Ровенские волонтеры: война под мирным небом
Склады. Девять вечера. В тусклом свете копошатся люди. Это воины света воют в сумерках.
Заходишь. Тебя встречают 20 тонн квашеной капусты. Огромный ангар то и дело озаряется вспышками, будто на фронте.
Оказывается, это городской стоматолог в свободное от работы время варит щиты и сетки для бронетехники украинской армии.
Вас приветствует волонтерская организация "Допомога армії Рівне". С одной стороны от Вас стоят стеллажи с одеждой, с другой – с обувью. В отдельном корпусе – склад медикаментов. Дальше здание – там продукты.
За столом у входа сидят ребята. Вам даже предложат немного шампанского – сегодня у двоих волонтеров день рождения. Естественно, празднуют здесь. Ведь последние восемь месяцев они только и делали, что возводили этот храм Артемиды – тыловое обеспечение богини войны.
"Нет, в Ровно мне никто не имеет права сказать: "Нет!" – говорит Вика. Так может сказать только человек, абсолютно уверенный в своей правоте и своем желании выиграть эту войну.
Вика – руководитель волонтерского центра. Вика умеет разговаривать по двум телефонам одновременно. Подсела Вика на волонтерство еще во времена "крымской войны". Началась мобилизация, и нужно было экипировать десять снайперов.
Теперь уже невозможно сосчитать бойцов, которым помог центр. Да и считать, особо, нет времени.
Нет, в Ровно никто не может сказать Вике "нет". Нельзя противостоять ее энергии.
Вика гипнотизирует. В тюрьмах ей шьют водонепроницаемые спальники и маскхалаты. В больницах ей собирают медикаменты. В столовых квасят капусту и закатывают тушенку. Студенты автотранспортного колледжа помогают чинить военную технику. В кулинарном техникуме девочки готовят закваску для борща.
В руках Вика держит список всех мясников города – а значит, и они скоро будут помогать АТО. Раненные солдаты сбегают из скучных госпиталей, чтобы сортировать вещи на складе и помочь Вике выиграть эту чертову войну.
"Допомога армії Рівне" уже закупила семь тепловизоров, штук 300-400 раций, передала в зону АТО около 10 автомобилей, в том числе и реанимобили, собрала около 30 коробок медикаментов для полевых госпиталей. На протяжении всего лета раз в неделю волонтеры отправляли в зону АТО еду – иногда КамАЗ, иногда КамАЗ с прицепом. За лето на фронт еженедельно отсюда уходило 10-30 тонн воды.
Центр также работает с детскими домами – предоставляют помощь 5 детдомам в Донецкой области, в том числе в Артемовске и Краматорске.
Один толковый токарь помог волонтерам сделать кустарные пламегасители на калаши – солдаты за них дерутся.
Из Франции ребята заказали беспилотник. По цене дороговато – 4.130 евро – но будем посмотреть. В любом случае, это уже шаг в сторону усиления украинской авиации. Еще два беспилотника местные мастера делают прямо в Ровно.
Волонтеры помогают по-разному.
Вот, одного белоруса в "Айдар" отправили воевать. Приходит – голый-босый. Говорит, ему надоела белорусская вата. Военник у него на границе отобрали и не хотели выпускать из страны. Так он лесами к нам пробирался, в обход пропускных пунктов. Он так и сказал: "Я к вам воевать пришел. Только в армию не пойду – я, по сути, одиночка".
В "Айдаре" на него внимательно посмотрели и сделали снайпером. Мальчик-находка: на прикладе нашего любимчика уже пять засечек. И все они посвящены Вике. Военная романтика – она такая.
Купили недавно машину для медиков – передали 93-й бригаде. Все были счастливые, пока однажды кто-то забыл закрыть задние двери в авто и потерял носилки! Отличные, очень нужные носилки.
Вика подняла на уши весь город, чуть ли не обрывала телефон начальнику ГАИ, чтобы тот перекрывал дороги в городе. Вике звонили из самой Франции, чтобы она не переживала – для Вики носилки всегда найдутся.
На фронте дикий холод, и буржуйка сейчас – это предмет первой необходимости. Поэтому на складе есть много прикольных печек: например, с тризубом или даже буржуйкосамовары. Это местное ноу-хау: умельцы приварили к печи большой чан, и теперь в нем можно легко кипятить воду.
Кроме того, в центре собираются маленькие мангальчики – размером с мужскую ладонь. При помощи сухого спирта вы сможете быстро сварить на нем чай или просто согреть руки в окопе. Бойцам такие чудо-приспособления очень по душе.
Солдаты сейчас массово болеют – вспомним бабушкины рецепты? Волонтеры закупили 500 жестяных банок и немного их усовершенствовали: теперь можно будет выгревать больных прямо на передовой.
Людям сказали, что у нас перемирие. Поэтому люди помогают все меньше и меньше.
Люди устали – и, кажется, истощились. Поэтому продуктов стало не хватать.
Впрочем, ровенские волонтеры подумали и решили, что ленивую капусту и тушенку они могут делать самостоятельно. Для тушенки уже даже установлены специальные приспособления. 4 часа готовится, 2 часа остывает – 40 банок за раз!
Волонтеры бронируют военную технику, приваривают к ней защитные сетки, а также придумывают специальные подножки – установить пулемет, затащить раненого, выбраться из засады.
Они также организовали отличные курсы медикам – профессиональных врачей консультировали солдаты, которые прошли уже несколько войн.
Бойцы рассказывали врачам о том, чего не прочитаешь ни в одной книге. Что делать с раненым, с которого нельзя снимать бронежилет, потому что везде стреляют, как прикрываться раненым, когда выносишь его с поля боя, какие правила нужно соблюдать, а на какие под непрекращающимся огнем можно и нужно забить ради спасения самого раненого.
Вика встречает в Ровно раненых. Вика ездит в зону АТО. Ребята дарят ей цветы. "Такие букеты – больше, чем у Баскова!", – смеется Вика.
Вика вообще часто смеется. Это, наверное, главная черта людей, которые способны победить, и однозначно рано или поздно победят.
Волонтеры смеются, даже когда хочется плакать.
Да, наши волонтеры попадают в плен. Да, наших волонтеров меняют на Трамадол. Друзья волонтеров сейчас на фронте. Сотни друзей. Сотни имен звучат в их разговорах. Сотни глаз. Сотни историй. Бойцы волонтеров попадают в плен – бойцы волонтеров живыми не сдаются. Бойцы волонтеров маршируют на парадах в Донецке. Бойцы волонтеров умирают. Именно им мы кричим: "Герої не вмирають!"
Сердце волонтеров разрывается от историй и звонков: "Я где? А я в плену! Я прикалываюсь? Ну, с чего бы я прикалывался". И как ужасно, когда эти слова подтверждаются.
Только волонтерам не к лицу заламывать руки и выть от боли, надо просто больше работать.
Поэтому пока суть да дело, Вика поехала к 93-й бригаде – под Донецкий аэропорт. Помогать.
Ведь уже давно стало ясно, мы не выиграем эту войну без Вики.