Мерло. Красный ответ шардоне

Именно так назвал этот сорт винограда "Оксфордский компаньон вин". Однако в отличие от своего "белого" визави, "мерло" на протяжении всей истории развития приходится довольствоваться титулом "вечно второго".

Ведь, когда в XVIII веке в окрестностях Бордо родился этот сорт, на свете уже существовал великий "каберне совиньон", которому было суждено стать первым.

Впрочем, "мерло" ничуть не хуже, стоит хотя бы вспомнить великие вина Petrus, канонического мерло на все времена, слава которого повлекла за собой появление знаковых вин из этого роскошного сорта в разных странах.

Хорошо сделанное мерло даже в Новом Свете, не говоря уже о классических регионах, может представлять собой шикарные, действительно мягкие, но при этом прекрасно структурированные вина: с энергичной кислотностью, яркими, но не вульгарными фруктовыми ароматами и хорошим потенциалом к выдержке.

Бархатистая мягкость вкуса и удивительное богатство аромата, характеризующегося тонами слив, лесных ягод, вишни, смородины, вплоть до фруктового джема и шоколада. Мерло любят гурманы, но, что немаловажно, его способны оценить и новички.

РЕКЛАМА:

Может и потому, что сорт "мерло", в винодельческом мире, тоже относительный новичок. Отдаленный родственник "карменера", результат скрещивания "каберне фран" с неизвестным сортом, этот виноград прижился в Бордо только в конце XVIII века.

По одной из версий, его название произошло от французского слова merle ("черный дрозд"), но никто точно не знает, как именно: то ли потому, что эти птицы любят клевать ягоды именно этого винограда, то ли потому, что ягоды Мерло похожи цветом на окраску черных дроздов.

Для виноградарей Бордо у Мерло есть несколько достоинств: раннее созревание, склонность хорошо расти на глинистых почвах, а так же способность быть идеальным компаньоном для Каберне Совиньона.

Ранняя спелость позволяет виноделам выкручиваться в сложные годы, когда более поздний каберне не может вызреть как следует (вследствие сентябрьских дождей или других погодных капризов) — в подобных случаях увеличение пропорции мерло в бордосском ассамбляже может "вытащить" вино и не позволить ему оказаться слишком незрелым.

Основа блендов

Как известно, для производства знаменитого бордосского бленда используют три основных сорта – Каберне Совиньон, Мерло и Каберне Фран. Однако на левом берегу Жиронды, в Медоке и Граве, Мерло – это не сорт номер один. Солирующую партию здесь исполняет Каберне Совиньон.

Настоящую же экспрессию этот сорт проявляет в Помероле и Сент Эмильоне, где на глинистых почвах получаются богатые и мощные вина с глубоким вкусом и насыщенным ароматом. Именно здесь, на правом берегу Жиронды, Мерло является основой блендов, составляя не менее две трети ассембляжа, а во многих винах его содержание доходит до 90%.

Важной вехой в истории этого сорта стало так называемое движение "гаражистов". В противовес крупным шато, эти производители делали вина с крохотных виноградников: ягоды собирались и отбирались вручную, урожайность была максимально ограничена, вина выдерживались в новом дубе и за счет этого виноделы достигали феноменальной насыщенности вкуса.

Количество ежегодно выпускаемых бутылок было таково, что все производство могло уместиться в гараже. От этого вина и обрели свое название, и произвели такой фурор, что в 1995 году Роберт Паркер оценил одно из них, а именно Chateau Valandraud, выше, чем знаменитый Petrus.

Продолжая тему Франции, невозможно не упомянуть Лангедок-Руссильон, где Мерло также в большом почете. Здесь находятся крупнейшие во Франции, после Бордо, виноградники этого сорта.

Конечно, местное мерло – это в основном обычные столовые вина категории vins de pays и от них сложно ожидать каких-либо поражающих воображение аромата и вкуса. В большинстве своем это приятные недорогие вина на каждый день, которые отлично поддержат вечернюю трапезу.

Начав свое революционное шествие с движения "гаражистов", Мерло продолжил его в Италии, став фундаментом для возникновения нового движения в итальянском виноделии, позже названного "супертосканским". После революции, которую произвели французские сорта винограда в Тоскане в 70-х годах 20-го века, мерло прочно закрепился в регионе.

Многие виноделы используют этот виноград для придания округлости и мягкости местным винам, в которых доминирует такой высококислотный сорт как Санджовезе; есть такие, кто производит вина на основе 100% Мерло. Мировое увлечение Супертосканой поспособствовало рождению некоторых величайших вин Италии. Такие названия как Galatrona, Masseto, Lamaione, L’apparita сегодня известны ценителям мерло во всем мире.

Новосветский реверанс

Сегодня нет такой винной страны, где не сажали бы Мерло: в Калифорнии почти все винодельни имеют в своих линейках сортовое мерло. В Венгрии этот сорт стал составной частью рецепта "Бычьей крови", в Румынии это самый распространенный красный сорт.

Чуть отстают от всех Австралия и Испания, где в большей части провинций для Мерло просто слишком жарко, и Южная Африка, где из Мерло делают очень интересные вина, но в скромных объемах.

В Чили же этому сорту просто нет равных. Там, к слову, с ним приключилась занимательная история.

В начале 90-х случайно выяснилось, что значительная часть вина, продаваемая под названием мерло, на самом деле таковым не является: долгие годы за этот сорт ошибочно принимали местный карменер. На вид оба винограда очень похожи, но вина из карменера получаются более мощными.

А вот историю, произошедшую с мерло, вернее с его имиджем в США, вряд ли можно назвать забавной. "Если они закажут мерло, я ухожу! Я не буду пить это…", - эта фраза, произнесенная главным героем в нашумевшем фильме 2004 года "На обочине", стала своеобразным приговором для мерло в США, по крайней мере в первое время после выхода фильма.

Самое удивительное состоит в том, что презрительная речь Майлза о мерло для создателей фильма была одним из способов описать характер этого неудачника. А американские винолюбы почему-то отнеслись к художественному приему как к провозглашению истины в последней инстанции.

Однако нет ничего вечного, фильм забылся, а мерло в США пьют и по сей день. Ведь великие вина, а к их числу, безусловно, относится и мерло, не нуждаются ни в защите, ни в оправдании. Ведь лучшее оправдание – это проверка временем…

Фото з Flickr (by seligranperi, Frenchie and the Yankee, comeback_special)

Реклама:

Головне сьогодні