Кинопремьеры недели: …И все против одного
С 3 апреля на украинских экранах демонстрируются: боевик "Рейд-2" Гарета Эванса и фильм ужасов "Синевир" братьев Алёшечкиных.
Рейд-2 / The Raid 2: Berandal
Режиссёр: Гарет Эванс
В ролях: Ико Ювайс, Арифин Путра, Джули Эстелль, Яян Рухьян, Дони Аламсях, Ока Антара, Тио Пакусодево, Алекс Аббад, Сесеп Ариф Рахман, Рюхэй Мацуда
Жанр: боевик, криминальная драма
Страна: Индонезия
Современное жанровое кино всё реже сворачивает со скоростных магистралей с их безупречной гладкостью и прямизной и скучными, однообразными окрестностями на ухабистые просёлочные дороги и неведомые лесные тропинки, где за каждым сюжетным поворотом могут таиться создания самой буйной, дерзкой и больной фантазии.
Поклонники боевиков вынуждены довольствоваться главным образом вегетарианскими киноблюдами из крепко сбитых штампов и боевых сцен, снятых с заботой о чувствах студийных цензоров и членов рейтинговых комиссий, а также постмодернистскими деконструкциями этих штампов.
Для тех, кто устал от дежурных блокбастеров и деконструкций, кто соскучился по конструкциям, по подлинному, бескомпромиссно жёсткому экшну, настоящим подарком стал вышедший в 2011-м году "Рейд".
Этот снятый осевшим в Индонезии валлийцем Гаретом Эвансом фильм стал едва ли не первым представителем индонезийской кинематографии (прежде известной лишь фантам низкобюджетного хоррора), нашедшим путь к сердцу массовой аудитории и при этом завоевавшим симпатии критиков.
"Рейд-2" по размаху и радикальности даже превосходит первую картину, и можно только дивиться смелости дистрибьюторов, предоставивших отечественному зрителю возможность увидеть на большом экране столь необычное для украинского проката кинозрелище.
Первый "Рейд", широко представленный в Сети, получил и в наших краях достаточно большую популярность, но тем, кто не смог его увидеть из-за недоступности этой картины на лицензионных носителях и уважения к авторскому праву, не стоит пренебрегать второй частью, для просмотра которой знакомство с первым фильмом отнюдь не обязательно - достаточно лишь получить представление о некоторых отправных точках сюжета.
Итак, Рама, молодой сотрудник полицейского спецназа, выживший в кровопролитии первой части, по совету брата, криминального воротилы Энди, передаёт детективу Бунавару, возглавляющему антикоррупционную службу, материалы о сотрудниках правоохранительных органов, работающих на гангстеров, а также арестованного им продажного полицейского.
Но Бунавар уверяет, что этих свидетельств недостаточно, чтобы привлечь кого-то к ответственности в насквозь прогнившей системе правопорядка, а задержанного попросту расстреливает на месте - мол, чтобы не выпустили на следующий же день.
Потрясённому Раме он предлагает внедриться в преступную организацию, чтобы собрать всю информацию о купленных копах и нанести по "оборотням в погонах" сокрушительный удар. Поначалу герой отвергает предложение Бунавара - мол, цель не оправдывает средства, -но, когда его семье начинают угрожать расправой, а брата Энди убивают, соглашается на работу под прикрытием.
Миссия проходит весьма успешно, Раме удаётся стать доверенным лицом отпрыска босса одного из влиятельнейших криминальных кланов, но, когда между группировками начинается война, становится не до сбора доказательств.
Сюжетные перипетии поначалу могут показаться второстепенной и даже необязательной подводкой (как диалоги в оперетте, заполняющие паузы между музыкальными номерами) к виртуозно поставленным экшн-сценам. В хореографии потасовок и перестрелок изысканность, декоративность сочетается с отталкивающим натурализмом, который не позволяет беззаботно любоваться происходящим.
Эмоциональное воздействие усиливается оригинальной операторской работой: статичные, выверенные, отстранённые кадры вдруг сменяются субъективной, репортажной манерой, постоянные операторы Эванса Мэтт Флэннери и Димас Имам Сумхоно словно оставляют позицию стороннего наблюдателя, чтобы принять участие в действии, уворачиваться от ударов и наносить ответные, падать, сбитые с ног, и вновь подниматься, на мгновение цепенеть от ужаса или боли и вновь приходить в чувство, продолжать движение, убегать и преследовать, снова падать и снова подниматься.
В балете смертоубийств, воспевающем не только силу и ловкость, но и уязвимость человеческого тела, необходимо отметить изобретательность, с которой герои Эванса осваивают пространство, доказывая, насколько удачным местом для рукопашной являются туалетная кабинка, вагон метро или салон автомобиля.
