"Детские географии". Как в Украине развивают удобные и интересные детям пространства
Однажды группа киевских общественных активисток решила выяснить, как взрослые представляют себе идеальную детскую площадку.
Оказалось, что у большинства людей в голове до сих пор "совок".
Практически все опрошенные ответили одинаково: на площадке должна быть горка, песочница, качели и скамейка.
Этот опрос стал отправной точкой для запуска большого проекта "Детские географии", цель которого - развивать пространства, удобные и интересные детям, и привлекать взрослых и детей к исследованию общественных мест.
- Люди не думают о том, что она может быть не фигуративной, что на площадке могут быть элементы, сделанные из бетона или неотесанного дерева. В Германии, например, есть гениальные детские площадки с бетонными кубами, сумасшедшими плоскостями, расположенными под странными углами. Все это эстетично выглядит – как будто это не детская площадка, а паблик-арт, и это удобно не только детям, но и взрослым. Все это дает возможность развивать нестандартный тип мышления. А разве есть что-то подобное в Киеве? - говорит одна из авторов "Детских географий" Галина Сухомудь.
Одна из авторов "Детских географий" Галина Сухомудь (вторая справа) в "Самосаде" на киевском Подоле |
- Наша большая цель – научить людей понимать город, - объясняет Юлия Соболь. – Вот почему у нас все эти бесконечные МАФы так уродливо выглядят? А потому что большинство людей их уродливости не замечают, потому что у нас нет культуры пребывания в городе. А чтобы ситуацию поменять, надо приучать к этой культуре с детства..
Детская площадка Pod Playground в Астралии. Кроме того, Pod Playground - это часть Национального дендропарка, расположенного в городе Канберре, где содержатся сотни видов редких и исчезающих деревьев со всего мира. Источником вдохновения для создания площадки служила местная флора. Используя образы леса, авторы проекта пытались открыть для детей удивительный мир природы вокруг, стимулююваты воображение, интерес и вдохновение. Фото melbournedesignawards.com.au |
Маленькие агенты перемен
Направление "human geography" возникло в современной науке довольно давно, оно изучает среду и механизмы, через которые человек коммуницирует с себе подобными.
[L]В 90-х в human geography отделилась ветка "детских географий", которая исследует детские пространства и взаимодействие между детьми и городом.
Активнее всего "детские географии" развиваются сегодня в Британии и Германии.
На постсоветском пространстве о "детских географиях" начали говорить только сейчас, а раньше эта сфера исследований ограничивалась разве что созданием очередной модификации типовой детской площадки со стандартным набором элементов: песочница, горка, качели, скамейка.
Галина Сухомудь: "У нас никогда не думали о том, чтобы научить ребенка пониманию пространства. Ребенок не считается полноправным членом общества, который имеет возможность влиять на свою среду. Мы считаем, что человек должен иметь право голоса с детства.
Одна из частей нашей программы – совместное планирование, внедрение детей в общественную жизнь как влиятельного инструмента.
Существует много зарубежных практик, когда детей водят на экскурсии в муниципалитеты, где представители власти объясняют детям, как происходит управление городом. Им дают понять, что они могут прийти, пожаловаться, предложить – то есть повлиять на принятие решений. А у нас детей загоняют в рамки ужасных одинаковых детских площадок, а все остальное, что происходит вокруг, как будто их не касается".
Фото из книги Джеймса Моллисона "Playgrounds", в которой идет речь о визуальной антропологии детской игры |
Юлия Соболь: "Детей у нас – сознательно или нет – приучают к мысли, что город – это не твоя территория.
Твоя территория – это два квадратных метра, на которых ты можешь играться, а все остальное – чужой мир, в который лучше не соваться, не мешать взрослым.
Наша мечта – вывести детей из этого ограниченного пространства и дать им понять, какие у них огромные возможности. А взрослым мы хотим объяснить, что дети – такие же члены общества, и их потребности не менее важны, чем потребности всех остальных.
Поэтому нужно, чтобы люди, которые принимают решения о строительстве новых домов, например, думали не только о том, чтобы поставить детскую площадку и пандусы для колясок, но и о том, как людям добираться в другие места вокруг дома, потому что вокруг, как правило, нет безбарьерного пространства. И наш проект – это одна из попыток публично поднять этот вопрос".
