Раздельный сбор мусора по-украински
По данным Министерства регионального развития, сейчас менее чем в 2% населенных пунктов Украины внедрен раздельный сбор бытовых отходов. И это несмотря на то, что закон, предусматривающий обязательный раздельный сбор мусора, вступил в действие с 1 января 2013-го года.
В ближайшее время в парламенте будут рассматривать изменения в законодательстве, которые якобы передадут контроль над этой сферой местным властям, что поможет навести порядок в сфере обращения с бытовыми отходами.
Мы решили разобраться, почему эта система так медленно внедряется в Украине, и изменится ли ситуация к лучшему после внесения изменений в действующее законодательство.
Вторсырье – в дефиците
В Минрегионстрое недавно отрапортовали, что сейчас на полигонах Украины хранится более 55 миллионов тонн мусора, и ежегодно эта цифра увеличивается почти на 4 миллиона тонн. При этом перерабатывается и утилизируется менее 4% бытовых отходов.
Из-за неэффективного внедрения закона о раздельном сборе бытовых отходов украинским мусороперерабатывающим комбинатам приходится покупать вторсырье за рубежом.
"Вот стандартный пример для иллюстрации: вместе все украинские мусороперабатывающие предприятия, которые занимаются переработкой бумаги, имеют мощности 1,2 миллиона тонн в год. Но предприятия, которые занимаются сбором макулатуры, в прошлом году собрали и передали на переработку только 800 тысяч тонн таких отходов. Поэтому около 350 тысяч тонн мусороперабатывающим заводам пришлось импортировать из России и Белоруси, потратив около 50 миллионов долларов", – говорит председатель общественной организации "Украинская ресайклинг ассоциация" Александр Лымар.
Сортировка мукулатуры и полиэтилена на ООО "Вторресурсы №3"происходит так же, как 30 лет назад |
На сортировочной линии мукулатуру отделяют от полиэтилена, затем утрамбовывают ее и складируют для отправки на мусороперерабатывающие предприятия.
По словам эксперта, в Украине есть возможности собрать 2 миллиона тонн бумаги в год, но для этого нужно наладить систему раздельного сбора мусора. И тогда Украина будет экспортировать, а не импортировать вторсырье.
"Металлическая банка разлагается 12 лет, пластиковый пакет – сотни лет. А сколько таких отходов у нас зарыто в Украине? Миллионы тонн",– отмечает он.
Пока же предприятия с многолетней историей, которые когда-то имели большие мощности, потихоньку умирают. Примером этого может послужить предприятие ООО "Вторресурсы №3", которому более сорока лет.
По словам местного директора Татьяны Прохоренко, за годы независимости Украины львиная доля техники и три четверти территории сортировочного предприятия были распроданы.
Сортировка мукулатуры и полиэтилена на ООО "Вторресурсы №3" происходит так же, как 30 лет назад.
"В лучшие времена мы занимались сортировкой полимеров, у нас была большая автобаза. Каждый новый хозяин продавал имущество завода – чтобы быстро получить средства и не вкладывать в предприятие. Осталось всего 10 единиц техники. Мы дошли до точки, когда нечего продавать, нужно уже развиваться. А один небольшой новый мусоровоз в минимальной комплектации китайского производства стоит 250 тысяч гривен",– рассказывает она.
Такая новая модель мусоровоза европейского производства стоит от 70 тысяч евро.
Сейчас предприятие ежедневно собирает 25 тонн бумаги и 10 тонн полимеров, хотя имеющиеся мощности позволяют собирать в четыре раза больше.
"Если во времена СССР у нас было много предприятий, и у ворот стояли очереди из машин, которые хотели сдать макулатуру, то сейчас мы за ними гоняемся. Сейчас наш пресс вместо восьми часов работает только два часа. Второй пресс вообще не работает. Вот такая нагрузка",– пояснила директор.
Бизнес для малоимущих
Пока предприятия несут убытки, на сборе вторсырья зарабатывают лишь самые бедные слои населения.
"Я общался с председателями кооперативов об установке контейнеров для раздельного сбора мусора. И они говорили: у наших дворников зарплаты очень маленькие, и они зарабатывают именно на сдаче вторсырья, таким образом они выживают",– говорит Лымар.
Решать вопросы, связанные с вывозом мусора, должны городские власти. Но они, похоже, не заинтересованы развивать эту отрасль.
