Тест

Борцы с ямами на дорогах: для ГАИ мы – головная боль

Последние несколько недель топ-темой, обсуждаемой в СМИ и соцсетях, стала проблема украинских дорог. Люди возмущаются: не прошло и полгода после "капитального" обновления автодорог под Евро-2012, а асфальт с них сходит вместе со снегом, образуя гигантские ямы.

Автомобилисты клянут чиновников за очередное "пакращення", выплескивая свой гнев в интернете. В Facebook создана группа "Я ненавижу Укравтодор", в которой люди выкладывают тонны фото- и видеодоказательств ужасного состояния украинских дорог и рассказы о поломках своих автомобилей.

Кажется, точка кипения вот-вот будет достигнута - активисты уже готовят любимому автодору сюрприз. В понедельник они возложат к входу "Укравтодора" в Киеве запчасти от своих поломанных автомобилей.

Легендарный ролик про "асфальтоукладчицу Катю" несколько лет назад взорвал интернет

"Украинская правда. Жизнь" в свою очередь пообщалась с двумя активистами, которые уже давно занимаются "профессиональным троллингом" госорганов, отвечающих за плохие дороги.

Более двух лет назад в интернете появились два схожих проекта – "Общественный контроль" и "УкрЯма".

Эти сайты являют собой простой и удобный инструмент борьбы с дорожными проблемами. Пользователи загружают фото ям и тут же отправляют жалобы в ГАИ, которая по закону должна выдать предписание на их устранение. Если же этого не происходит, жалобщики пишут заявления в прокуратуру.

Мы попросили идиологов проектов рассказать о том, чего они достигли за годы борьбы с чиновниками, а также о своем видении решения дорожных проблем.

Сергей Дубенко, координатор сайта "Общественный контроль", Одесса

О проекте

На нашем ресурсе размещено до 50 примеров всевозможных жалоб в ГАИ и дорожные службы, заявлений в прокуратуру. Пользователи размещают фотографии ям, тут же отправляя запрос в автоиспекцию. Если в течении 30 дней им не приходит ответ, граждане обращаются в правоохранительные органы.

В большинстве случаев пользователям приходит ответ, и дороги латают.

Лучше один раз потратить 3 минуты на распечатку жалобы и 3,5 гривны на отправку ее заказным письмом, а еще через месяц – снова 3 минуты и 3,5 гривны на прокуратуру. Таким образом, за 2 месяца вы потратили 8 минут и 7 гривен. И ваша дорога отремонтирована!

Мы будем и дальше расширять функционал и вывешивать образцы жалоб на коммунальные проблемы. Например, у человека течет крыша и он не понимает, как получить возмещение – два клика мышкой, и у него в руках пакет документов. То же самое с незаконными парковками, с наливайками, с незаконным строительством, налоговыми проверками на предприятии.

У нас есть пример, когда человек пожаловался в ГАИ, и в одном дворе в центре Одессы за день срезали 40 "юнипаркеров". Человек на это потратил 3 минуты и сам был в шоке.

С самого начала я тратил много времени на раскрутку сайта, наивно думая: чем больше людей о нем узнает, тем быстрее все изменится. Но вскоре я понял, что даже если я с утра до вечера буду выступать по телевизору и рассказывать, что есть такой инструмент, это не сломает систему.

Из миллиона людей жалобы будут писать всего 20. Да, количество этих людей может вырасти до 100 на миллионный город. Это очень позитивно, но активисты решают свою индивидуальную проблему, а не ситуацию в целом.

О плане по спасению украинских дорог

Если вы хотите управлять, вам нужен план, говорил Воланд из "Мастера и Маргариты". Мой план состоит в следующем.

Например, у нас есть 10 дорог и мало денег. Их хватит либо на ремонт всех 10 дорог ямочным способом, либо на ремонт одной дороги, но капитальный. На протяжении всех лет независимости Украины дороги у нас ремонтировались только ямочным способом. Но если мы будем ремонтировать всего одну десятую, но так, как это необходимо, то через 10 лет мы получим 100% европейских дорог.

Это шоковая терапия, но все должны потерпеть. Все будут понимать, что в год ремонтируется всего 10% дорог, поэтому в первый год 90% дорог будут в плохом состоянии, на второй – 80%, на третий – 70% и так далее. Будут знаки "40 км в час", все будут знать, что надо потерпеть. Тогда есть перспектива.

За неделю тема дорог, как обычно, обросла анекдотами и демотиваторами

Также я считаю, что вместо вечно разбитого асфальта, во дворах стоит класть бетонные плиты.

Во-первых, их легко пересчитать, а потому невозможно украсть. Во-вторых, стоимость укладки плит по сравнению с асфальтом – в пять раз дешевле. В-третьих, у нас асфальт во дворах перекладывают раз в два года, обычно под выборы, а плиты кладутся минимум на 20 лет. В-четвертых, при ремонте коммуникаций не надо разрывать асфальт, можно просто поднять плиту, отремонтировать и ее же уложить обратно.

Еще нам бы очень помогло, если бы мы могли знать всю информацию о ремонте дорог, ведь это общественные деньги.

Все договора, которые заключают коммунальные предприятия и управления городского совета, должны быть опубликованы на сайте горсовета. Благодаря этому возникнет масса информации для правоохранительных органов. Будут видны подписи всех, кто принимает некачественную работу.

Об украинцах и гражданской активности

Общественный контроль – это элемент индивидуального пользования, как молоток. Хочешь, забивай гвоздь, хочешь – нет.

