Красный Крест 2.0. Как волонтеры помогают переселенцам
В начале 2016-го украинский Красный Крест стал фигурантом громкого скандала.
Благодаря журналистскому расследованию, стало известно, как распродаётся из-под полы гуманитарка, как коммерциализируются курсы первой помощи и как неохотно руководство организации допускает общественников к проверке.
Однако внутри Красного Креста существует два мира, которые почти не пересекаются. Значительную часть благотворительных проектов реализуют не штатные сотрудники, а волонтёры, которые работают под непосредственным руководством иностранных координаторов.
Недавно при финансовой поддержке Красного Креста Дании, украинские волонтёры помогали переселенческой молодёжи адаптироваться на новом месте и преодолевать социальную изоляцию.
В Украине проект реализовывался во Львовской, Тернопольской, Харьковской и Киевской областях, а также в Киеве.
На протяжении 10 месяцев Красный Крест провёл 150 мероприятий, в которых, по приблизительным подсчётам, поучаствовало около 3 тысяч человек.
– Волонтёрство обычно ассоциируется с раздачей гуманитарки. Но в данном случае, мы ничего не раздавали, а создавали возможности для общения, саморазвития, качественного досуга, – объясняет национальный координатор проекта Марина Кожедуб. – Такая стратегия уже была опробована в Палестине и Армении, а в 2015-м очередь дошла и до Украины.
Национальный координатор проекта Марина Кожедуб и Мадс Остергаард, координатор из Дании |
После подведения итогов, датчане решили продлить проект ещё на девять месяцев.
– Фактически, это подарок от датской молодёжи, – продолжает Марина. – Деньги для проекта собирали на знаменитом музыкальном фестивале в Роскилле, а потом передали их украинским волонтёрам. А они, в свою очередь, отчитывались перед Мадсом Остергаардом, координатором из Дании.
Прежде всего, переселенцам помогали лучше узнать край, в который их забросили обстоятельства.
Походами в музеи, театры, галереи дело не ограничилось. В июле 2015-го переселенцы из целевых областей съехались в санаторий в Тернопольской области, в августе – в палаточный эко-кемпинг под Харьковом. После страшного лета 2014-го, это стало для них настоящим подарком.
Волонтеры организовали для переселенцев палаточный эко-кемпинг под Харьковом |
– Я – узнала Западную Украину с хорошей и очень интересной стороны. Теперь буду ездить туда семьей и приглашать друзей, – вспоминает Оксана С., переселенка из Донецка.
Чтобы вытащить переселенцев из эмоциональной и социальной изоляции, под эгидой Красного Креста проводились десятки творческих вечеров, мастер-классов, тренингов и других мероприятий: от уроков рисования маслом до велоквестов.
Велоквест в Белой Церкви |
– Миссия нашего проекта очень проста – мы хотели, чтобы ребята, которые оказались далеко от дома, нашли новых друзей и вспомнили, что они молодые и энергичные люди, – рассказывает Виктория Назина, координатор проекта в Харьковской области.
Среди самых масштабных мероприятий – конкурс социального фото "Чувства в пикселях", который состоялся в Харькове.
А в Белой Церкви переселенцы смогли поучаствовать в жизни города. В октябре 2015-го под эгидой Красного Креста здесь открыли первую в Киевской области уличную библиотеку.
На открытии первой в Киевской области уличной библиотеки в Белой Церкви |
По мнению волонтёров, чем богаче культурная жизнь города, тем легче переселенцам интегрироваться в местное сообщество.
Интересно, что со временем переселенцы сами стали втягиваться в волонтерство.
Например, в Харькове они помогали делать ремонт в помещении будущей школы для детей-аутистов, а во Львове – своими руками делали подарки для детдомовцев.
Мастер-класс по рисованию в Харькове |
Некоторые переселенцы даже решили вступить в Красный Крест.
– Сегодня тебе помогли, а завтра ты помог кому-нибудь. Даже само осознание того, что ты кому-то небезразличен, воодушевляет и вдохновляет на хорошие поступки, – признаётся Руслан И., переселенец из Тореза.
Так ячейки Красного Креста становятся не просто центрами помощи переселенцам, а точками пересборки их судеб.
Что же касается выявленных фактов коррупции в организации, волонтёры настроены оптимистично – ситуацию всё ещё можно исправить. А сил и энтузиазма у них предостаточно.