Пять решений для спасения Мариуполя. Рецепты от активиста
25 августа 2014 года – это день, когда Мариуполь утратил статус мирного города.
Артобстрелы, линии обороны, блок посты, беспилотники в небе, военная техника, подрыв мостов, гибель мирных жителей от террористических актов и обстрелов реактивной артиллерией, - теперь это наша реальность.
А еще социальная и экономическая депрессия, рост безработицы, отток малого и среднего бизнеса.
Мариуполь ежедневно сталкивается с новыми вызовами. Каждый день нестандартные задачи требуют неординарных решений. Зачастую, возможность оперативного принятия решений способна спасти десятки жизней граждан Украины.
Тем не менее, в реалиях войны, городская власть Мариуполя продолжает функционировать по законам мирной жизни. И это не ее выбор.
Нет смысла критиковать, ругать и требовать. Да, городская власть местами инертна, местами неэффективна. Но за полгода прифронтовой реальности городские чиновники научилась консолидироваться с общественностью, прислушиваться и принимать решения, предложенные волонтерами.
Тем не менее, с каждым днем городу становится сложне "функционировать" по законам мирного времени. А в это время центральная власть предпочитает не замечать реальной потребности в изменении системы местного самоуправления. Хотя бы точечно. Хотя бы в прифронтовых городах.
Особый статус, децентрализация, специальный статус города - вот о чем говорят в Мариуполе. Это не об "услишь Донбасс", не о языке или мифе о кормильце страны. Это не мысль, подогреваемая олигархами. Это реальный запрос общества.
Прямой ущерб от артобстрелов Мариуполя - не менее 500 млн. грн |
Война за счет городского бюджета
В городе Мариуполе 15 тыс. зарегистрированных вынужденных переселенцев. В том числе, около 3 тыс. незарегистрированных и мигрирующих. Большая часть проживает в местах компактного расселения, обустроенных в зданиях коммунальной собственности.
Содержание зданий и коммунальные нагрузки "легли" на местный бюджет. Фактическое обслуживание муниципальными и государственными структурами в рамках установленного в мирное время штатного расписания. Обеспечение минимальных социальных потребностей переселенцев тоже - за счет местного бюджета.
Прямой ущерб от артобстрелов Мариуполя - не менее 500 млн. грн. Объекты инфраструктуры восстанавливаются за счет местного бюджета.
Оборудование блок-постов и укреплений, обеспечение оперативных потребностей военных по обороне сектора "М" - местный бюджет
Ожидаемое снижение налоговых поступлений в местный бюджет города Мариуполя по сравнению с 2014 годом - не менее 30%. Уход бизнеса и массовая безработица.
Увеличение трансферных изъятий в государственный и областной бюджет по принятому Закону Украины "О госбюджете на 2015" до 75 %.
Микрорайон "Восточный" после обстрела |
Так как бюджет Донецкой области не принят из-за невозможности собрать депутатов Донецкого областного совета, областное государственное казначейство не работает и поэтому не может перечислять средства.
В итоге, 10 млн. грн. помощи на восстановление Мариуполя, выделенные Донецкой области, лягут "мертвым" грузом на казначейских счетах, и при отсуствии других процедур перечисления средств, деньги в бюджет Мариуполя не поступят.
Какие шаги необходимо предпринять власти?
1. Присвоение Мариуполю статуса города республиканского подчинения
Это приведет к освобождению средств, ранее подлежащих зачислению в областной бюджет, которые непосредственно могут быть направлены на текущие нужды города прифронтовой зоны.
Кроме того, такое решение устраняет управляющую "прослойку" в виде областных управлений, областной администрации, что прямо влияет на оперативность принятия решений всеми ветвями власти.
2. Изменение системы управления
Учитывая реалии действующего законодательства о местном самоуправлении, необходимо закрепить статус и полномочия общественного совета, созданного из числа представителей общественных и волонтерских организаций. Это общественный совет будет осуществлять контроль за решениями власти.
3. Создание кластера приоритетного развития
Многое, из того, что необходимо сегодня армии, а том числе военным армейских подразделений в секторе "М", можно производить в городе: от хлеба и амуниции до ремонта танков и другой техники на мощностях Азовмаша. На сегодняшний день даже хлеб военным доставляют из Запорожья. Ориентация на мариупольского производителя - это не только сохранение рабочих мест, обеспечение устойчивых и прогнозированных поступлений в бюджет города, но еще и способ наладить более близкий контакт между местными жителями и военными.
Жители "Восточного". В их квартиру попало два снаряда |
4. Налоговые инновации
Для мелких предпринимателей - важно предусмотреть возможность переноса сроков обязательных платежей в бюджет, освобождение от штрафных санкций и пени за несвоевременную уплату налогов, сборов и обязательных платежей в случае повреждения (уничтожения) в результате террористических актов объектов государственной, коммунальной инфраструктуры, имеющих прямое отношение к осуществлению предпринимательской деятельности. В результате обстрела микрорайона "Восточный" пострадало 62 объекта предпринимательской деятельности.
Для юридических лиц, зарегистрированных и фактически осуществляющих деятельность в прифронтовой зоне, необходимо установить возможность погашения налогового долга, возникшего в 2014-2015 г.г., например, актами выполненных работ по восстановлению города, обеспечению нужд армии, строительства и обеспечения оборонных сооружений.
Также важно установить, что первым событием по НДС для плательщиков налога, зарегистрированного и фактически осуществляющего деятельность в прифронтовой территории, является поступление денежных средств на расчетный счет. Это снизит налоговое бремя без введения дополнительных налоговых льгот и предотвратит безосновательный рост налогового долга.
Жители Мариуполя Татьяна Григорьевна и Ростислав Сергеевич Довгалец. В момент артобстрела находились в квартире |
Все поступления от налогов, сборов и обязательных платежей в бюджеты, объект которых находится непосредственно в Мариуполе (например, экологический сбор) должны перечиляться не в госбюджет, а направляться исключительно на целевые нужды такие как: обеспечение вынужденных переселенцев, ликвидации последствий террористических актов и нужды армии.
5. Информационная поддержка
Центральная власть должна понимать, что отношение мариупольцев к ситуации в стране и к войне неоднозначное. Хотя в городе нет открытых сторонников ДНР и ЛНР, тем не менее можно говорить о том, что треть населения - заражена "пророссийскими" настроениями, такие настроения подогреваются не только российскими каналами, но и целенаправленной работой диверсантов.
Пока информационная кампания - удел волонтеров и активистов. Но, как показала ситуация в микрорайоне "Восточный", бороться с распространением недостоверных слухов, непросто. Против одной технологии надо использовать другую. Для этого нам необходимы эксперты и особое внимание к нашему информационному полю.
Эти минимальные и достаточно простые шаги позволят не только эффективно и адекватно отвечать на вызовы реальности прифронтового города, но и развивать город даже в условиях военного противостояния.
Автор - Петр Андрющенко, активист инициативной группы "Вместе!"