Чистое искусство джаза

В этом могли убедиться любители джаза на минувшей неделе, отмеченной двумя незаурядными и, каждый по-своему, примечательными концертами. Собственно, именно ради качества они туда и пришли, а еще, вероятно, ради ощущения причастности к особому совершенно неформальному сообществу.

Возможно, как раз это ощущение и имели в виду организаторы проекта "Jazz Kolo", очередной, уже десятый по счету концерт которого состоялся недавно в концертном зале Украинского дома.

Это хороший повод поздравить их (да и себя) с перейденным юбилейным рубежом, порадовавшись тому, что проект уже стал одним из самых успешных усилий консолидировать киевский и, отчасти, украинский круг ("коло") исполнителей и любителей джаза. При этом, первым дав постоянную сцену для периодического выброса творческих сил, а вторым - обоснованные ожидания того, что каждый раз продолжение следует.

Кроме того, это второй подряд концерт в новом формате, который условно можно назвать "Антологией отечественного джаза". Идея принадлежит одному из организаторов проекта в целом, известному украинскому бас-гитаристу Игорю Закусу и заключается в том, чтобы каждый концерт посвятить одному инструменту, представив возможно большее количество разных по стилю музыкантов.

Первый "выпуск" "Антологии" под названием "Sax Kolo" представил сборную саксофонистов. На сцену вышли хорошо известные в Украине музыканты из Киева, Харькова и Львова, исполнители на альт-, тенор- и сопрано-саксофонах Дмитрий "Бобин" Александров, Артем Менделенко, Олександр Рукомойников, Богдан Гуменюк, Иван Яремчук, Иван Бондарев, Игорь Рудой.

Название второго концерта "Piano Kolo", из чего ясно главными действующими лицами вечера были клавишники, которые в большинстве своем хорошо известны киевской джазовой публике: Наталья Лебедева, Алексей Боголюбов, Сергей Давыдов, Павел Литвиненко, Илья Ересько, Павел Шепета, Родион Иванов.

Концерт удался - и технически (на сей раз, практически не было задержки, связанной с необходимостью настроить аппаратуру под всех участников, как в первый раз), и творчески.

Каждый из участников, как и в первый раз, исполнил по две композиции. При этом в отличие от команды "Сакс кола", все пианисты выступили еще и как композиторы. Игрались почти исключительно вещи собственного сочинения. (Если не ошибаюсь, только Павел Литвиненко на второе блюдо предложил стандарт What Is This Thing Called Love?)

Может быть, еще и поэтому, несмотря на различие индивидуальных манер, концерт оставил ощущение цельности. До конца сохранялось ощущение преемственности, накапливания и нарастания драйва, как и положено на джазовом концерте. Переходы не ощущались как перебои, паузы не подвисали.

По-моему, удачным решением был отказ от конферансье. Просто каждый из участников, покидая сцену, сам представлял следующего по цепочке.

Проигрыш в профессиональном умении поставленным голосом вести диалог с публикой и, вероятно, информативности компенсировался возможностью через неотмодулированные интонации почувствовать личные отношения между музыкантами, т.е. ощущением того самого "круга", и last but not least экономией времени, поскольку все стремились быть лаконичными.

Родион Иванов. Фото Игорь Снисаренко (www.live.kiev.ua)
Музыка, я бы сказал, была замечательно разной. Хорошо известная прежде всего своими "бразильскими" пристрастиями Наталья Лебедева, была на это раз и убедительно лирична.

Запомнилось выступление Алексея Боголюбова, композиции которого впечатлили мелодической изобретальностью, подкрепленной умением находить свежие сочетания ритмов и глубиной импровизации.

Музыка харьковского пианиста Сергей Давыдова, который единственный в этот вечер выступал соло, полушутливо оправдываясь тем, что слишком буквально понял установку на тему концерта, звучала камерно и, на мой вкус, философически. (Это слышалось и в названиях композицией; одну из них он представил как часть цикла "Куда уходит детство")

В продолженную Павлом Литвиненко по преимуществу лирическую струю концерта затем внес диссонанс Илья Ересько и в переносном смысле, и в прямом, поскольку в обеих композициях обнаружилось явное пристрастие к диссонансным созвучиям, из сумятицы которых постепенно выкристаллизовывался знакомый и заразительный танцевальный ритм (в первой композиции - рок-н-ролл, во второй - самба), и это сочетание оказалось источником мощного драйва.

Павел Шепета вновь вернул концерт в лирическое русло. Его исполнение сразу создавало ощущение зрелого мастерства - с тонко расставляемыми акцентами и весомостью каждой сыгранной ноты. (Представляя Шепету, Илья Ересько назвал его "наверное, самым опытным участником концерта".) То же самое можно сказать и об игре его давних партнеров и друзей Максима Гладецкого (контрабас) и Валерия Волкова (барабаны)

Кстати, о партнерах. Основным участникам помогали выступать Артем Менделенко (альт-саксофон), Игорь Закус (бас-гитара), Алексей "Алекс" Фантаев (барабаны), Константин Ионенко (бас-гитара), Александр Муренко (барабаны), Валентин Корниенко (контрабас), Олег Марков (барабаны), уже названные Максим Гладецкий (контрабас) и Валерий Волков (барабаны).

И хотя их имена в программе были указаны меньшим шрифтом, на сцене они были не в меньшей мере солистами, чем номинальные. Запомнились соло Артема Менделенко, Константина Ионенко, Максима Гладецкого. Примечательный эпизод возник с соло Валентина Корниенко, настолько "увлекшегося", что, по-моему, публику поднапряглась, заинтригованно ожидая, когда и чем закончится затянувшаяся импровизация, долго и приступообразно подбиравшаяся к кульминации.

Название "Джаз коло" оправданно еще и тем, что в большинстве все музыканты хорошо знают друг друга и переиграли вместе в разных составах и едва ли не во всех комбинациях. Многим довелось выйти на сцену не раз, чтобы поддержать основных участников.

В этом смысле символичным было завершающее выступление Родиона Иванова, который сначала сменил за роялем Павла Шепету в трио с Гладецким и Волковым (к которым присоединился Денис Аду (труба)), а затем "собрал" самый крупный состав с участием Игоря Закуса, Павла Литвиненко, Олега Маркова и впервые появившихся на сцене Дмитрия "Бобина" Александрова (сопрано-саксофон) и Насти Марковой (вокал). Дуэт саксофона и вокала в качестве солистов и стал финальной точкой этого без преувеличения блестящего концерта.

Все было здорово (жаль только, что не выступил "обещанный" в программе Юрий Шепета) и еще здорово, что продолжение следует, поскольку по замыслам организаторов в следующем году нас ожидают встреча со сборными гитаристов, басистов, барабанщиков. А дальше надо надеяться на изобретательность музыкантов и новый виток "Джаз кола"... и милость богов-покровителей экономики.

Продолжение следует...
Реклама:

Головне сьогодні