Музыка Вселенной
Почти ровно год назад этноджазовая львовская группа ShockolaD впервые представила джазовую версию щедривок и колядок в Киеве (кажется, это и был первый визит группы в столицу с концертом).
Тогда в репортаже я посетовал на обделенность киевских любителей джаза ShoсkolaD’ом. Похоже, ситуация исправляется.
Буквально перед новым годом музыканты выступили в культурном центре "Мастер-класс" в рамках цикла "Тема с вариациями. Live".
И вот, ровно в Крещение, снова "Щедрий вечір з добрим джазом". Так называется альбом группы, выпущенный в 2010 году. Тот же самый и другой ShockolaD. Все узнаваемо и в то же время появилось новое и существенно новое качество.
Добавились новые, недавно найденные песни, но дело не только в обогащении репертуара. Та же органичность перерастания или, точнее, срастания украинских народных мелодий с джазовыми ритмами и стилями, но спектр последних расширился.
Если год назад это были в основном джаз-роковые и ритм-энд-блюзовые ритмы, то теперь к ним добавилась новая компонента – моменты свободного, не связанного с определенными ритмами, импровизационного джаза и элементы world music.
В этом смысле очень удачно и, вероятно, ситуативное, но все же очень органичное расширение состава. К пяти постоянным участниками группы: Анастасия Литвинюк – клавишные, Иванка Червинская – вокал, Михайло Балог – тенор-саксофон, Андрей Кохан – бас-гитара и лидер группы Игорь Гныдын – барабаны, - добавился киевский перкуссионист Орхан Агабейли.
Помимо прочего благодаря перкуссии в звучании группы местами появился восточный колорит, причем не только в перкуссии, но и в некоторых импровизациях Насти Литвинюк, так что дело не только во внешней "прививке", но в расширении изнутри музыкального мироощущения самой группы.
Богаче стала и игра солирующих музыкантов – Насти и Михаила – в их индивидуальных импровизациях. Последние стали как бы приобрели более длинное дыхание. Изменился даже сам принцип построения.
Если год назад, помнится, импровизации подчинялись логике нарастания экспрессии и драйва, то теперь спектр эмоций расширился. У Михаила добавились моменты рефлексии, а импровизации Насти и вовсе производят впечатление самостоятельных композиций.
Об игре Игоря Гныдына всегда хочется говорить отдельно. Без сомнения, это один из лучших джазовых барабанщиков страны. Барабаны – вообще один из самых джазовых, если не самый джазовый, инструмент ввиду неподвластности нотной записи. С другой стороны, барабанщик – мотор группы, ответственный за постоянство ритма.
Отсюда, в импровизации барабанщика самое интересное – скорость обогащения, сохранение ритма и в то же время уход от его предсказуемости. Игорь в этом отношении – воплощение неожиданности, и в его игре максимально ощутима открытость каждого мгновения.
При этом больше заботы чувствуется о построении композиции в целом, в чем также, по признанию, музыкантов – заслуга Игоря как лидера. Песня развертывается уже не про классическому принципу: тема – импровизации – тема, - а подчинятся более протяженному замыслу, где индивидуальные импровизации уже озабочены не только самовыражением, но и общей логикой произведения, двигаясь не просто и не столько к эмоциональному максимуму, сколько к определенной этапной точке в развитии целого.
Благодаря этому композиции порой превращаются уже как бы в мини-сюиты. Особенно характерна в этой связи новая в репертуаре группы композиция "Радуйся" на тему недавно обнаруженной музыкантами в их фольклорных поисках песни.
Стоит еще упомянуть о моменте эксперимента в концерте, поскольку организаторы, джазовый клуб Jazzva, выбрали нехарактерную (пока) для джаза площадку – зал планетария. Эксперимент отчасти себя оправдал, если не считать звуковых потерь, связанных с круглой геометрией зала и разрезанностью публики надвое.
Оправдал, потому что в джазовой музыке вообще есть что-то космическое, а музыка ShockolaD, звучавшая в этот вечер со сцены, кажется прямо созданной с ощущением звездного неба над головой и для восприятия с этим ощущением. (Пусть и технически визуализированного неба. Но даже когда человек просто помнит о звездном небе, он внутренне расширяется, а значит становится восприимчивее и лучше.)
И хотя, конечно, это не совсем так, но так получилось, и получилось именно в лучшем смысле слова. Удалось. От world music, музыки мира – недалеко до музыки Вселенной.
Фото Алексея Карповича