"Мыстецький Барбакан" на Майдане: будничная культурная анархия

Прямо посреди Крещатика, между метро и баррикадой на Прорезной, обосновалась небольшая крепость, называемая "Мыстецьким Барбаканом".

Сколоченная из листов ДСП и деревянных поддонов, она напоминает скорее временный бар на каком-нибудь летнем фестивале, чем фортификационную постройку. На входе каллиграфией выведено: "Штаб арт-сопротивления. Мы победим!"

"Барбакан" со всех сторон обклеен постерами с картинами известных украинских художников – Андрея Ермоленко, Ивана Семесюка и Олексы Манна.

Это – временный проект их галереи "Бактерия", продвигающей направление "жлоб-арт", которое, по странному стечению обстоятельств, они объявили закрытым буквально за несколько дней до начала Евромайдана.

...Юные художницы растянули холст, рисуют на нем фигуру в каске, появляющуюся из бутылки с надписью "Дух революции". Рядом парень оплавляет о раскаленную буржуйку края пластикового листа – хочет сделать из него какую-то фигуру, но пока что не выходит, только в воздух вылетают ядовитые черные капли.

РЕКЛАМА:
Тут и далее фото Дмитрий Кобец

Творчество здесь – будничная процедура, своеобразная терапия для художников в период, когда на Майдане и на Грушевского мирное затишье.

"А тут анархисты, мы знаем!" – подходит к Барбакану священник Киевской епархии и хитро прищуривается, но внутрь не заходит.

Тут старший начинает рассказывать, как однажды в "Барбакан" зашел священник из Московской епархии, страшно ругался и назвал его "демоном". "Ну, посмотрите на меня, ну какой же я демон?" – сокрушается он.Парень в жилетке с шипами, поглядывая на него, подбрасывает в буржуйку дров и бурчит под нос:

"Мы, анархисты – атеисты!" К нему подходит "старший", временный сторож фортеции, грозит пальцем и наставляет: "Что ты такое говоришь! Вон батька Махно был анархистом, но верил!" Парень все равно дразнится: "Анархисты – атеисты! Анархисты – атеисты!!!" И зачем-то добавляет: "А еще у меня есть места проколотые и цветные волосы".

Художников, основавших "Барбакан", посетители уже успели окрестить по-всякому – называют их и анархистами, и левыми троцкистами, и антифашистами, и "демонами". Один из основателей "Барбакана" Олекса Манн считает, что идеи, которые они озвучивают в своих работах, вполне себе "левые". Но просит ярлыков не вешать.

"Мы свободные граждане свободной страны, без всяких маркировок. У нас тут есть представители разных политических взглядов, которые могут нормально между собой общаться – и троцкисты, и чегеваристы, и борщевары, и хипстеры", – смеется Манн.

"Барбакан" был создан в декабре, после попытки силового разгона митингующих "Беркутом". Художники, которые с первых дней выходили на Майдан и создавали запомнившиеся многим лозунги – "Лютуймо!", "Угода або смерть!" – почувствовали, что теперь им необходимо создать на протестном пространстве свою крепость.

В средневековой терминологии барбакан – это маленькая крепость, располагавшаяся перед основной крепостью за городскими воротами. Ее задачей было принять первый удар на себя, пока основная масса готовится к обороне.

"Барбакан" как раз располагается в пограничной зоне Майдана. Правда, вряд ли он сможет принять серьезный удар: конструкция из ДСП податливее ледяных баррикад, да и защитники в нем – не бойцы, а художники. Поэтому практически с самого начала охранять маленькую крепость инициаторам проекта помогают сотники из соседнего штаба самообороны.

В свою очередь, сами художники помогают защитникам: Андрей Ермоленко, к примеру, нарисовал для них нашивки и время от времени создает плакаты и лозунги.

Художественная крепость планировалась как открытый форт с действующей галереей, в которой можно было бы менять экспозицию и создавать новые работы. Сейчас в "Барбакане", помимо работ самих основателей – "Вызывай бога революции" Манна, серия "Шевченкиниана" Ермоленко, "Воля або всi йдуть на…" Семесюка, – можно увидеть, например, знаменитую инсталляцию "Мишени" Ежи Конопье с простреленными пулями макетами активистов Майдана и карикатурные зарисовки молодых украинских художников.

Здесь же – целая россыпь народных творений вроде могилки Януковича, возле которой стоит емкость для монеток – "на памятник"; на самом деле деньги тратятся на разные мелкие потребности.

За полтора месяца своего существования в "Барбакане" прошло несколько фестивалей современной прозы, где литераторы вместе с художниками читали свои произведения. Периодически проходят лекции на разные темы – от истории протестных движений по всему миру до разработки коммуникационных стратегий. Здесь же выступал крымский муфтий, который рассказывал о взаимодействии татар с украинцами, а Эзра Книжник – о культуре еврейского народа в Украине.

Далеко не все понимают месседж "Барбакана".

"Многие прохожие считают, что это провокационный проект, они не готовы воспринимать такое искусство. Мы засветились уже в куче антимайдановских публикаций и сюжетов", – с усмешкой говорит Манн, добавляя, что иностранным репортерам тоже приходится по несколько часов втолковывать, чем на самом деле является "Барбакан" и представленные в нем художественные работы. – "За последнее время я успел пообщаться с журналистами, кажется, изо всех европейских стран. Приезжали даже ребята из ARTE France, сняли целый фильм".

По словам Манна, самая важная задача "Барбакана" для художников – собственными глазами видеть, что происходит на Майдане, "потому что в реальности все не так страшно и трагично, как подается в интернете", и участвовать в происходящем, помогать по мере сил.

Стать частью сообщества художественной крепости может каждый – запретов здесь нет ни для кого. Можно запросто принести сюда свою работу или, напротив, приобрести понравившийся постер у художников. Собранные с продажи деньги идут на поддержание быта "Барбакана".

А еще "Барбакан", по мнению художника, – отличный пункт для наблюдения за людьми. Такая себе платформа для антропологических исследований.

Однажды Манн сказал, что нынешняя революция – это протест против жлобства, а Майдан – лакмусовая бумажка общества. "Тут вся страна как огромная пылающая выставка жлоб-арта", – как-то написал он. – "Кажется, рановато мы проект "жлоб-арт" закрыли".

Исследование продолжается. А "штаб арт-сопротивления" готовит новые художественные события для тех, любит живое искусство и не противится пространству, пропитанному будничной культурной анархией.

Екатерина Сергацкова, специально для УП.Життя.

Реклама:

Головне сьогодні