернет сможете воспользоваться любой, даже самой ресурсоемкой программой".

Владимир Павлов пророчит: то, что раньше стоило тысячи долларов, будет стоить десятки. Советниками стартапа украинца являются такие IT-гуру, как автор языка программирования С++ Бьёрн Страуструп, вице-президент по инновациям Университета сингулярности Вивек Вадхва, бывший технический директор Nokia Боб Яннуччи, бывший главный архитектор и вице-президент Bank of America Майк Гуревич и бывший вице-президент Intel Ричард Вирт. Сейчас Павлов работает над дистрибуцией своей технологии, до конца года стартап привлечет следующий – более значимый раунд инвестиций.

Hubbub: голосовая социальная сеть

Год запуска: 2012

Сумма инвестиций: $400 тыс

Уникальность проекта: голосовой Twitter

Аудитория: все пользователи интернета

Основатели: Харесс Юссеф, Юрий Рифяк

Юрий Рифяк

Голосовой Twitter Юрий Рифяк и Харес Юссеф, владелец инжиниринговой компании, придумали за чашкой кофе. Сразу же появилось название – Hubbub, английское слово шотландского происхождение значит – "галдеж". Суть проекта проста – социальная сеть, в которой пользователи обмениваются не тестовыми, а голосовыми сообщениями до 30 секунд.

Главный офис компании находится в Вене, там же где и офис Хареса Юссефа, программный код пишет команда из Львова. Главный разработчик Игорь Марчак – специалист по построению искусственных нейронных сетей. "Самая большая трудность в этом проекте – создание технологической платформы, но благодаря уровню программистов, нам удалось с этим справиться", – говорит Рифяк. Ресурс позиционируется не как конкурент Twitter, а как еще одна социальная сеть с уникальной особенностью.

"Вы можете слушать сообщения своих друзей даже тогда, когда ваши глаза и руки заняты", – объясняет Юрий Рифяк. Сейчас проект находится на стадии подтверждения рыночной гипотезы и поиска уникальной аудитории для входа в рынок. У ресурса уже появилось 4,5 тыс. пользователей. Все общение внутри команды разработчиков происходит через обмен "бабами".

Один из подобных проектов - аргентинский стартап Тhe social radio, дающий возможность создать микс из любимой музыки и твиттер-сообщений, активно наращивает аудиторию. Это вселяет в Юрия Рифяка веру в то, что хорошие шансы есть и у Hubbub.

По словам IT-предпринимателя Егора Анчишкина чтобы быть популярными таким продуктам достаточно найти своих уникальных пользователей. Основатели Hubbub уверены, что с аудиторией все срастется – сейчас они ведут переговоры с несколькими европейскими венчурными фондами о привлечении $1,5 млн., половину из которых планируют потратить на маркетинг.

Анастасия Рингис, ИнвестГазета

Реклама:

Головне сьогодні