Каждый может что-то сделать, или Как выглядела моя лучшая инвестиция в школу дочери
Я никогда не считала себя активным человеком, который может предлагать что-то новое для изменений в обществе.
И сейчас себя такой не считаю. Но иногда я устаю ждать изменений извне и поэтому становлюсь их катализатором.
Сейчас мы с семьей живем в небольшой деревне Запорожской области. Здесь я родилась и пошла в начальную школу, а потом уехала в город – на 10 лет жизни.
Рождение дочери вернуло в эти места.
Просторы, мало шума, свежие овощи и фрукты.
А еще поля, пшеница и подсолнухи, ковыль и чабрец, вокруг щебетание птиц – все это сопровождало и наполняло каждую из наших семейных прогулок.
Но было в этом и то, что расстраивало - кучи мусора под деревьями и вдоль полей, бутылки, летающие пакеты, строительный мусор и старый хлам.
Откуда это все?
В деревне, где мы живем, нет системы организованного вывоза мусора, а необходимость и желание убраться у жителей есть. Так вывозится незаконно все, что ненужно во дворах.
Мне было стыдно каждый раз это видеть, что-то неуверенно объяснять своей дочери и признавать, что я не знаю как это изменить.
И как принять то, что глобально я и не смогу ничего изменить.
[BANNER1]
Но это наблюдение подтолкнуло начать с себя – разобраться в теме сортировки мусора (а точнее вторсырья), постепенно внедрить это в жизнь семьи.
И параллельно двигаться к меньшему потреблению тех вещей и продуктов, которые требуют переработки, переходят в разряд "мусора".
Торбочки и сумки как альтернатива пакетам, своя бутылка с водой вместо очередной пластиковой из ближайшего маркета, перекус в ланч-боксе, отдать игрушки и одежду дочери, из которой она выросла, другим детям или в благотворительный фонд, отнести книги в местную библиотеку...
А выходя на улицу, видела ту же картину, что и раньше.
Да, часто я убирала стеклянные и пластиковые бутылки на нашей улице и вывозила.
Да, ходила в местный сельсовет и говорила по этому поводу, но решений с их стороны не было, а я не предлагала готовых.
Вопрос был для меня "большим" и я не находила решения.
Дочь росла и два года назад пошла в школу - та же школа в деревне за 50 километров от областного центра. Сейчас в ней около 100 учеников в 9 классах, старое здание и привычки.
В первый же месяц я предложила идею сортировки в этой школе. Но без большой уверенности и конкретных решений. Тогда я не смогла донести ценности своего предложения и идея не реализовалась.
[BANNER2]
Прошел год. Мы продолжали сортировать дома, я наблюдала за возрастающей волной разговоров и действий отдельных людей в эко-теме в стране.
Например, познакомилась с ребятами из Киева (тогда шестиклассниками), которые разработали, а теперь и внедрили в более 230 школах Украины, проект компостирования пищевых отходов. Производить компост из пищевых остатков в столовых школ и удобрять им деревья.
И еще с проектом, который в нашем областном центре устанавливал контейнеры для сортировки пластика, стекла, бумаги в школах, садах и офисах, и вывозил их для дальнейшей переработки.
А моя хорошая знакомая стала проводить часы чистоты в Хмельницком, приглашая знакомых и всех желающих с детьми – убрать в парке и на берегу реки.
Думаю в вашем окружении, в новостях вы тоже встречали такие примеры и истории.
Это и были те готовые решения, которые поддерживали меня в желании изменить ситуацию, давали вдохновение и которые можно внедрить.
Так через год я снова поговорила с директором школы, предложив идею и пообещав профинансировать покупку контейнеров в школу.
Мы сразу обсудили, куда можно вывозить вторсырье (пункты есть в каждом городе, в нашем райцентре он тоже есть). Остановились пока на двух видах, для пластика и для бумаги.
