Насилие как норма, или О чем говорят женщины

"Опять эти женщины чем-то там недовольны", "феминистки" - наиболее частая реакция мужчин на попытку женщин защитить свои человеческие права. Если женщина говорит о каких-то проблемах – все, "стала в позу". Мужчина говорит: "А, снова мы все козлы, а вы все умные!", и, махнув рукой, отворачивается к "Более Серьезным Вещам".

Есть еще один интересный аргумент. "Да у нас тоже проблемы, вы о них спрашивали? Только о себе думаете!"

"Думать о себе" - громко сказано, хорошо бы, если бы каждая думала о себе, и могла обеспечить себе защиту своих прав.

По правам женщин эксперты - одни женщины. По запрету абортов выступают почти одни мужчины (попытки политиков влезть в утробу были и будут). По насилию над женщинами вряд ли выскажутся мужчины, кроме как "сама виновата". Только женщин волнует здоровье женщин, права женщин и все остальное женщин, как будто женщины – подвид человека.

Дети и аборты, судя по дискуссиям в ФБ, воспринимаются абстрактно. Если бы мужчины высказывались в отношении защиты прав женщин, думаю, сместились бы акценты многие в хорошую сторону. Но для этого надо разобраться в вопросе. А пока тактика мужчин одна: защита. От средневековья мы далеко не ушли.

РЕКЛАМА:

"Покажи мне хоть одни исследования по насилию, мужчины тоже, между прочим, терпят насилие!" - говорит один мужчина.

Откуда цифры? "Статистика по случаям насилия людьми над себе подобными составляется по количеству обращений на горячую линию, в милицию. Есть национальная анонимная горячая линия, куда может обратиться любой, независимо от пола и возраста. Речь идет о насилии над взрослыми и детьми", - рассказывает Галина Скипальская, директор представительства международной орнанизации "Право на здоровье" в Украине.

Клікніть на картинку для збільшення зображення

Вспоминают о насилии один раз в год (25 ноября), и пресса, чаще всего, скромно и занято молчит. Лишь изредка появляются новости: убийство, изнасилование, и жестокие детали событий, чтобы показать способности людей в отношении друг друга. Увеличивающееся количество абортов. И инициативы по запрету абортов со стороны мужчин-политиков.

Из этого можно сделать лишь один вывод: проблемы женщин – аборты, беременность, насилие, здоровье – продолжают для мужчин оставаться полной абстракцией.

Не абстрактны только цифры: более 126 514 (!) случаев обращений зафиксировано в Украине за 2011 год по данным министерства социальной политики.

92% случаев - в отношении ЖЕНЩИН. А теперь сравниваем: 113 872 случаев обращений женщин. Мужчины: 11 861 случая.

2012 год, первое полугодие: всего – 51 713 обращений. Из них: 48 621 – женщины (статистика министерства социальной политики Украины)


Клікніть на картинку для збільшення зображення

Да, цифра насилия над мужчинами тоже впечатляет. Да, проблема не только с женщинами, с мужчинами и детьми – также. Но сравните эти цифры.

Как женщины, подвергающиеся насилию, защищены законодательно? Ничтожно мало.

"Закон в этом отношении принят еще в 2002 году, и его десятилетняя реализация – не решение всех вопросов. Содержание закона и цель не соответствуют друг другу. Например, отсутствуют механизмы раннего выявления насилия в семье. Хотя, если сравнивать страны-соседи, то в Украине ситуация все-таки лучше. Но проблемы начинаются уже на этапе сбора статистики: ее составляют в министерстве социальной политики, где ее формируют разные подразделения, с совершенно разными подходами и по разным принципам, совсем другую статистику ведет Министерство внутренних дел. Единой, объективной государственной статистики, можно сказать, не существует. Проблемы, общепризнанной, на уровне государства – тоже", - считает представитель Уполномоченного ВР Украины по вопросам обеспечения прав ребенка, недискриминации и гендерного равенства, Аксана Филипишина.

Занонодательные меры, санкции на сегодняшний день – неадекватны. Милиция старается чаще всего не принимать заявления по "бытовухе".

"Завтра вы помиритесь, потом опять поссоритесь, будете все время заявления писать" - чаще всего говорят они обратившимся.

