Каждый может что-то сделать, или Как выглядела моя лучшая инвестиция в школу дочери

Каждый может что-то сделать, или Как выглядела моя лучшая инвестиция в школу дочери

Я никогда не считала себя активным человеком, который может предлагать что-то новое для изменений в обществе.

И сейчас себя такой не считаю. Но иногда я устаю ждать изменений извне и поэтому становлюсь их катализатором.

Сейчас мы с семьей живем в небольшой деревне Запорожской области. Здесь я родилась и пошла в начальную школу, а потом уехала в город на 10 лет жизни.

Рождение дочери вернуло в эти места.

Просторы, мало шума, свежие овощи и фрукты.

РЕКЛАМА:

А еще поля, пшеница и подсолнухи, ковыль и чабрец, вокруг щебетание птиц все это сопровождало и наполняло каждую из наших семейных прогулок.

Но было в этом и то, что расстраивало - кучи мусора под деревьями и вдоль полей, бутылки, летающие пакеты, строительный мусор и старый хлам.

Откуда это все?

В деревне, где мы живем, нет системы организованного вывоза мусора, а необходимость и желание убраться у жителей есть. Так вывозится незаконно все, что ненужно во дворах.

Мне было стыдно каждый раз это видеть, что-то неуверенно объяснять своей дочери и признавать, что я не знаю как это изменить.

И как принять то, что глобально я и не смогу ничего изменить.

[BANNER1]

Но это наблюдение подтолкнуло начать с себя разобраться в теме сортировки мусора (а точнее вторсырья), постепенно внедрить это в жизнь семьи.

И параллельно двигаться к меньшему потреблению тех вещей и продуктов, которые требуют переработки, переходят в разряд "мусора".

Торбочки и сумки как альтернатива пакетам, своя бутылка с водой вместо очередной пластиковой из ближайшего маркета, перекус в ланч-боксе, отдать игрушки и одежду дочери, из которой она выросла, другим детям или в благотворительный фонд, отнести книги в местную библиотеку...

А выходя на улицу, видела ту же картину, что и раньше.

Да, часто я убирала стеклянные и пластиковые бутылки на нашей улице и вывозила.

Да, ходила в местный сельсовет и говорила по этому поводу, но решений с их стороны не было, а я не предлагала готовых.

Вопрос был для меня "большим" и я не находила решения.

Дочь росла и два года назад пошла в школу - та же школа в деревне за 50 километров от областного центра. Сейчас в ней около 100 учеников в 9 классах, старое здание и привычки.

В первый же месяц я предложила идею сортировки в этой школе. Но без большой уверенности и конкретных решений. Тогда я не смогла донести ценности своего предложения и идея не реализовалась.

[BANNER2]

Прошел год. Мы продолжали сортировать дома, я наблюдала за возрастающей волной разговоров и действий отдельных людей в эко-теме в стране.

Например, познакомилась с ребятами из Киева (тогда шестиклассниками), которые разработали, а теперь и внедрили в более 230 школах Украины, проект компостирования пищевых отходов. Производить компост из пищевых остатков в столовых школ и удобрять им деревья.

И еще с проектом, который в нашем областном центре устанавливал контейнеры для сортировки пластика, стекла, бумаги в школах, садах и офисах, и вывозил их для дальнейшей переработки.

А моя хорошая знакомая стала проводить часы чистоты в Хмельницком, приглашая знакомых и всех желающих с детьми убрать в парке и на берегу реки.

Думаю в вашем окружении, в новостях вы тоже встречали такие примеры и истории.

Это и были те готовые решения, которые поддерживали меня в желании изменить ситуацию, давали вдохновение и которые можно внедрить.

Так через год я снова поговорила с директором школы, предложив идею и пообещав профинансировать покупку контейнеров в школу.

Мы сразу обсудили, куда можно вывозить вторсырье (пункты есть в каждом городе, в нашем райцентре он тоже есть). Остановились пока на двух видах, для пластика и для бумаги.