И вот контейнеры были закуплены и установлены. Они негромоздки, поместились в углу коридора. Команда, у которой я приобретала их, дала ссылки на мотивирующие объясняющие видео, которые показали детям.
Так процесс пошел.
Я не ставила себе за цель его контролировать и оценивать. Да и в силу иных обстоятельств в школе дочери бывала редко, фокуса на этом вопросе не держала.
[BANNER3]
А в начале лета мне позвонила учительница, попросила помочь заменить один контейнер (они картонные и на выборах, которые проходили в этой школе, кто-то из взрослых бросил туда стаканчик с жидким).
С ее слов за год дети и взрослые привыкли сортировать и хотели бы продолжать.
В этот момент ко мне пришла радость – мысль о том, что в нашей деревне, где и общественных урн нет, потихоньку происходят изменения.
И пусть за учебный год собрано пока около 240 л бумаги и пластика, но меня больше поддерживает процесс формирование новых привычек и новых стандартов своего поведения.
И понимание – каждый, и я, что-то может сделать. Маленькими шагами, своими предложениями. И этот посыл "действовать" как минимум подарить своим детям.
Велика ли цена изменений?
В этом случае – 400 гривен (на покупку и доставку контейнеров). И я думаю, что пока это лучшее вложения меня как родителя в школьное пространство дочери.
И если вы также хотите внедрить процесс сортировки в школе или офисе, то могу посоветовать:
Разобраться в вопросе самому – какие позиции перерабатывают в нашей стране, куда можно сдать отсортированное в вашем городе. Узнать график работы и критерии приема именного этого пункта (например, пластиковые бутылки должны быть чистыми).
Продумать как организовать сортировку в этом конкретном месте – во что сортировать (я покупала готовые контейнеры, вы можете их сделать сами, приспособить большие картонные коробки из-под техники), куда поставить, чтобы было удобно. Это можно обсуждать уже на месте, с командой, а можно и до.
Представить идею – объяснить зачем и как это делать. Если команда готова – помочь с поясняющими и мотивирующими материалами, определить кто ответственен за вывоз.
Установить и презентовать – детям, сотрудникам.
А после остается только поддерживать по запросу.
Этот опыт на самом деле не был для меня легким – предложить новые для этого сообщества идеи, быть готовой к тому, что меня не поймут и откажут.
Но он был важным и привел меня к таким выводам:
- Не ожидать, а создавать перемены, исходя из своих ценностей. Для меня важна тема экологии и образования. Именно поэтому я инициировала и продолжаю изменения в этих сферах, определяясь что могу сделать, с кем и где.
- Делиться и просить совета – так, когда я написала на своей личной странице в соцсети об этой ситуации, мои друзья кроме поддержки, которая очень важна, подсказали и хорошие книги по экотеме для детей.
- Делиться и вдохновлять, поддерживать других – рассказывая о своих попытках, стала отмечать, как несколько друзей стали сортировать дома, искать альтернативы в потреблении, чтобы мусора становилось меньше.
- Начинать с малого, брать задачи по своим силам – да, я не решила вопроса мусора в своей деревне, области и стране. Но я сделала маленький шаг и буду продолжать.
Нина Савина, мама 6-летки, член правления ГО "Горизонтали", специально для УП.Жизнь
Титульное фото adrenalina/Depositphotos
Вас також може зацікавити:
З'їсти тарілку: у закарпатському ресторані звичайний посуд замінили на еко. ФОТО
4 додатки, щоб вашого сміття було менше. Рекомендує МОН
12 еко-ідей, як зменшити кількість сміття у вашому житті. ФОТО
Ми хочемо тримати з вами зв'язок. Будемо раді бачитися і спілкуватися з вами на нашій сторінці у Facebook.
А якщо хочете бути в курсі лише новин та важливої інформації про здоров'я, підписуйтесь на нашу Facebook-групу або Telegram про здоров'я та здоровий спосіб життя.