Часто при попытке изнасилования или нападения женщина в милицию просто не идет – не верит, что преступника найдут и накажут, женщина просто не видит логики в написании заявления. Или наоборот: заявления не пишут, потому, что сам по себе факт написания заявления на обидчика, иногда – отца своего же ребенка – ужасен для жертвы сам по себе и может привести, ну максимум, к 80 гривнам штрафа, которые часто платит сама жена (муж бывает безработным), или из семейного бюджета.

Жертвы насилия страдают дважды: от насилия, а потом – от материального недообеспечения, из-за штрафов.

"В украинских судах часто предоставляют срок для примирения при разводе. В случае причины "насилие" никаких "примирительных сроков" быть не может, потому, как за этот срок люди могут просто убить друг друга. Недавно закон об отселении обидчика приняли в Молдове. В Украине пока такого закона нет, и обжаловать решение суда о примирении (1-3 мес) нельзя. В законодательстве не прописано отселение насильника или агрессора от жертвы насилия. Именно поэтому жертва зачастую вообще не обращается никуда. Даже в случае, когда дела поступают и жертвы отстаивают свои права, обвиняемому выносят приговор – сроки условные! Если обидчик и жертва живут на одной жилплощади, то после вынесения приговора обидчик возвращается к жертве насилия. Если люди совместно владеют имуществом, они его не поделят в короткие сроки. Представьте, что это 1-комнатная квартира – как они оба обеспечат себе жилье, поделив имущество? А если насилие повторяется – жертва уже не жалуется, потом, что не верит в правосудие", - объясняет Марина Евсюкова, директор юридического департамента международного женского правозащитного центра "Ла Страда – Украина".

"Сейчас законодательством разработан новый занон, с новыми санкциями – общественные работы. Это более адекватная мера наказания в данном случае", - считает Филипишина. Юристы удостоверяются на практике: в Украине изнасиловать девушку "безопаснее", чем поделиться "косяком". Максимальный срок за изнасилование – 5 лет. Для сравнения – сбыт грамма конопли (ч. 2 ст. 307) – от 6 до 10 лет заключения.

Женщины давно живут с насилием. И далеко не каждая женщина может защитить себя, даже если захочет.

Сегодня в Украине действуют 67 государственных и негосударственных кризисных центров, где пытаются, именно пытаются оказать помощь женщинам.

По словам Аксаны Филипишиной, в этом году приступили к работе 12 000 новых социальных работников. Для них проведут специальные треннинги, курсы, которые сами по себе яко бы "являются мотивацией" к качественной и эффективной работе. Кстати, зарплата социального работника сегодня в Украине: не больше 2000 гривен. В Москве – доходит до 500$.

"Частные центры помощи предоставляют услуги и на добровольной основе. Актуально, чтобы государство осуществило долевое участие в финансировании центров, которые предоставляют услуги жертвам насилия", - говорит она.

Один хороший знакомый привел интересный аргумент. Мол, насилие и над мужчинами совершается со стороны женщин, но в отличие от женщин, мужчины "стесняются" признаться. "Насилие бывает разным, одно порождает другое. Угрозы, побои – легко выявить, снятием побоев или работой с психологом. Но ведь есть психологический вид насилия – психологическое давление, унижение, и т. д. Его трудно выявить. Готовы ли женщины об этом говорить? Есть ли такие исследования?"

Нет никакой законодательной базы относительно психологических преступлений. Хотя они совершаются в огромных количествах, как мужчинами, так и женщинами. Хорошо бы, если бы на данном этапе зашла речь сначала о физическом насилии. И его признали как большую проблему.

Из всего этого можно подвести такой печальный итог: далеко не каждая женщина признается; далеко не каждая, кто признается - готова защищать свои права; далеко не каждая, кто готова – реально может их защитить, пользуясь тем "меню", которое сегодня предлагает система.

Статистика говорит сама за себя. Это гендерно обусловленная проблема. Может быть, все-таки прислушаться - о чем говорят все эти женщины? Отпадут многие вопросы и "инициативы". Совсем искоренить насилие, и правда, вряд ли удастся. А вот ужесточить ответственность за него, контролировать – можно.

Реклама:

Головне сьогодні