Цепочка манипуляций

Искаженное восприятие нами новостей – это результат не только игры на стереотипах. Есть еще группа закономерных ловушек восприятия, называемая эффектами последовательности. Знание их сути – отличный инструмент как манипуляции нашим сознанием, так и нашей защиты от нее.

Играя с законами последовательности, мастера политических технологий могут легко сформировать нужную позицию больших групп людей.

Давайте же научимся различать эти эффекты, понимать их психологические особенности, ограничивая таким образом возможности манипуляции нашим сознанием со стороны.

[L]Обычно мы не упускаем возможности беспрепятственно делиться новостями в социальных сетях.

Мы используем ее, не задумываясь о том, почему мы считаем ту или иную информацию объективной.

Нам свойственно автоматически классифицировать новости на "черные" и "белые".

Мы игнорируем первые и делимся вторыми. Но почему так происходит!?

Достаточно часто, читая новости, мы рискуем попасться на крючок таких эффектов последовательности: эффект первичности, эффект новизны, эффект повторения, эффект роли. Давайте поговорим о каждом из этих эффектов и научимся их различать.

"Тушенка из снегирей" или эффект первичности

Если первое, что мы узнали о человеке, характеризировало его с хорошей стороны, то плохие его поступки мы склонны на первых порах не замечать или оправдывать. То же самое касается и событий.

Достаточно вспомнить, как менялось наше отношение к флагманам "Оранжевой революции" и к самому событию. Люди возлагали большие надежды на новопришедших, долго ждали перемен и реформ, оправдывали застой тяжёлым наследием "попередников". Отношение менялось постепенно и очень медленно. Этим частично можно объяснить так называемый "запас терпения" масс, о котором сейчас много говорят.

Именно поэтому мы склонны долгое время считать героями тех, кто однажды впервые предстал перед нами в рыцарских доспехах. Даже если они объективно становятся антигероями по результатам своих действий.

Как думаете, почему многих россиян сейчас сложно убедить в том, что в Украине не распинают детей на площадях, не делают и не едят тушенку из снегирей, не мотивируют к защите государства участком земли и двумя рабами?

Именно так работает эффект первичности, сутью которого является переоценка значимости первой информации относительно последующей.

Для весомой части россиян события на Майдане и Донбассе начались под соусом "жидофашизма", "бандеровщины", "хунты", "правосеков", "карателей", который успешно готовили многие российские СМИ. Не даром этот эффект также называют эффектом первого впечатления. Но этим порой грешат и украинские СМИ, стараясь противостоять пропаганде.

Как же нейтрализовать эффект первичности? Попробуйте задать себе или другим следующие вопросы:

- Когда и на каком основании сформировалось мое первое впечатление о человеке/событии? Что могло повлиять на это?

- Что происходило в это время со мной, моей семьей, коллегами, в моей стране?

- Насколько это впечатление объективно и обосновано?

- Является ли последующая информация о человеке/событии такой, которая может/должна повлиять на трансформацию моего мнения?

- Не изменяю ли я своим ценностям, оставаясь верным результатам первого впечатления?

"Российские танки в Берлине" или эффект новизны

Вспомните ситуацию, когда близкий или хорошо знакомый вам человек вдруг повел себя совершенно иначе, чем всегда. А если его поведение было совершенно нетипичным для него и неожиданным для вас? Такое поведение моментально запоминается, и часто начинает определять уже совершенно иное отношение к этому человеку.

Помните слезы Януковича перед камерами после брошенного в него яйца? А резонанс смены отношения к нему и этому событию помните?

Можно также вспомнить Жириновского, который моментально ассоциируется у нас с нетипичным поведением представителя российской власти. Именно потому его лозунги о "российских танках в Киеве, Берлине и Париже" многими переоцениваются, хорошо откладываясь в сознании. Так проявляется эффект новизны, который состоит в том, что новой информации о нетипичном/неожиданном поведении знакомого человека мы предаем большее значение, чем остальной информации, известной о нем ранее.

Рассмотрим вопросы к себе или другим для нейтрализации данного эффекта:

- Является ли нетипичное/неожиданное поведение другого намеренным и/или осознанным?

- Какими могут быть мотивы такого поведения?

- Определяет ли такое поведение смену позиции другого в целом?

