"Москва - наша"

"Его сейчас самое время отравить, я тоже так думаю", – говорит кто-то за моей спиной. На сцене тем временем выступает писательница Людмила Улицкая, открывая конгресс "Россия – Украина: диалог". Она говорит, что интеллигенция не поддерживает политику России и вспоминает, как в шестьдесят восьмом семь смелых человек вышли на Красную площадь с протестом против введения советских войск в Чехию.

"Он увеличил себе рейтинги за счет Крыма, – продолжается разговор за спиной, пока Улицкая желает украинцам построить независимое государство, освобожденное от советского наследия. – Затраты на аннексию Донбасса слишком высокие, он не упадет ему, как яблочко на блюдечко. А Крым потеряли из-за кретинов в Киеве, которые ничего не делали".

Когда на сцену выходит организатор конгресса Михаил Ходорковский, голоса за спиной стихают. "Мы собрались здесь, чтобы посмотреть друг другу в глаза", – говорит он и зачем-то добавляет, что в будущем славянский мир может объединиться вокруг Киева.

"Пусть лучше он вокруг чего-нибудь другого объединится, а к нам хорошие россияне просто в гости ездят", – комментирует потом в курилке украинский художник.

На Ходорковского смотрят с уважением и трепетом даже те, кто видел его не так давно на публичных встречах в Москве, сразу после освобождения из десятилетнего заключения.

Бывший политзаключенный долго воздерживался от активного включения в украинскую ситуацию, но после введения российских войск в Крым и раскола интеллигенции, видимо, понял, что может стать мостиком между россиянами и украинцами. Кроме него на это, пожалуй, не способен никто из нынешней московской оппозиции.

Тех, кто собрался в зале спорткомплекса "Олимпийский" – выбор места не случаен: его предоставил министр спорта и молодежи, активист "Автомайдана" Дмитрий Булатов, – официальная российская пресса окрестила пятой колонной, а сам конгресс – шабашем интеллектуальной нечисти.

"Вы вообще понимаете, как мы себя сейчас ощущаем? Нас совершенно серьезно называют нацпредателями!" – яростно размахивая руками, говорит журналистка Маша Баронова, "узник Болотной".

Журналисты, пострадавшие из-за цензуры, активисты, которых регулярно задерживают на митингах, депутат Госдумы, проголосовавший против присоединения Крыма к России, писатели, которым постоянно угрожают уголовными делами – все они приехали в Киев по приглашению Ходорковского, чтобы "посмотреть друг другу в глаза".

"Олимпийский" на два дня превратился в своеобразный кибуц для тех, кто в нынешних российских условиях находится в изоляции.

"Это мероприятие может принести какую-то практическую пользу?" – спрашиваю Ходорковского, пока он отдыхает в перерыве между дискуссиями. В руках он держит книгу "Завет святого духа".

"У них такие дикие презумпции в отношении Украины… По их мнению, в Ровно нельзя ехать, потому что там фашисты и бандеровцы. Ребят, вы откуда это взяли-то?!" – говорит он, мысленно вступая в диалог с запуганными пропагандой коллегами, и добавляет: "Надо показывать им, с чего все началось".

За обедом украинский художник беспечно обсуждает ситуацию с российской журналисткой. Рассказывает ей про то, что в Славянске вытворяют "колорады". Девушка переспрашивает: "Кто-кто?" – "Ну, эти, с колорадскими ленточками". Журналистка меняется в лице. "Ах, это вы так георгиевские ленточки называете…" – обиженно произносит она, разворачивается и уходит от украинского художника прочь. "Постойте, но вы же нас неправильно поняли!.." – вслед бросает он.

В первый день диалог не клеится.

Российские интеллигенты обвиняют украинскую власть в том, что те запрещают московской прессе освещать нынешние события. Украинские интеллигенты обвиняют российских интеллигентов в том, что они не пытаются повлиять на российскую власть. "Так, а что нам делать? Бросаться на вышку "Первого канала"?" – истерично выкрикивают во время публичной дискуссии московские журналистки.

"Вы нас простите за то, что мы с вами воюем, – берет слово российский политик Ольга Курносова. – Для нас оправдания нет. Мы не такие свободолюбивые. Мы не сделали столько для своей страны, как вы". Зал аплодирует.

К вечеру второго дня российские интеллигенты уже вовсю обнимаются с украинскими и делятся мечтами о том, что когда-нибудь с удовольствием переедут в Киев. Видимо, понимают, что подействовать на политиков в России им не удастся.

Во время прощального фуршета за одним из столиков российский журналист пародирует "ватников": "Крым – наш!" – и стучит кулаками в грудь. Украинский журналист ему отвечает: "Москва – наша!"

Из-за столиков с россиянами доносится лозунг: "Слава Украине!", кто-то на гитаре исполняет Окуджаву.

Пятая колонна отчаливает домой.

Но, кажется, шабаш интеллектуальной нечисти только начинается.

Екатерина Сергацкова, специально для УП.Жизнь

Реклама:

Головне сьогодні