Бюджет для "чайников". Только у рабов его нет
Вы когда-нибудь задумывались, что у нашего общества отсутствует конструктивное внимание к главному финансовому процессу и документу страны?
Мы прекрасно знаем, сколько нужно "до получки". Мы спокойно берем кредиты. Чувствуем, не зная точных цифр, что "это" мы себе можем позволить, а вот "это" нет...
Вспомните, как вы учились контролировать свой семейный бюджет. Как копили на машину, жилье, обучение детей. Как искали на чем можно сэкономить, а где можно подзаработать.
Пора заняться тем же, только в рамках Украины!
[L]У нас там те же простые вопросы. Сколько мы набрали долгов, на каких условиях, почему мы берем в долг, не попытавшись сократить затраты?
– Я в этом не разбираюсь! Пусть специалисты занимаются! – скажете вы.
Но мы 25 лет перекладывали ответственность на чиновников и депутатов, вот результат и на лицо. Мы не знаем основные показатели нашего бюджета. Мы не приучили власть публично планировать и отчитываться о его выполнении. Мы не связываем качество нашей жизни с параметрами бюджета. Единственное, что мы делаем хорошо в части бюджета, это идём на поводу у политиков.
"…Дерибасовскую вы уже проехали, но вы хотя бы сядьте туда лицом!" (ответ на вопрос в одесском трамвае)
Я не призываю всех осваивать макро и микроэкономику, и знать на всё ответы в части бюджета. Наша задача минимум – просто задавать правильные вопросы.
Какие у нас доходы?
С чего мы зарабатываем?
Как зарабатывать больше?
Сколько и на что мы тратим?
Почему мы много лет мы зарабатываем меньше, чем тратим?
Дальше необходимо углубляться в детали (статьи расходов) до тех пор, пока не возникнет устойчивое ощущение, что всё более-менее понятно.
Если бюджетом активно интересуются только топ-менеджмент страны, 450 избранников и десяток олигархов, то нет ничего удивительного в заложенных 24 миллионах на песенный конкурс.
Простой и логичный вопрос от бдительного общества: "Можно ли профинансировать конкурс после действительно важных расходов?" был задан только журналистом Мустафой Наемом.
Маркетинг рулит!
Кто-то из вас уже хочет сказать привычный тезис о том, что "один в поле не воин", и будет прав. Вот тут очень важно, чтобы идея – интересоваться бюджетом – была популярной в массах.
По законам маркетинга, если 10% населения будут интересовать примерно одни и те же вопросы – завтра выстроится очередь из политиков, желающих сделать целевой аудитории уникальное торговое предложение.
Политики наш инструмент управления страной, а не наоборот. Распространите эту мысль "среди жильцов нашего дома"!
Как отвлекают наше внимание?
Политики знают, что граждане в массе своей вообще не интересуются финансами страны, поэтому в бюджетный процесс и в сам документ заложены разного рода механизмы отвлечения внимания, чтобы меньше приходилось объяснять.
Ночной процесс. Для Украины стало нормой сокращение нормального периода для обсуждения и принятия качественного бюджета с нескольких месяцев до одной ночи.
Правда, это связано пока не так с попыткой скрыть что-то от граждан, как с борьбой за бюджет внутри самой власти.
Мы должны приучить политиков, прежде всего, обсуждать бюджет именно с обществом и в разумные сроки. У нас должно быть достаточно времени "возмутиться"!
Инфографика. Кроме принятых в финансовом секторе формата документов (таблиц, ведомостей) с кучей непонятных терминов, власть должна презентовать проект бюджета в интуитивно понятном виде, где можно разобраться простому человеку.
Расшифруйте туман. "Обслуговування та організаційне, інформаційно-аналітичне та матеріально-технічне забезпечення діяльності Кабінету Міністрів України - 225 млн грн". Что можно понять из этого определения статьи расходов?
У нас какая-то проблема в программе Excel выкладывать полную расшифровку?
Смешивание в сборную солянку формулировок затрат без расшифровки делает бюджет непрозрачным.