И вот контейнеры были закуплены и установлены. Они негромоздки, поместились в углу коридора. Команда, у которой я приобретала их, дала ссылки на мотивирующие объясняющие видео, которые показали детям.

Так процесс пошел.

Я не ставила себе за цель его контролировать и оценивать. Да и в силу иных обстоятельств в школе дочери бывала редко, фокуса на этом вопросе не держала.

[BANNER3]

А в начале лета мне позвонила учительница, попросила помочь заменить один контейнер (они картонные и на выборах, которые проходили в этой школе, кто-то из взрослых бросил туда стаканчик с жидким).

С ее слов за год дети и взрослые привыкли сортировать и хотели бы продолжать.

В этот момент ко мне пришла радость мысль о том, что в нашей деревне, где и общественных урн нет, потихоньку происходят изменения.

И пусть за учебный год собрано пока около 240 л бумаги и пластика, но меня больше поддерживает процесс формирование новых привычек и новых стандартов своего поведения.

И понимание каждый, и я, что-то может сделать. Маленькими шагами, своими предложениями. И этот посыл "действовать" как минимум подарить своим детям.

Велика ли цена изменений?

В этом случае 400 гривен (на покупку и доставку контейнеров). И я думаю, что пока это лучшее вложения меня как родителя в школьное пространство дочери.

И если вы также хотите внедрить процесс сортировки в школе или офисе, то могу посоветовать:

  1. Разобраться в вопросе самому какие позиции перерабатывают в нашей стране, куда можно сдать отсортированное в вашем городе. Узнать график работы и критерии приема именного этого пункта (например, пластиковые бутылки должны быть чистыми).
  2. Продумать как организовать сортировку в этом конкретном месте во что сортировать (я покупала готовые контейнеры, вы можете их сделать сами, приспособить большие картонные коробки из-под техники), куда поставить, чтобы было удобно. Это можно обсуждать уже на месте, с командой, а можно и до.
  3. Представить идею объяснить зачем и как это делать. Если команда готова помочь с поясняющими и мотивирующими материалами, определить кто ответственен за вывоз.
  4. Установить и презентовать детям, сотрудникам.

А после остается только поддерживать по запросу.

Этот опыт на самом деле не был для меня легким предложить новые для этого сообщества идеи, быть готовой к тому, что меня не поймут и откажут.

Но он был важным и привел меня к таким выводам:

  • Не ожидать, а создавать перемены, исходя из своих ценностей. Для меня важна тема экологии и образования. Именно поэтому я инициировала и продолжаю изменения в этих сферах, определяясь что могу сделать, с кем и где.
  • Делиться и просить совета так, когда я написала на своей личной странице в соцсети об этой ситуации, мои друзья кроме поддержки, которая очень важна, подсказали и хорошие книги по экотеме для детей.
  • Делиться и вдохновлять, поддерживать других рассказывая о своих попытках, стала отмечать, как несколько друзей стали сортировать дома, искать альтернативы в потреблении, чтобы мусора становилось меньше.
  • Начинать с малого, брать задачи по своим силам да, я не решила вопроса мусора в своей деревне, области и стране. Но я сделала маленький шаг и буду продолжать.

Нина Савина, мама 6-летки, член правления ГО "Горизонтали", специально для УП.Жизнь

Титульное фото adrenalina/Depositphotos

Вас також може зацікавити:

З'їсти тарілку: у закарпатському ресторані звичайний посуд замінили на еко. ФОТО

4 додатки, щоб вашого сміття було менше. Рекомендує МОН

12 еко-ідей, як зменшити кількість сміття у вашому житті. ФОТО

Ми хочемо тримати з вами зв'язок. Будемо раді бачитися і спілкуватися з вами на нашій сторінці у Facebook.

А якщо хочете бути в курсі лише новин та важливої інформації про здоров'я, підписуйтесь на нашу Facebook-групу або Telegram про здоров'я та здоровий спосіб життя.

Реклама:

Головне сьогодні