Отчаянные схватки в тесных помещениях подчёркивают душную, клаустрофобическую атмосферу, в которой живёт главный герой, "свой среди чужих, чужой среди своих". Рама добивается определённого авторитета, обзаводится дружескими связями, живёт в мире, который, по некоему давнему, неясному, кажущемуся всё более несбыточным плану ему надлежит разрушить.
Но в действительности разрушается лишь его связь с близкими, дорогими людьми, с привычным некогда окружением, сводясь к редким звонкам супруге. Ещё более зыбким оказывается контакт с полицейским начальством, ограничивающийся такими же редкими, рискованными телефонными переговорами, в которых в ответ на все вопросы, жалобы и мольбы он слышит только ободряющие, ничего не значащие фразы, что, мол, всё под контролем, потерпи ещё немного.
Для выполнения полученного несколько лет назад секретного полицейского задания, Раме необходимо ежедневно исполнять поручения своих криминальных боссов, чтобы защитить - по крайней мере, попытаться защитить, - свою семью и вообще мирных сограждан, добиться торжества закона и справедливости на злых улицах Джакарты, необходимо совершать преступления.
Не сливается ли лицо с маской? Не превратился ли полицейский офицер в хладнокровного головореза, чью роль ему приходится играть так долго? Ответ- в тех эпизодах, в которых Рама, в соответствии со своим заданием получивший юридическую индульгенцию на любые действия, право по своему усмотрению убивать и калечить, вдруг проявляет милосердие или сохраняет верность к тем, кто, в глазах закона, является его заклятыми врагами.
Положение главного героя может восприниматься как метафора существования честного человека, оказавшегося гражданином насквозь коррумпированного общества и пытающегося хранить верность своим идеалам, даже утрачивая надежду на то, что этим идеалам суждено восторжествовать. Можно сказать, что "Рейд-2" посвящён той хорошо знакомой украинцам ситуации, когда законным путём невозможно добиться справедливости и приходится брать закон в свои руки- хотя и в этом случае достижение цели достаточно сомнительно.
Со своей душевной стойкостью и выдающимися бойцовскими качествами Рама похож на странствующего рыцаря, заблудившегося на враждебной территории, одинокого и тоскующего, но не являющегося при этом сказочным богатырём - он не может одолеть всех.
Однако пространство, окружающее Раму, само обречено на упадок и разрушение. Эванс показывает гангстерское сообщество как мир, в котором кодекс чести служит лишь прикрытием для борьбы за власть и прибыль, мир, в котором люди, сохранившие малейшее уважение к моральным нормам, неизбежно падут жертвами амбициозных, безжалостных и бесстыдных отморозков, также осуждённых на скорую гибель.
И в какой-то момент понимаешь, что не в меньшей степени, чем завораживающие боевые сцены, интерес к картине продолжительностью в два с половиной часа поддерживает стремление узнать, спасётся ли на этот раз праведник из преданных огню Господнего мщения Содома и Гоморры.
Оценка фильма 4,5 из 5
Синевир 3D
Режиссёры: Александр и Вячеслав Алёшечкины
В ролях: Алёна Лавренюк, Илья Рудаков, Богдан Юсипчук, Зоряна Марченко, Константин Войтенко, Филипп Козлов, Мила Сивацкая, Сергей Романюк, Игорь Савинский, Юрий Фреган
Жанр: хоррор
Страна: Украина
По счастью, времена, когда украинская картина смотрелась в кинопрокате такой же экзотикой, как индонезийская, миновали. И всё же многие из отечественных кинематографистов не могут противиться соблазну представить свой выходящий на экраны фильм как "первый украинский" - в том или ином смысле. К примеру, вышедший на прошлой неделе "Трубач" оказался "первым в истории нового украинского кинематографа фильмом, который ориентирован на самую широкую аудиторию".
Как мы помним, с наибольшим пылом "первым украинским фильмом", отважно перечеркнув предшествующую киноисторию, называли своё произведение создатели ленты "ТотКтоПрошёлСквозьОгонь", но и выпущенный несколько месяцев спустя альманах "Влюблённые в Киев" его продюсер Владимир Хорунжий объявил "первым на 100% отечественным кинопродуктом".
Новый кинопродукт, снятый под руководством Хорунжего, называли то первым украинским фильмом ужасов, то первым украинским фильмом в 3D, но в результате остановились на более скромном и соответствующим истине определении "первый украинский фильм ужасов в 3D".
3D-эффект авторам картины вполне удался, а вот с ужасами сложилось менее успешно.
Лента Александра и Вячеслава Алёшечкиных (кстати говоря, снявших в качестве операторов действительно первый отечественный 3D-фильм, комедию Валерия Ямбурского "Любовь и точка", благополучно канувшую в небытие), подобно многим отечественным картинам, долго искала дорогу на большой экран.