"Что мешает местным властям дать возможность предприятиям просто работать? Выделить место для строительства мусороперерабатывающих заводов, вести работу с населением – рассказывать, как этот сбор проводить. Все воруется. Как только доходит дело до инвестиций, у властей возникает один вопрос – а в чем их интерес, интерес мэра? Но это же абсурд!" – считает эксперт.
Пока муниципалитеты ведут пассивную политику в сфере развития системы раздельного сбора мусора, люди без определенного места жительства либо малоимущие самостоятельно занимаются сбором вторсырья в открытых контейнерах.
Новый мусоровоз китайского производства стоит не менее 250 тысяч гривен |
Правда, пытаясь заработать, чаще всего в пункты приема сдают стеклянные бутылки – загрязненную бумагу никто не принимает, а полиэтилен сдавать не выгодно из-за низкой себестоимости.
Неповрежденную стеклянную тару отбирают, отправляют на заводы, которые ее моют и снова разливают в нее напитки.Поврежденная тара отправляется на стекольные заводы.
Ну а больше всего на мусоре зарабатывают владельцы свалок. Им не выгодно, чтобы закон о раздельном сборе твердых бытовых отходов работал.
"Город не может не платить свалкам. Если нет раздельного сбора, то тот, кто работает на свалке, получает всю прибыль. Владельцы свалок также нанимают бомжей, которые за бутылку водки собирают на полигонах вторичное сырье: стекло и пластик. Бомж – это дешевая рабочая сила.
Активно внедрять раздельный сбор – значит, сократить поток мусора на свалки",– пояснил Лымар.
Тарифы поднимут
Сейчас Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства готовит изменения в профильное законодательство, чтобы увеличить возможности территориальных общин относительно предоставления услуг в сфере обращения с бытовыми отходами.
В министерстве хотят дать органам местного самоуправления полномочия самостоятельно утверждать тарифы на услуги по обращению с бытовыми отходами и дать возможность следить за тем, как выполняются обязательства исполнителя услуг по вывозу бытовых в соответствии со схемой санитарной очистки населенного пункта.
По мнению замминистра регионального развития Андрея Билоусова, все услуги по перевозке и сортировке ТБО должно оказываться на конкурсных условиях.
"Если те предприятия, которые уже работали, имеют большой опыт, то у них всегда есть шанс выиграть тендер на предоставление услуг по раздельному сбору вторсырья. Если у них больше опыта, больше мощностей, то они всегда могут предложить лучшие условия",– сказал он.
Предприятия, которые занимаются раздельным сбором ТБО, надеются, что такие изменения в законодательство для них будет означать увеличение доходов из-за будущего повышения тарифов на вывоз мусора.
"Сейчас киевляне платят за вывоз мусора 8 гривен в месяц. Тарифы на вывоз мусора давно не менялись. А бензин подорожал, расходы на электроэнергию и воду повысились. И в обществе почему-то сложилось мнение, что тарифы на мусор поднимать нельзя. А ведь при таких тарифах реально невозможно ничего сделать, кроме как приехать на мусоровозе и высыпать отходы в посадку",– сетует управляющий партнер предприятия по сбору и сортировке бытовых отходов "Waste Management Systems" Никита Громыко.
"Мы арендовали приемные пункты у города по 500 гривен в месяц, а теперь цену хотят поднять до 5.000 гривен. Удерживать такой пункт приема – это и за каждый килограмм заплатить, и зарплату выдать, привезти его на предприятие. В таких условиях мы едва сводим концы с концами",– добавляет Т.Прохоренко.
С одной стороны, когда тарифы на вывоз мусора поднимутся, у них будет возможность вкладывать деньги в новые технологии, закупать новую технику. А с другой, – данный законопроект почему-то не выносится на общественное обсуждение, и представители отрасли ждут подвоха от грядущих изменений.
Замминистра уверяет, что органы местного самоуправления не заинтересованы в том, чтобы с этого рынка убрать те предприятия, которые нормально работают.
В Украине перерабатывается и утилизируется менее 4% бытовых отходов |
"В любом случае, закон еще не подписан. Под него будет написано еще целый ряд постановлений кабинета министров, и уже разрабатывая эти постановления правительства, мы учтем все подводные камни",– успокаивает Билоусов.
Правда, даже если законопроект будет принят и одобрен независимыми экспертами рынка, уверенности в том, что ситуация с переработкой ТБО кардинально изменится к лучшему, не стоит.
Представители отрасли едины во мнении, что проблема мусора в стране будет решена только тогда, когда бизнес и государство будут работать сообща. При этом нужно активизировать общественный контроль.
И уничтожить коррупцию.
Любовь Величко, специально для УП.Жизнь