"Учим плохому!" - праздник непослушания с налетом брутальности

Творческая интеллигенция довольно долго раскачивалась, прежде чем начать выплескивать раздражение по поводу цензуры не на кухне, а в общественном пространстве. С этим ничего не поделаешь, для, так сказать, гражданского созревания требуется время.

Год назад каплей, переполнившей чашу терпения, стали выводы эксперта НЭК, обнаружившей в романе лауреата Шевченковской премии Олеся Ульяненко "Жінка його мрії" порнографию. За год судебной тяжбы с НЭК писатель Ульяненко превратился в медийную звезду - журналисты освещали эту историю прямо-таки с небывалым для культурной тематики азартом, к пущей зависти других украинских литераторов. Кстати, скандал с книжкой Ульяненко оказался хорошим тестом, сразу стало понятно, кто порядочный человек, а кто живет по принципу "счастье - когда у соседа корова сдохла".

Если б не подорванное здоровье, Ульяненко очень эмоционально воспринимал суд с НЭК, то история завершилась бы стопроцентным хеппи-эндом - роман "Жінка його мрії" наконец вышел в харьковском издательстве "Триант".

Олесь Ульяненко утверждает, что ничего не убирал из романа, добавил пару абзацев, а фразу, вошедшую в историю, выделил курсивом: "Ніжно вкусив за кінчик вуха".

Писатель не исключает, что опыт последнего года борьбы с цезурой вполне возможно получит свое продолжение в литературном творчестве. А почему бы и нет? Возможно, украинский роман "о морали" встряхнет общество, которое очень долго осознает, к каким опасным последствиям может привести само существование закона о защите общественной морали.

РЕКЛАМА:

Олег Веремеенко - адвокат Олеся Ульяненко:

"Думаю, что Закон морали - аморален, и его нужно отменять. Нельзя законом регулировать мораль. Это наступление на права человека, угроза правовому обществу и демократии. Когда между законом и моралью ставят знак равенства, сразу приходит в голову фраза Юлия Цезаря: друзьям - все, врагам - закон".

К самому проекту "Учим плохому!", объединившему арт и литературу в пространстве галереи "Ателье Карась" можно относиться по разному. Несомненный плюс - то, что перекинут мостик между представителями разных видов искусств, такое случается нечасто.

Литераторы читали свои произведения, содержащие обсценную лексику, естественно, самой радикальной оказалась видеодокументация чтения Алексея Плуцера-Сарно. Разве что перфоманс TanzLaboratorium - с обнажением ниже пояса оказался по эпатажности где-то вровень.

Юноша с интеллигентными манерами - Александр Володарский, он же блогер Шитман, прославившийся своим перформансом с полным раздеванием и иммитацией коитуса под стенами Верховной Рады, в результате которого провел два месяца в СИЗО, в этот раз обнажаться не стал. Вместо этого развлекал окружающих невинным акционизмом - изображал цензора и вручал желающим "экспертные заключения".

В целом проект "Учим плохому!" отличала не радикальность, а скажем так, легкая брутальность. Это касается как художников младшего поколения, скажем Стаса Волязловского, так и арт-звезд, Александра Ройтбурда, Влады Ралко, Игоря Подольчака. Работы Артема Волокитина - победителя конкурса молодых художников PinchukArtCentre, так и вовсе сама невинность.

Едва ли визуальная часть могла "научить плохому", шансов просто не было. Если серьезно, то не смотря на присутствие действительно интересных художников и литераторов - это "куча мала", лишенная внутренней целостности. За небрежность критик вроде бы обязан бить по рукам, каким бы политически актуальным высказывание ни было, если это происходит на территории искусства, оно должно отвечать художественным критериям.

Даже по сравнению с той же прошлогодней выставкой "Упорно", тоже сделанной на скорую руку и о которой писала "Украинская правда. Жизнь", "Учим плохому!" значительно более слабый проект. Хотелось бы видеть что-то более основательное, нежели спонтанное собрание картин для диссидентской вечеринки.

Галерист Евгений Карась, впрочем, не скрывает, что проект был сделан очень быстро, и рассматривает скорее социальный аспект.

"Возможно, проект будет ежегодным. Хотя не перестаю надеяться, что необходимость в нем отпадет, в том случае если государство будет иначе рассматривать внутреннюю свободу граждан. Граждане должны отстаивать позицию невмешательства государства в личную жизнь".

"Как отец двух детей, я противник того, чтобы публично использовать обсценную лексику, но в то же время считаю своим долгом предоставить профессиональную площадку для борьбы за свободу слова".

Учитывая слабость гражданского общества и разобщенность творческой интеллигенции, любую инициативу, поддерживающую свободу, в период наступления цензуры необходимо поддерживать. Но если галерея претендует на то, чтобы если и не превратиться в фортпост в борьбе за свободу слова, то самое время задуматься о критериях и стратегии.

Выбор между просветительством и радикализмом должен быть максимально осознанный, вне зависимости от того насколько простым или напротив сложносочиненными являются произведения. Общественный резонанс вызвать не так-то сложно, вопрос в том какого свойства. Другими словами художникам, кураторам, галеристам, ступающим на эту территорию, необходимо более внимательно относиться к тому, как их послание будет истолковано.

Насколько эффективны арт-акции в донесении до общества позиции творческой интеллигенции - вот в чем вопрос.

Пока же состоялся очередной праздник непослушания, и не более того. А между тем, протестного потенциала украинских художников, не говоря уже о поэтах с писателями, хватило бы на масштабный арт-фестиваль.

Реклама:

Головне сьогодні