Кому мешает шведский стол в украинской армии?
Существующая до сих пор система питания в армии давно нуждалась в реформировании: бойцы неоднократно жаловались на низкое качество продуктов, скудный рацион, невозможность обеспечить полноценным питанием в зоне боевых действий.
Среди сотрудников нашего Проектного офиса реформ Минобороны немало военнослужащих, поэтому мы не понаслышке знаем, чем кормят военных в частях, на полигонах, в зоне конфликта. Можно долго про это рассказывать, но лучше увидеть.
Дискуссия, которая развернулась в последнее время в соцсетях, касается того, что же является современным подходом, а что нет. Давайте попробуем разобраться.
Аутсорсинг успешно используют во многих армиях мира. Но в Украине, в существующих условиях, система дала большой простор для злоупотреблений и не обеспечила необходимое качество. Была фактически установлена монополия 4-х компаний, которые обеспечивают питание во всех подразделения ВСУ по всей Украине. Возможность влиять на рацион или хотя бы контролировать качество на местах отсутствовала.
При этом мы вошли в фазу активных боевых действий с большим периметром столкновения, а аутсорсинговые компании не могут работать в зоне конфликта, поскольку их работники являются гражданскими людьми. Именно с этим фактором связаны колоссальные проблемы с организацией питания военных, возникшие сразу после начала боевых действий на востоке Украины в 2014 году.
Кроме того, система массовой мобилизации подразумевает необходимость быстрого расширения и переформатирования всей цепочки логистики, включая и питание бойцов. А времени на длительную разработку и внедрение нового подхода у нас нет. Кормить людей, исполняющих свой долг по защите нас с вами, нужно уже сейчас. И кормить достойно.
Уже 3 месяца в украинской армии проходит эксперимент по изменению системы организации питания. Это инициатива Проектного офиса реформ Министерства Обороны, пилотный проект реализован на базе Национальной академии сухопутных войск во Львове и в одной из воинских частей Одессы, при этом обе воинских части открыты для посещения журналистами по стандартной процедуре МОУ.
Повторюсь, наш проект – пилотный, мы ищем оптимальную модель построения системы в сложных условиях. Сейчас проходит апробирование подход, в котором совмещаются функции привлечения собственных ресурсов и аутсорсинга, поскольку задействуется гражданский персонал. Эта система питания также предусматривает сотрудничество с коммерческими компаниями как с поставщиками продуктов.
В пилотных воинских частях привычная солдатская каша заменена на шведский стол, где солдат может выбрать меню по вкусу, как в ведущих армиях мира. Среди продуктов, которые ранее не входили в рацион военнослужащих – йогурты, сезонные фрукты, салаты, красная рыба. И все это – в рамках утвержденной ежедневной бюджетной нормы (не более 65 грн. на человека в день).
"Пилотный" обед, который в скором времени станет стандартом |
Еще недавно о таком питании в украинской армии можно было только мечтать. По действующим нормам, которые не менялись с 60-х годов прошлого века, в ежедневный рацион военнослужащих входит всего 32 продукта. Из них бóльшую часть составляет хлеб (650 гр.) и картофель (600 гр.)
В нашем эксперименте мы отошли от старых норм и обеспечиваем питание "в рамках бюджетных назначений". Это означает, что за те же деньги, которые бюджет выделяет на питание военнослужащих, мы их кормим по новому каталогу продуктов. На продукты для солдат денег идет не больше, чем выделено бюджетом, и вместе с тем, мы обеспечиваем намного большее разнообразие и более высокое качество питания.
В сегодняшней версии каталога - 248 отдельных наименований продуктов. Каталог можно легко изменить, учитывая колебания цен и сезонность, можно ввести в него новые позиции или сократить, при необходимости уменьшив стоимость продуктового набора. Реализована также электронная система формирования меню и заказа продуктов.
В рамках эксперимента мы отходим от устаревшего и плохо контролируемого бумажного документооборота. Если осталось что-то, например, котлеты с обеда, мы можем выдать их на ужин и учесть это не на бумаге, а в электронной системе учета. Электронная система позволяет реально управлять остатками на складах и заказывать только те продукты, которые действительно нужны в этой части на неделю. Это позволяет дополнительно оптимизировать стоимость закупаемой продуктовой корзины.
Когда мы в Проектном офисе реформ взялись за реформирование системы питания, основной задачей было не просто обеспечить суточную норму калорий, а накормить вкусно и разнообразно.
По новой системе, которую мы стараемся внедрить, приготовлением пищи занимаются военные повара.
Все обслуживающие функции: почистить картошку, помыть посуду, вытереть столы и т.п. выполняют гражданские специалисты, находящиеся в штате воинской части, такие же, как например электрики, бухгалтеры, сантехники. Просто зарплату они получают напрямую из части, а значит, можно будет контролировать качество их работы, заменять или мотивировать их.
При этом наряды на кухню для солдат, существовавшие в советское время, не вводятся, и солдаты не отвлекаются от выполнения боевых или учебных задач. В случае, если подразделение воинской части выезжает на полигон или в зону боевых действий, то необходимое количество поваров отправляется туда же и обеспечивает питание военнослужащих по месту несения службы.
[L]По мнению военнослужащих, питающихся по новой системе, эксперимент идет очень успешно. Все солдаты и курсанты этих частей хотят, чтобы эксперимент продлили и закрепили в армейских стандартах.
К слову, о стандартах: хочу отдельно затронуть популярную нынче тему стандартов НАТО.
Мы в Проектном офисе реформ МОУ уделяем много внимания изучению и внедрению опыта НАТО. Но в вопросах питания "натовцы", прежде всего, исходят из того, как обеспечить качество. В некоторых армиях стран-членов НАТО работает система аутсорсинга, в других – военные повара.
То есть, в НАТО нет единого стандарта организации питания.
Недавно я был на огромной военной базе армии США в Германии, и там работает система, аналогичная нашему пилотному проекту. В Военной академии Великобритании – военные повара. Успешно кормят солдат военные повара и в Италии.
Перед нами стоит сложная задача: учесть мировой опыт и в сжатые сроки реформировать армию в крайне неблагоприятных условиях (вооруженный конфликт на востоке Украины, меняющаяся численность личного состава, система материально-технического обеспечения, которая разрушалась годами).
Но у нас нет другого выхода.
Модернизация армии – первоочередная задача для воюющей страны, залог национальной безопасности. Поэтому мы будем пробовать, искать различные подходы, максимально подбирая и адаптируя систему под наши нужды. Какой будет окончательный вариант, сказать пока сложно.
Кроме того, в нашем случае процесс изменений будет практически постоянным: слишком много одновременных вызовов стоит перед ВСУ. Главное, мы четко знаем цель: изменить подход, сделать так, чтобы солдат украинской армии ощущал заботу общества о себе, в каждой мелочи.
И поэтому аргументы о том, что не нужно рушить систему, которая пусть плохо, но работала, не принимаются. У нас другие задачи.