От замысла к воплощению. Три приема помогут не сбиться с пути

Я - человек, который фонтанирует идеями. Они из меня выходят сотнями и тысячами по любому поводу: "А давайте сделаем это, а можно организовать вот так, а вот это вообще круто".

И когда я только начинала изучать и тренировать креативность, мне казалось, что самое главное – это научить людей генерировать идеи.

А потом я поняла, что это совсем и не главное. Вернее, это, конечно, главное, но только идеи без реализации – зря потраченное время. Куча лишнего ментального шума и незавершенные гештальты, чувство вины перед другими и ненависть к себе от невозможности все сделать.

В итоге я "доэволюционировала" до понимания таких вещей – все должно быть в балансе. Правая нога должна быть также накачана, как и левая.

Способность к генерации идей должна быть уравновешена умением эти идеи воплощать.

РЕКЛАМА:

Есть различные этапы творческого процесса. А реальность такова, что этап практического внедрения, который в большинстве своем представляет рутинные повседневные задачи, занимает основную часть времени.

Мир оценивает нас по результату.

Неважно, насколько классная была у вас идея на входе, если до выхода она так и не дошла, признания вы не получите.

Но множество гениальнейных идей так никогда и не воплощаются. К горю и печали их создателей.

Все знают примеры о талантливых людях, которые ждут музу месяцами или годами, а потом к ним приходит озарение, и он под действием музы и вдохновения за месяц выдает новый крутой продукт. Все счастливы и довольны, а творец уходит на очередной круг за очередной музой.

Но мы мало видим примеры творцов, которые пашут, и пашут, и пашут. Практикуют, практикуют, практикуют. Хотя таких, на самом деле, много, просто о них не говорят. Ведь тогда пропадет весь флер и тайна творчества.

Поэтому у людей в голове складывается картинка и ощущение, что самое главное – это начало, момент явления идеи. А когда она есть, то дальше все пойдет само по накатанной. Роман напишется, картина нарисуется, дизайн придумается и т.д.

А не тут-то было. Приходят суровые будни реализации. Когда начинается прорисовывание деталей, прописывание героев, подбор оборочек и рюшиков. И уже нет того ощущение – вау, я придумал такую крутую штуку!

Есть банальная рутина – сидишь и делаешь.

investro24.com

Вот на этом этапе большая часть людей теряют драйв, ведь до финиша еще очень далеко.

А раз больше не прет, то значит, что идея была не особо хорошая. И значит, что надо придумать что-то еще более гениальное. И тогда уж точно дело дойдет до конца.

Таким образом, у каждого творца образовывается свое кладбище нереализованных идей. О том, что с ними делать поговорим чуть позже.

А пока вопрос – почему все так?

Потому что многие творческие люди – это люди внутреннего беспорядка и отрицания творческой дисциплины. Особенно начинающие.

Для них слова творческая дисциплина сродни оксюморону и чему-то из области фантастики.

Они не понимают, что есть время сеять семена, а есть время ухаживать и пропалывать грядки. Вернее, они, может, и понимают, только хотят, чтобы кто-то взял это на аутсорсинг и сделал всю скучную работу за них. Чтобы вернуться в строй только к моменту сбора урожая и принятия похвалы.

Как бы сильно вы не любили свое творчество, воплощение идеи будет сопряжено с разными сложностями, преодолением себя, своей скуки, лени, рутины, упадком веры, желанием все бросить и найти что-то полегче.

И единственное, что поможет пройти этот период – это творческая дисциплина. Когда вы просто берете и делаете. Просыпаетесь утром, садитесь за рабочий стол и пашете. Без эйфории от гениальности своей задумки, без внутреннего ажиотажа и предвкушения аплодисментов, без истерии и пафоса.

Вы просто делаете свою будничную творческую работу.

У творчества тоже есть будни. Они менее веселые, чем выходные, но они необходимы, чтобы на выходных было чем платить.

Когда на эту тему говоришь с профессионалами с высокой продуктивностью, то все как один говорят "А как иначе?" и "Причем тут вообще муза?". И дальше идет рассказ про то, что: "Я сажусь и делаю свою работу". Итак:

1. Генерация идей - это только начало. Хорошо, когда они есть. Без них было бы хуже.

2. Без умения доводить идеи до практического результата, вы, как творческий профессионал, никому не нужны. Точка.

Генераторы идей - люди забавные в своей безответственности.

"Я вам тут идей нагенерю, а вы потом за меня их разгребайте, мне некогда, мне надо еще с полсотни людей осеменить своими мыслями".

И порхая крыльями вдохновения, они улетают в следующее место.

Я и сама из таких же воздушных генераторов, но в стадии ремиссии. Раньше мне казалось, что идея - это всё! А теперь я понимаю, что всё - это реализация.

А идея - это необходимая вещь, но не достаточная для того, чтобы был нужный успех.

[L]Теперь я отдельно записываю все прикольные идеи, пусть лежат себе где-то, они же зачем-то пришли ко мне в голову. Но в практическую реализацию оставляю лишь малую часть, ту, которая мне под силу.

Способность создавать идеи, безусловно, должна быть развита.

Но когда эта способность функционирует стабильно и качественно, то приходит время тренировать другие способности. А именно – умение доводить идеи до конца.

У каждого творческого человека есть свое кладбище идей, которое становится только больше. Это все начатые и заброшенные идеи, калеки без рук и ног, кульминаций и эпилогов.

Нереализованные идеи – это балласт, мертвый груз, то, что тянет вас ко дну вашего творчества.