Капля за каплей. Инсталляция поощряет детей собирать капли воды и перемещать в контейнеры с растениями с захватывающими эффектами. Так, игра учит внимательному отношению к воде как основному источнику жизни. (фото Дитячі географії) |
Ароматические колокола. Детский парк рассчитан на маленьких посетителей и их семьи. здесь они учатся играть с цветами, звуками и изображениями. Парк имеет вид леса и насчитывает восемь объектов, каждый из которых открывает одну из тем. Путешествие начинается с ароматических колоколов, выделяют ароматы растений и цветов, которые необходимо угадать (фото Дитячі географії) |
Детские интервенции
Первый шаг "Детских географий" - исследовательская программа "Большой город, маленький город".
Проект стартует 15 августа и состоит из трех частей: детской образовательной программы, "взрослой" исследовательской программы для урбанистов, архитекторов и педагогов и открытого лектория.
Образовательная часть проекта рассчитана на детей 8-12 лет, которым будет предложено присоединиться к серии игр, воркшопов и экскурсий в поисках ответа на вопрос, что такое современный город.
А в рамках исследовательской части участникам предложат воркшопы и методологические консультации по работе с детьми в исследовании города и цикл лекций про детские географии. Таким образом организаторы хотят попытаться рассмотреть детство через призму пространства и места.
Галина: "Через детей можно понять, насколько среда комфортна для человека вообще. Ведь это и вопрос в том числе удобства передвижения колясок, которые используются как детьми, так и людьми с ограниченными возможностями.
Собственно, мобильность и инклюзивность публичных пространств – это часть евроинтеграции, к которой стремится наша страна. Дети – это не меньшинство в нашем обществе, это многочисленная категория социума, поэтому странно, что их проблемы игнорируются, и особенно – что их воспринимают как инструмент для манипуляций.
Например, перед выборами политики ставят детские площадки – вот, мол, держите, все для детей, - но по факту действительно ли такие площадки делают наш город child-friendly?".
Юлия Соболь с дочерью |
Юлия: "Чтобы ребенок начал участвовать в исследованиях, подобных тем, что проводим мы, он должен понять, что он – исследователь.
Нужно пробудить у него желание изучать мир и стремиться к результатам.
Дети по своей природе любознательные, но важно вовремя задать им вопросы и показать возможности – как спичку поднести, сразу загорятся.
Сначала они увидят, как интересно то, что их окружает, а потом они уже будут передавать это знание другим детям, родителям, а те – своим друзьям с детьми и так далее".
Детский сад в форме кота, построенный как часть кампании "Европа без границ", в городе Карлсруэ неподалеку от франко-германской границы ты символизирует дружбу двух стран. Детский сад посещают около ста детей ежедневно, путь которых пролегает через рот котика. Фото inhabitat.com |
Игры в городе, город в играх
Галина: "Чтобы начать исследование среды, в которой живет ребенок, ему достаточно собрать информацию о собственном районе. На Подоле, например, довольно много псевдоисторической архитектуры.
Не все взрослые сумеют отличить ее от настоящей. Детям может быть интересно разобраться, что за дома у них в районе, кто построил их и зачем, кто в них живет и почему.
Но чтобы детям это стало интересно, заинтересоваться должны и родители. Важно показать, что город – это не пустое место, а собрание массы интересной информации".
Фото Дитячі географії |
Одна из авторов "Детских географий" Лора Ищенко (вторая справа) в "Самосаде" на киевском Подоле |
Юлия: "Человек учится влиять на среду, в которой живет, через познание своего пространства. Для этого нужно понять в том числе, что твой двор – это не транзитное место, через которое ты просто ходишь каждый день, а пространство, куда можно выйти с чашкой кофе, где можно присесть, пообщаться с друзьями, и чувствовать себя как дома".
Галина: "Зачастую нам кажется, будто бы детям нужно что-то другое, отличное от того, что интересно взрослым. На самом же деле если мы сделаем что-то для детей и при этом не представляющее интереса для нас самих, то в итоге это не будет интересно никому.
Детские игры должны быть настолько увлекательными, чтобы в них с удовольствием могли играть и взрослые".
Галина Сухомудь. Фото из Facebook |
Юлия: "Вообще мы живем сегодня в интереснейших условиях. Мы вроде как уже новые люди, а обитаем до сих пор в старых, советских реалиях. То есть сознание у нас современное, европейское, а быт – советский.
Но ничего, маленькими шажками, маленькими группами мы сможем потихоньку все поменять. Как муравьи, сдвинем когда-нибудь этого тяжеленного советского слона".