О выходе в прокат фильма, законченного ещё летом 2012-го (и получившего вскоре после этого приз секции "Игровые стереофильмы" на Московском Международном 3D-стерео кинофестивале), раз за разом объявляли, но релиз всё откладывался. Поговаривали как о разногласиях между режиссёрами и продюсерами, так и об отказе дистрибьюторов браться за прокат картины.
Ситуация прояснилась, когда в июле 2013-го года премьера фильма состоялась в рамках Одесского МКФ. В одном из интервью Алёшечкины (названные во вступительных титрах "режессёрами-постановщиками") заявили, что работали над сценарием три года, просматривая при этом "похожие мистические фильмы и триллеры, чтобы избежать неуместностей и нелогичностей, часто появляющихся в таких картинах". Тем, кому удалось пробиться на эксклюзивный фестивальный показ, трудно было воспринимать эти слова иначе, чем как горькую самоиронию - таким обилием неувязок и нелепостей отличался показанный фильм.
Накануне киевской премьеры высказывались предположения, что перед выпуском в прокат картина подверглась перемонтажу, который мог улучшить положение - однако, увы, как злополучные "режессёры", так и куда более существенные несуразности не претерпели никаких изменений.
Фильм является попыткой перенести на отечественную почву молодёжный ужастик американского образца. В ход идут такие испытанные компоненты, как компания подростков, решивших отдохнуть не в том месте и не в то время, и местная легенда, подкреплённая научно-историческими домыслами и оказавшаяся печальной реальностью.
Авторы весьма удачно подбирают украинские соответствия - пятеро студентов в конце советских семидесятых приезжают на выходные в окрестности озера Синевир, о котором поговаривают недоброе. Один из молодых людей в качестве страшилки у костра рассказывает поверье о песиголовцах, рыскающих поблизости в поисках человечины.
Отдых друзей прерывает появление девочки, умоляющей помочь её младшему брату, который повредил ногу на берегу. Разве откажешь ребёнку? Одни остаются сторожить вещи, другие отправляются за девочкой к нехорошему озеру.
Время действия позволяет избежать мороки с мобильными телефонами и добавляет происходящему ностальгического обаяния - в лучшей сцене фильма вслед герою, покидающему доклад главы атеистического общества, раздаётся "Товарищ, а вы куда? Вам что, не интересно?", брошенное старушкой-вахтёршей, воплощении знакомых до боли маленьких идеологических церберов, попадавшихся тогда всюду.
История о студентах, на излёте семидесятых отправившихся в Карпаты, также подразумевает конфликт между городской молодёжью, воспитанной в духе научного атеизма, и древними тёмными силами, наказывающими юных материалистов за их самонадеянность.
Однако эта возможность оказывается нереализованной. В студентах-туристах практически ничего не выдаёт застойную эпоху, в то время как и местные жители, и даже тени забытых карпатских предков, очевидно, сами являются жертвами советского империализма, поскольку и друг с другом общаются исключительно на русском.
Всё, связанное с песиголовцами, оказывается столь путанным и невнятным, что оставляет впечатление надёрганных и перемешанных кусков из разных фильмов. Чтобы показать, до какой степени смутное представление имеют о происходящем сами авторы фильма, достаточно упомянуть, что в качестве карпатского песиголовца зрителям навязчиво подсовывают иконописный портрет святого Христофора из музея российского Череповца, а одному из персонажей приходит в голову спасительная мысль бежать от страшилищ к реке, потому что "эти твари боятся воды", хотя об отношении "тварей" к воде ему известно только то, что они любят селиться вокруг озера.
Объяснить противоречия можно разве что предположением, что сами песиголовцы по мысли авторов картины страдают от кризиса самоидентификации, ведь они то предстают лишёнными всяких затей чудищами (судя по внешнему виду, никакими не песиголовцами, а заурядными оборотнями), то игривыми призраками, развлекающими свои жертвы аттракционом "кошки-мышки".
Разумеется, все неувязки фильму можно было бы простить, если бы происходящее соответствовало жанру хоррора, однако попытки создателей напугать зрительный зал сводятся к тому, что несколько человек полчаса бегают по ночному лесу, размахивая фонариками, и зовут друг друга благим матом.
Но лучше всего несостоятельность фильма выдаёт заключительная часть, действие которой разворачивается после роковых лесных событий и состоит из пустопорожней болтовни о случившемся.
Причём чтобы хоть как-то добавить действие в эти разглагольствования, нужные, кажется, лишь для того, чтобы растянуть хронометраж картины до полного метра, авторы не нашли ничего лучше, кроме как повторить наиболее кровавые кадры фильма в качестве воспоминаний, мучающих одного из героев.
Кадры, которые были представлены во всей своей компьютерной красе ещё в трейлере - и которые, надо думать, будут воспроизведены и в сиквеле картины, сценарий к которому, по словам авторов, уже написан.
Оценка фильма 2 из 5
Фото kino-teatr.ua, www.imdb.com