Отмена стипендий для студентов. Можно ли этим вылечить имитационное образование?

4810
10 серпня 2016

Министерство финансов инициирует с 2017 года отмену стипендий для всех студентов за исключением сирот, инвалидов и тех, чьи семьи получают пособие для малообеспеченных.

Эта инициатива может стать как одним из худших (в своем нынешнем виде) так и одним из лучших событий в истории украинского образования.

Давайте разберемся, начиная с минусов:

Во-первых, столь жесткое ограничение социальной функции стипендии, очевидно, не разумно. Стипендия жизненно важна не только тем, чьи семьи получают пособие для малообеспеченных, но и многим другим студентам. И это не прихоть, а факт жизни.

Во-вторых, абсурдным и контрпродуктивным является отмена стипендии как мотивации за академические успехи.

Я давний противник стипендии за средний бал 4.0 (так как во многих университетах для получения этого бала достаточно банально ходить на семинары и иногда что-то читать), но отменить такую стипендию для победителей международных олимпиад и конкурсов, людей, которые уже в магистратуре пишут нормальные научные статьи – глупость.

Можно и нужно спорить о том, кто должен получать подобные стипендии, но их наличие должно быть важным мотивирующим фактором.

В-третьих, главный вопрос: куда пойдут сэкономленные деньги?

Если Министерство финансов гарантирует их возвращение на цели образования (повышение зарплат преподавателям, улучшение материального фонда, повышение стипендий до нормального уровня и т.д.) то это адекватно.

Если деньги будут банально выкачаны из образования (как, судя по всему, сейчас и предполагается), то это путь в никуда.

Как можно превратить довольно дикую идею Минфина в прорывное решение?

Не отменять стипендии, а нормально их реформировать: социальные стипендии будут получать те, кто реально нуждается в деньгах, академические стипендии получат те, кто круто учится и демонстрирует успехи в науке.

Освободившиеся деньги будут направлены на повышение этих стипендий, которые должны позволить студентам минимально пристойный уровень жизни.

Такое решение, во-первых, даст обеспечить свободный доступ к высшему образованию всем, кто нуждается в этом, но при этом не просто выплачивать стипендии всем подряд.

Во-вторых, реально стимулировать тех, кто показывает выдающиеся успехи, а не просто сидит на лекциях и семинарах.

В-третьих, университет перестанет быть социально приемлемым местом, где можно 6 лет "просидеть" между окончанием школы и началом работы.

Абитуриенты начнут гораздо тщательнее думать над тем, нужен ли им университет и если да, то какая специальность.

Студенты начнут куда серьезнее относиться к тому, что происходит в вузах, ведь раз уж они сюда решат поступать, то будут заинтересованы в реальном качестве обучения.

Сейчас реформы учебного процесса интересуют среднестатистического студента в разы меньше обсуждения очередной общеуниверситетской вечеринки или фестиваля.

В-четвертых, потратить освободившиеся деньги на повышение стипендий, увеличение зарплат преподавателей, улучшение материально-технического обеспечения – в общем, на то, чтобы сделать обучение качественным и эффективным, а не имитационным.

Пока Министерство образования не поддерживает идею Минфина в его нынешнем виде – и правильно делает. Но если эту идею нормально доработать, то могли бы получить небольшой прорыв в высшем образовании: правда, в такой сценарий развития этой ситуации верится с большим трудом.

Иван Примаченко, основатель онлайн университета Prometheus

Оригинал публикации тут

powered by lun.ua