Всё ProZorro. Обычно, делегируя принятие решений о расходовании средств, устанавливается предохранитель в виде лимита операции.
Мы должны добиться от власти (даже в проекте бюджета) объяснять целесообразность расходов, например, все статьи свыше 1 млн грн. Нет смысла изучать целесообразность расходов уже после принятия бюджета. Пусть инициатор расходов подает аргументы целесообразности в публичном документе.
Предыдущий период. Если статья расходов регулярная и повторяется, то для адекватной оценки неплохо знать, как было в предыдущие периоды. Это, кроме всего прочего, позволит понимать, с кем мы не рассчитались по нашим долгам.
Теория относительности
Мы очень многое смогли бы улучшить, понимая не только абсолютные, но и относительные показатели.
Для анализа ряда статей не лишними будут относительные показатели: "грн на сотрудника", "грн на кв. метр" и т д.
Вот, какое-то цивильное министерство тратит де-факто 50 долларов на содержание квадратного метра своего здания, хотя в Киеве можно снять офис высокого класса в 2 раза дешевле.
Может целесообразно его переселить, а освободившееся здание сдать в аренду или продать?
Также общество должно заботиться и об условиях труда чиновников, и знать, сколько квадратных метров рабочего пространства приходится на одного сотрудника.
Священные коровы
Отдельное внимание люди должны уделять госпредприятиям, финансы которых очень часто не фигурируют в публичных документах вообще. Даже несмотря на то, что многие из них не получают напрямую деньги из бюджета, тем не менее это наша собственность, которая может использоваться оптимально, а может и нет.
Например, несмотря на традиционно платный вход, на "Мистецкий арсенал" выделяется 25 млн грн. Вполне вероятно, что эти расходы обоснованы, но по-хорошему, нужно увидеть бюджет предприятия.
Вечная тема тарифов монополистов на коммунальные услуги вызывает желание просмотреть насколько оптимален бюджет поставщика услуг.
Общественные активисты и ранее находили "икру" и представительские автомобили в "Нефтегазе Украины", следовательно, есть что изучить.
Отчет, отчет и ещё раз отчет
Мало запланировать хороший бюджет, нужно ещё и увидеть отчет о выполнении предыдущего (возможно, нескольких).
С одной стороны, это элемент политической ответственности. С другой, это позволит адекватнее планировать следующий бюджет.
Заложив нереальные, по выполнению, показатели доходов мы обрекаем часть статей на невыполнение, а правительство включает коррупционную машину ручного управления расходами.
Вы же не будете делать дорогую покупку, не понимая как оплатить остальные расходы семьи? Привычка отчитываться будет удалять из политики популистов.
Начать и кончить
Все, к чему я призываю, не означает, что нам резко надо все бросить и зарыться в кучу информации.
Нужно просто начать вырабатывать привычку спрашивать, интересоваться.
Мой призыв также ни в коей мере не направлен на профанацию бюджетного процесса. Специалисты, как и раньше, пусть занимаются своим делом, но вот общество в массе должно перейти на следующую ступень бдительности в вопросах финансов страны.
Это наши деньги, наша собственность и, мы, не только имеем право, но и, в некотором смысле, обязанность регулярно спрашивать: "А почему, собственно?".
Мы должны научиться интересоваться, читать, подвергать сомнению логику "бюджетотворцов", спрашивать – "а где результат предыдущих лет?".
Поверьте в чуткость политиков к социологии – реакция последует незамедлительно.
Если после этих слов, вам захотелось почитать Госбюджет, знайте, вы на верном пути.
Уверен, если планировать бюджет так, как это делают в эффективных компаниях, то окажется, что у нас свои средства есть на все – и на нормальные зарплаты чиновникам, и на реформы и на достойную жизнь.
Еще одна идея, которая возникла у меня после прочтения бюджета, - это необходимость хотя бы в виде факультатива давать школьникам основы финансовой грамотности.
В перспективе нескольких лет и десятилетий такая образовательная инициатива могла бы принести колоссальную социальную пользу.