Идеи надо либо сразу воплощать, либо забывать. Иначе они не дадут вам покоя. Они воруют вашу творческую энергию, отягощая жизнь чувством вины, стыда и сожаления.

Что можно сделать? Попрощаться с прошлыми, отжившими себя идеями.

Составьте список всех задумок, проектов, фантазий, которые у вас когда-то были, которые вы начинали, забрасывали, обещали доделать. Поблагодарите их за вдохновение, которое они вам дали в свое время.

А затем попрощайтесь с ними и отпустите. Это лучшее, что вы можете сделать для себя и для них. Позвольте себе жить дальше, без грусти и сожаления по упущенным возможностям.

Следующим моментом в воплощении идей становится привычка творить.

Недостаточно один раз поверить в себя. Необходимо каждый день делать шаги для раскрытия своего творческого потенциала.

И чем дольше он был заблокирован, тем больше сил и времени надо будет вложить.

Я всегда сравниваю творчество и спорт. Это абсолютно одинаковые процессы.

Никто не рождается изначально сильным и накачанным. Это достигается постепенно, шаг за шагом благодаря постоянным тренировкам. При этом невозможно накачать себя один раз и навсегда остаться на этом уровне. Надо постоянно прикладывать усилия, и тогда вы гарантировано будете в хорошей форме.

Неважно, сколько дано, самое главное — это иметь намерение развивать себя.

Есть только один путь к мастерству — постоянная практика.

Когда лень, когда грустно, когда скучно, когда нет настроения, когда нет музы, когда апатия, когда ненавидишь себя и весь мир, когда не веришь в себя и в весь мир, через "не могу", через "не хочу", всегда и постоянно.

Есть такое правило 10 000 часов. Ученые установили, что для того чтобы достичь вершин мастерства, необходимо вложить именно столько времени в свою практику. Причем не просто в практику, а в постоянно усложняющуюся практику.

"Творчество – это привычка, а апогей творчества – это результат многих хороших рабочих привычек", - это слова из книги, которая мне очень нравится, мотивирует и вдохновляет, книги Твайлы Тарп "Привычка к творчеству".

Книга полна прекрасных упражнений, заданий, мыслей. Она развеивает мифы об избранности и показывает, что путем постоянной и продуманной работы вы всегда сможете достичь очень хороших творческих результатов.

Так вот, привычка к творчеству - это единственная привычка, которая оправданно имеет место быть и которая должна накатать у вас в голове нейронные связи.

Я вам расскажу два приема, как можно закрепить ее у себя.

Прием № 1

Все знают, что многие творческие люди очень мнительные и подвержены разного рода ритуалам, чтобы удержать рядом с собой музу. Что-то из этого явно всего лишь суеверия, но, в общем, подход к созданию магических амулетов имеет смысл.

В психологии есть такое понятие "якорь".

Якорь - это некий стимул, который связан посредством эмоций с каким-то нашим состоянием. Стимулом могут быть звуки, ощущения, места, вещи и т.д.

Например, определенная музыка может вызывать у человека романтические переживания первой любви, если в то время ее часто слушали, или какой-то запах может вернуть нас в детство и погрузить в воспоминания о бабушке и лете, проведенном у нее. По сути это ассоциативная цепочка.

Эту особенность психики можно использовать для вызывания у себя состояния вдохновения.

У писателей бывают любимые специальные ручки, футболки, чашки для кофе, у дизайнеров особый карандаш, у танцоров конкретная обувь и т.д.

Любой предмет может стать вашим проводником в мир вдохновения. Посмотрите, чем вы окружены, что вы носите, что используете во время своей творческой деятельности и посвятите эти предметы вашей музе.

Они необходимы для настроя на работу, для переключения от состояния апатии к состоянию, когда вы готовы творить.

Прием № 2

Придумайте ритуалы, которыми вы будете вводить себя в рабочее состояние.

Все знают такое явление как откладывание. Когда вместо того, чтобы делать необходимое, вы читаете новости, моете посуду, кормите кота, проверяете почту, срочно стираете или убираете в квартире. Это явление еще называют прокрастинацией.

Одной из причин прокрастинации является тревога. Тревога всегда возникает в ситуации неопределенности.

А творчество это фактически синоним неопределенности. Ведь заранее никогда не известно, чем все закончится и каким будет результат. Поэтому мы тревожимся, что не получится, что не справимся и т.д.

Способов борьбы с тревогой несколько.

Один из них - это разного рода ритуалы успокаивания и настраивания себя на работу. Например, замена пугающей деятельности на что-то уже известное.

Вместо того чтобы сразу приступать к творческой деятельности, вы начинаете делать что-то очень простое и понятное, то, что уже много раз делали.

Прием № 3

Придумать для себя какой-нибудь очень простой при этом приятный и забавный ритуал, который будет для вас ступенькой на пути к самой работе.

Таким образом, вы преодолеете страх неизвестности и начальную инерцию старта.

Если вы закрепите у себя эти привычки, то в какой-то момент вы начнете испытывать радость просто от того, что вы творите по привычке. Что она вас тянет вперед и делает за вас всю основную работу.

И помните, творчество и креативность это хоть и тонкие материи, но вполне поддаются тренировке.

Доказано исследованиями, практикой и личным опытом. А значит, если вы хотите творить и доводить задачи до реализации, то самое главное – просто не останавливаться.

Удачи в воплощении ваших идей!

Реклама:

Головне сьогодні