- Остаюсь ли я объективным, делая выводы о другом лишь по нетипичному/неожиданному его поведению в единичной ситуации?

- Насколько хорошо я знаю человека по совокупности его дел?

- Что может помочь мне расширить объективность восприятия действий другого?

"Бандеровцы, хунта, бандеровская хунта" или эффект повторения

Сейчас многие как российские, так и украинские СМИ пестрят материалами, которые разъединяют людей. Часто новости окрашивают все лишь в черное и белое: "Украина – хорошо, Россия – плохо", "настоящий украинец – это говорящий на украинском", "все россияне одинаковы", "все россияне зазомбированы, а мы совершенно непредвзяты". Все это – те штампы, которые глубоко засели в головы многих из нас в результате многократных повторений этих ярлыков различными СМИ.

А вы уверенны, что все россияне одинаковы? А вы точно знаете, что настоящие патриоты говорят исключительно на украинском языке? Готовы дать руку на отсечение, что ни капли не предвзяты в суждениях касательно происходящего? Если да, то поздравьте себя, - вы одна из многих жертв манипуляции.

Если проснувшись и включив радио, человек слышит: "украинская хунта…", после, ведя машину: "киевские каратели…", на работе: "захватившие власть бандеровцы…", по приходу домой: "украинских детей учат истреблять снегирей…", то со временем он начинает в это верить. Особенно, если это транслируется практически всеми СМИ, многие из которых для россиян авторитетны.

Таковы результаты эффекта повторения, суть которого в следующем: чем чаще с различных сторон и источников повторяется информация, тем в большей мере мы склонны ей верить. Если одна и та же информация повторяется в печатных и Интернет-СМИ, на радио и телевидении, то в нее склонны верить практически все.

Срабатывает стереотип: "Все говорят – значит, правда".

Попробуем нейтрализовать влияние данного эффекта, задаваясь вопросами:

- Почему о том или ином человеке/событии так много и часто говорят?

- Кому может быть выгоден акцент на определенном человеке/событии?

- Есть ли другие важные новости, о которых говорят меньше в угоду конкретно взятому событию?

- Насколько объективной является повторяемая всюду информация?

- Как я могу проверить эту информацию?

"Я авторитетно утверждаю…" или эффект роли

Вы замечали, что мужчины-семьянины в целом воспринимаются обществом как более порядочные, а одиночки или разведенные – как гулящие и ненадежные? А каково общественное мнение о незамужних женщинах после 35 лет? Почему женщине мы охотнее доверим своих детей, чем мужчине?

В этих вопросах нам поможет разобраться эффект роли, который состоит в том, что поведение на основании ролевых функций часто трактуется как качество личности. Помните реакцию мировой общественности на скандальный эпизод биографии Билла Клинтона, связанный с Моникой Ливински? Проявление мужской слабости по отношению к соблазну кардинально изменило мнение о нем со стороны многих женщин. Причем мнение не как о мужчине, а как о человеке в целом.

Формулировки типа "я, как мать, знаю…" или "я, как многолетний практик в этой области, утверждаю…" оказывают на нас куда большее влияние, чем просто "я знаю…" или "я утверждаю…". Именно высокая оценка роли часто определяет высокую оценку человека в целом. Так, например, психологи часто ошибочно воспринимаются как всезнающие люди, а маркетологи – как обманщики и манипуляторы. Эффект роли часто срабатывает в ситуациях, когда выгодная манипуляторам позиция подается под видом мнения эксперта, которому люди будут склонны поверить.

Нейтрализуем влияние данного эффекта через такие вопросы:

- Почему именно этот поступок определяет мое отношение к человеку в целом?

- В каких еще ролях пребывает этот человек?

- Как человек проявляет себя в каждой из этих ролей?

- Какие качества человека проявляются независимо от роли?

- Что может помочь "сорвать маски" для создания объективной картины?

Всем нам крайне важно научиться распознавать эти "цепочки манипуляций" в процессе чтения новостей, беря во внимание закономерности и отсевая ошибки восприятия. Это поможет нам оставаться вне списка объектов манипуляции и послужит "марлевой повязкой" для других.

Кроме того, это эффективная прививка, позволяющая нарушать "принцип домино".

Реклама:

Головне сьогодні