Но нет проблем, которые тебя не касаются. Если открыт люк, то ты можешь пройти мимо него, но туда может провалиться твой ребенок, родственник или друг. Если у тебя во дворе – "наливайка", она тебя не беспокоит до тех пор, пока не увидишь, что прямо под твоим домом какой-то человек справляет малую нужду.

Где-то в Украине

Наши депутаты не прилетели с Луны, мы сами их выбрали и несем ответственность за этот выбор. ГАИшники – это те же граждане. Наши люди сами дают им деньги, их никто не заставляет под дулом пистолета. Наше правительство не пришло с оружием в руках, и танки не окружают Киев. Это правительство выбрали мы!

Я пропагандирую ответственность людей за то, по каким дорогам они ездят, за то, что в их дворах – грязь и бомжи, что есть пьянство и беспризорные дети, захваченные пляжи и разоренные предприятия.

Нет "неких" чиновников, которые виноваты во всем. Я хочу, чтобы люди осознали: есть моя вина в том, что в горсовете заседают эти люди, что я езжу по таким дорогам. И когда они это осознают, а это очень горькая правда, возможно, что-то сдвинется с места.

О перспективе

Перспектива – в изменении сознания людей. Мы пытаемся их сориентировать на то, что не нужно ни на кого надеяться, а кроме того, дороги, скверы – это же ваше имущество, вы должны сами им заниматься.

Я вижу в то, что водители становятся более осведомленные, активные. Подключается "пятый сектор" – общественные движения, граждане. Появляется больше людей, которые способны индивидуально решить проблему.

Я знаю, что если человеку показать механизм, то даже если он не будет им пользоваться, у него в голове будет зреть действие, и в со временем это принесет плоды.

Просто всегда должна быть какая-то последняя капля и известный всем путь решения.

Павел Белоусов, координатор проекта "УкрЯма"

О проекте

Мы запустили сайт в сентябре 2011 года. Просто тогда подвернулась возможность сделать общественно полезный проект без особых вложений.

Мы потратили на него всего 80 гривен – купили доменное имя. Хостинговые компании предоставили нам бесплатно сервер, подключились программисты и дизайнеры, еще какие-то деньги собрали краудфандингом.

Российские коллеги из проекта Навального "РосЯма" поделились своими наработками, мы адаптировали их материалы под украинское законодательство, выложили примеры жалоб.

Сейчас мы абсолютно самостоятельный проект, к РосЯме не имеем отношения. А скоро запустим новую версию сайта, и она совсем не будет похожа на РосЯму. Кстати, россияне позаимствовали свой проект у чехов.

У нас также вот-вот будет приложение для iPhone. Для Android программисты уже сделали, тоже бесплатно. Это очень удобно, когда ты можешь сфотографировать яму на телефон и тут же отправить ее на сайт.

По моим подсчетам, дорожные службы ремонтируют 25-30% дорог, на которые пожаловались с нашего сайта. Иногда делают новые дороги, а на придомовых территориях укатывают тонны асфальта.

Был такой пример, когда после множества жалоб наших пользователей сотрудники Киевской ГАИ сами начали присылать распечатанные фотографии отремонтированных ям.

Поскольку не все пользователи сайта отправляют жалобы в ГАИ, а часто только фотографируют ямы и выкладывают снимки, мы решили им помочь. Теперь мы будем направлять жалобы сами, за пользователей, которые просто загрузили на сайт фото ямы.

О том, как отремонтировать украинские дороги

У нас есть такие примеры, когда ГАИшники отсматривают наш сайт и идут на опережение – сами составляют акты, не дожидаясь жалоб. Понятно, что у граждан охват больше, они могут оперативнее мониторить ситуацию.

Если бы такой же инструментарий, как на нашем сайте, был, скажем, у Департамента ГАИ, ремонтировать дороги было бы проще. Мы бы не ждали 30 дней, не писали ГАИшникам. Пока же мы даже письма в электронной форме отправлять не можем. Только официальной почтой, а это морока.

Что касается реформирования, то мне кажется, нужно просто меньше воровать. И, возможно, привлекать к дорожному ремонту нормальные европейские компании, которые умеют качественно класть асфальт.

Когда обращаешься к чиновникам, они говорят: "Чего вы нам пишите, у нас нет денег". Ну, тогда пусть прокуратура проверяет, почему у вас нет денег, либо планируйте бюджет с учетом того, что мы будем вам постоянно писать.

Понятно, для ГАИ наш сайт – это головная боль, но что делать… Мы не за то, чтобы достать чиновников, просто хотим, чтобы люди могли безопасно передвигаться. Потому что из-за ям на дорогах происходит множество аварий, люди несут убытки, ломают машины, а в то же время на ремонте дорог ежегодно воруется несметное количество денег.

О перспективе и гражданской активности

По моим наблюдениям, самый большой эффект получаешь от каких-то незначительных побед. Помню, один блоггер писал о том, что он не верит в действенность жалоб, но "3 гривны на конверт ничего не стоят, попробую".

В итоге по его жалобе отремонтировали дорогу и отчитались. Он потом писал, что свершилось чудо, а его друзья засыпали ГАИ жалобами.

Когда люди чего-то сами добиваются, они получают надежду и рассказывают о своем позитивном опыте. Люди больше доверяют друг другу, чем каким-то структурам, обещаниям.

Технологии развиваются быстрыми темпами и появляется намного больше возможностей действовать. Ты можешь, не выходя из дома, влиять на государство, органы власти. Поэтому, думаю, общественная активность будет расти в геометрической прогрессии.

Я более чем уверен, что человек, который поборол яму на дороге, завтра будет активнее участвовать в общественной жизни, например, выйдет на митинг отстаивать свои права. Эта яма возможно станет первым кирпичиком на пути к гражданской активности.