Простые правила адаптации ребенка и родителя к школьной жизни после отдыха
Простые правила адаптации ребенка и родителя к школьной жизни после отдыха, лагеря, летнего безделья.
1. Режим дня. Сейчас – за три недели до 1 сентября самое время постепенно возвращаться в "школьный" режим дня.
Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.
2. Летний откат в знаниях. Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит "откат в знаниях". В среднем – ко второй четверти предыдущего года обучения.
И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением.
Домашнее задание на каникулы часто и дается для того, чтобы ребенок оставался "в процессе" обучения.
Здорово, если летом ребенок в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам).
За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. (Или скачать из интернета программу обучения по предмету и хотя бы просто просмотреть заглавия тем)
3. Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.
4. Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно. А жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс.
Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка.
Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.
5. Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно, возвращение в коллектив – это нагрузка и возможный источник напряжения.
Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник.
Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.
6. До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет.
Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он как будто бы ставит отпечаток "я тут есть". Это облегчает адаптацию и привыкание к классу.
Здорово, если в классе делается общая "газета" – с фотографиями всех учеников.
7. Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе, у кого "ничего хорошего нет и не будет", кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета.
Записать все самое знаменательное в "журнале воспоминаний", благодарностей, успехов. (Здорово ввести это в практику).
8. Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он "не вернулся" :-)
Иногда и нам, взрослым, важно осознанно "ставить точку" в разных процессах.
[L]Так легче совершать "переход" в другие действия и психологически "акклиматизироваться". Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул.
Встретить даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия сюрпризом – шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.
9. Ребенок вернулся из лагеря и изменился. Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку.
Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и "системами". Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей.
Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и "силой" не возвращать свою власть и авторитетность.
10. Ребенок влюбился. Влюбленность ребенка – это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями.
Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.
А) Часто "чувствующий", переживающий влюбленность ребенок перестает быть "думающим".
Б) Не все взрослые умеют справляться с "нагрузкой чувств".
В) нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает :-)
11. Покупка важных и полезных вещей в школу.
А) У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности – важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек.
Б) Важно помнить, что в магазине выбор из многих товаров пугает ребенка. (Иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать все, что они хотят).
В) Ребенок находится в двойственном состоянии. С одной стороны новый класс школы – это повышение статуса. С другой – может проявиться страх этого нового, страх взросления.
Здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения "детское".
Школьная форма – как психологический элемент – для многих детей важна.
При не сформированном внутреннем стержне она дает опору на внешний. (Внешний "костыль": правила-кодекс-режим дня-расписание звонков-форма..)
Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к "МЫ" – класса, гимназии, школы. Она должна быть современной, красивой, удобной.
О школьной форме, о том, что нужно и можно учесть оч профессионально говорит и пишет Евгения Григорьева.
ВАЖНО:
1. Чтобы Родители не были продолжением школы. У ребенка должно быть безопасное пространство, нужна наша поддержка. Наше доверие его Судьбе и вера в его потенциал.
2. Чтобы родители не жертвовали собой, ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в ребенка "энергию жертвенности" – мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребенка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены.
Там, где есть жертвенность – меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание "вос-питание": чем мы питаем ребенка? Чем питаем – тем он и наполняется.
И иногда "не переваривает".
3. Мы все научаемся, в том числе, и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозге. Может ли "зеркалить" ребенок у нас, то, что мы от него требуем?
Обучение, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребенку важно видеть нас – учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои "домашние задания", конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать.
4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий.
Ребенок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее.
Важно стараться не формировать "образ" школьной жизни – сам этот образ – наши ожидания, могут стать "самореализующимся пророчеством", программой для ребенка.
5. Очень часто ребенок хочет, но не может. Или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга.
Иногда ребенку важна не оценка и "мотивирование", а помощь. Сейчас все более популярна нейропсихология, кинезиология – с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.
6. Мы же помним – что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребенка?
7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и "прокачивание" IQ. Упрощенно – словесно-логического интеллекта.
Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта.
"Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей."
8. В наших силах стать "агентами изменения" в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.
9. Архив моих заметок и глав к Практическому Ребенковедению в фб на школьную и околошкольную тему. Тут и о первоклассниках, о Новеньких, о тревожности, о мотивации и проч.
10. Школа – это только часть жизни. Важная. Но "за" ней ребенка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.
Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.
Добрых взрослений.