Возможно, не "много мяса – вредно", а "часто мясо – вредно"
Вы – это совсем не вы.
Ваша ДНК – это в основном мусор накопленный за века эволюции.
В вас полно ошмётков вирусов вас и ваших предков, а на каждую вашу клетку приходится по клетке бактерий, у каждой из которых свое мнение на счет вашей с ней совместной жизни.
Метаболизм наших тел плотно переплетен с метаболизмом микробов, которые живут в нас и на нас.
По аналогии с геномом, совокупность всех микроорганизмов принято называть микробиомом.
Сегодня мы этот "–ом" скорее не понимаем, чем понимаем. Сейчас это черный ящик, но тем интересней, когда удается понять отдельные ниточки нашей с ним связи.
Речь про продукты животного происхождения. Мы эволюционно голодные к мясу. И яйцам. И всему жирному.
Раньше этого было мало, теперь много.
И хотя доказать вред мелких доз всего этого невозможно, все согласны с тем, что много животной пищи – это вредно.
Но вот то, что часть этого вреда идет не от самого продукта, а от наших с вами микробов, мало кто ожидал.
Бляшки в сосудах делают нас больными. Хроническое воспаление приводит к преждевременному старению в разных тканях и к повреждению стенок сосудов.
Сосуды, в надежде залатать потенциальные дырки, привлекают иммунные клетки, которые под действием окисленных жиров сходят с ума и толстеют, и дают основу бляшке в сосуде.
Запускающие процесс жиры воспринимаются клеткой при помощи своего детектора мусора – скевенджер рецептора CD36.
Чем больше на поверхности клетки рецептора, тем быстрее она сможет потолстеть, стать пенистой клеткой и сделать бляшку в сосуде.
При чем тут микробы?
Дело в том, что в образовании бляшек нам помогают и микробы. Тщательно выведенные нами с вами микробы в ходе нашей жизни потребляя холин и L-карнитин, которых много в продуктах животного происхождения, особенно в красном мясе и желтках яиц, выделяют нам в кровь триметиламин (ТМА).
Особо этим грешат бактерии Erysipelotrichia, хотя есть и другие.
ТМА в печени окисляется в ТМАО, и вот теперь уже оказывает на нас явное влияние.
ТМАО увеличивает число мусорных рецепторов CD36 на иммунных клетках, и тем самым помогает им улавливать жиры и двигаться в сторону бляшек.
У людей и мышей, которых кормили большими дозами холина после антибиотиков не заметили увеличения уровня ТМАО. Так удалось показать, что микробы при делах.
В целом ничего нового, много мяса – плохо.
Но вот только разобравшись в тонкостях, удается нащупать путь решения проблемы.
Если часть проблемы не в нас, а в микробах, то манипуляции с ними помогут нам разорвать эту цепь событий и снижать уровень ТМАО. Что это за потенциальные подходы: про-, пребиотики, и тп.
ТМАО рассматривают как хороший маркер будущих проблем с с-с системой, лучше даже, чем плохой холестерин, что открывает возможности для ранней диагностики.
[L]Антибиотикотерапия, в какой-то своей модификации может стать на службу профилактики сердечных заболеваний.
Не потреблять холин совсем не выход, он для нас незаменим.
А прием L-карнитин (который никакой не жиросжигатель) жителями спортзалов следует очень хорошо пересмотреть, а лучше отменить.
Очень интересно, что когда веганам, не видевшим ни мяса, ни яиц давали L-карнитин, то у них уровень ТМАО в крови не рос, в отличии от мясоедов. Видимо травоядные друзья вывели у себя комбинацию микробов, которые не умеют работать с мясными продуктами и выделять ТМА.
Мясо для веганов полезней, чем мясо для мясоедов. Еще одно перспективное поле для экспериментов – периодическое веганство.
Возможно, чередуя рационы удастся заморить голодом мясоперерабатывающую микрофлору, и тогда окажется что не "много мяса – вредно", а "часто мясо – вредно".
Александр Коляда, научный сотрудник лаборатории эпигенетики Института геронтологии Национальной академии медицинских наук Украины
Оригинал тут
Фото GeraKTV/Depositphotos