Почему в украинском искусстве есть великие художницы

Почему в украинском искусстве есть великие художницы

"Мы все, так или иначе, узницы структур власти, которые определяют нашу женскую идентичность.

Мы никогда не сможем существенно изменить эти структуры и никогда не сможем из них сбежать.

Мы можем надеяться лишь на то, что нам удастся найти пространства внутри этих структур власти, в которых мы сможем пародировать их, издеваться над ними и преодолевать их в речи".

Марта Нуссбаум

В мае вышла в свет книга "Чому в українському мистецтві є великі художниці", созданная Исследовательской платформой PinchukArtCentre.

РЕКЛАМА:

Импульсом для ее выпуска послужила выставка "Свій простір" (кураторки – Татьяна Кочубинская, Татьяна Жмурко), проходившая в конце 2018 – начале 2019 года, и являвшейся первой попыткой целостно отрефлексировать традицию "женского" искусства, предпринятой в залах этой институции.

Книга, исполняющая презервирующую функцию этой попытки, по форме является сборником текстов и начинается одноименной статьей исследовательницы Катерины Яковленко.

В целом книга состоит из нескольких разделов:

  • "Критический взгляд", наполненный аналитическими текстами (авторки статей – Катерина Яковленко, Татьяна Жмурко, Татьяна Кочубинская, Галина Глеба, Влада Ралко, Олена Годенко);
  • "В фокусе", описывающий знаковые работы художниц (авторки статей – Лидия Аполлонова, Катерина Бадянова, Лизавета Герман, Галина Глеба, Валерия Шиллер, Катерина Яковленко);
  • "Практики тела" (авторки статей – Татьяна Жмурко и Катерина Мищенко);
  • "Архивные материалы".

Статьи раскрывают творчество украинских женщин-художниц, живших и работающих на территории Украины за последние 100 лет.

Книга была составлена как участницами Исследовательской Платформы PinchukArtCentre, так и приглашенными авторками, экспертками в своих сферах исследований.

Название книги является прямой отсылкой к статье американской искусствоведки Линды Нохлин "Почему не было великих художниц?", которая была опубликована в 1971 году.

Статья Нохлин написана в самом начале второй волны феминизма, ознаменованной вскрыванием случаев неявных бытовых притеснений женщин.

В своей статье Нохлин очень просто объясняет, что история искусства продолжает находиться в патриархальной парадигме, когда женщина обязана оправдываться и объясняться за отсутствие громких женских имен в истории.

Так вышло, что новая книга Исследовательской платформы написана женщинами, составлена женщинами и повествует о женщинах.

"Чому в українському мистецтві є великі художниці" – это попытка произвести анализ истории искусства заново через призму женского взгляда, переосмыслить прошлый опыт и собрать воедино в новую картинку.

Но книжка сознательно базируется на патриархальных паттернах, что подтверждает вынесенную в эпиграф цитату немецкой феминистки и исследовательницы Марты Нуссбаум.

Взять хотя бы название: утверждение, лежащее в названии книги "Чому в українському мистецтві є великі художниці" является не менее спекулятивным, чем его предок "Почему не было великих художниц?".

Почему в названии сделан акцент на Украине? Кто такие великие художницы? Применима ли сравнительная степень в искусстве?

Название вызывает множество вопросов, так как оно сразу же предполагает оборонительную оправдательную позицию.

Этот вопрос вынесен создательницами книги сознательно. Ведь часто между искусством, особенно современным, и зрителем существует большой гэп, который часто заполняется клишейными заголовками в духе "5 лучших инсталляций", "5 художниц, которых должны все знать".

Книге не свойственен элитистский характер: ей не свойственны сложные заумные фразы, она открыта широкой публике, во многом благодаря своему названию.

Название статьи у Линды Нохлин направлено сделать то же самое.

В своем тексте Марта Нуссбаум подтверждает это и пишет, что феминизм в Америке принял трагические обороты, так как все прогрессивные идеи крутятся не в активистских, а исключительно в академических кругах.

То же самое пишет и Паскаль Гилен в своей статье The Art of Democracy, который рассматривает арт-тусовку как узкую элитистскую, иными словами "minority", которая распространяет прогрессивные идеи исключительно внутри узкого круга тех, кто их уже разделяет.

Новая книга является сборником статей повествующим о женском искусстве, но не является сборником феминистическим: не все авторки ссылаются на феминистскую теорию как таковую.

Кто-то описывает биографию художниц, кто-то наполняет свою статью фактами, кто-то в целом анализирует художественную практику и так далее.

Некоторые авторки ссылаются на феминистскую теорию, кто-то описывает работы в которых есть феминистский подтекст, кто-то просто описывает творчество без дополнительных подтекстов.

Потому название сборника с одной стороны провоцирует читателя знакомого с феминистской теорией и читающим ранее статью Линды Нохлин, с другой стороны завлекает зрителя далекого от этих тем углубиться в историю украинского искусства последнего столетия.

Так или иначе книга является хорошим базисом для начала дискуссии на тему "женского" искусства на территории Украины.

Эта книга – как раз и становится попыткой исследовательниц "найти свое пространство внутри патриархальных структур власти, попытка поглумиться над ними, спародировать их и преодолеть".

Ответа на вопрос "Чому в українському мистецтві є великі художниці?" в книге нет и не может быть, но прочитав ее, у читателей, скорее всего, отпадет желание им задаваться.

Валерия Шиллер, искусствовед, специально для УП.Жизнь

Вас також може зацікавити:

Украина на Венецианской биеннале: куда приводят мечты

Все, что нужно знать о представительстве Украины на Венецианской биеннале 2019

Все, що ви хотіли знати про "Чорний квадрат", але боялись запитати

Ми хочемо тримати з вами зв'язок. Будемо раді бачитися і спілкуватися з вами на нашій сторінці у Facebook.

А якщо хочете бути в курсі лише новин та важливої інформації про здоров'я, підписуйтесь на нашу Facebook-групу або Telegram про здоров'я та здоровий спосіб життя.

Реклама:

Головне сьогодні