Художница Kinder Album: Из-за меня изменилась реальность PinchukArtCenter
Девушка, обнажающая грудь; пара, имитирующая половой акт; геи, улегшиеся голыми на диване с книжками; трансгендер, позирующий на краю ванной – все это реальные ситуации, запечатленные на фото и выложенные на сайте. Они – неотъемлемая часть проекта львовской художницы Kinder Album, который она реализовывает в рамках выставки номинантов на премию PinchukArtCenter, и лишь малая часть того, на что она спровоцировала посетителей арт-центра.
В пространстве ПАЦ художница создала инсталляцию – комнату, наполненную образами, как будто вытянутыми из разных снов, которые видит Kinder Album. Телевизор и кресло напротив, кровать с двумя матрасами, ванна, наполненная красной (кровавой?) водой, нарисованные на стене сперматозоиды – все это конструктор, которым художница предлагает воспользоваться зрителю, чтобы показать границы своей интимности.
А главное – в комнате есть фотоаппарат на штативе, на который посетители могут сфотографироваться, после чего отправить фото на почту художницы, а та в свою очередь выкладывает понравившиеся снимки на сайт и в свой фейсбук.
Журналистка УП.Культура Катерина Сергацкова поговорила с одной из самых интересных номинанток на премию ПАЦ о границах личного и публичного, о съемке обнаженного тела и о том, почему искусство стремится к откровенности в консервативном обществе.
— Какие отклики на свою работу ты уже успела получить?
— Отклики – это вообще одна из важных составляющих частей работы. Кураторы предупреждали меня, что большой риск в том, что как раз эта, интерактивная, часть проекта может не сработать.
Проект I am Kinder Album, PinchukArtCentre, 2015 |
Ведь ПАЦ – это типа white cube галерея, куда приходят люди не из фейсбука, где стоят медиаторы, а в камеры видеонаблюдения смотрят охранники. Основной поток – это люди, которые в первый раз видят мои работы и слышат мое имя. Какого х** они должны там раздеваться?
Ну, раздеваться – это, конечно, слишком буквально. Я изначально хотела, чтобы они выразили грани своей интимности, откровенности, того, на что они способны. Но в процессе поняла, что никто никакие свои грани на самом деле не переходит. У каждого они разные.
И для кого в этом зале нормально снять трусы, тот не переступает никакую грань, для него это в принципе нормально. Но при этом человек исследует свои границы. Попадая внутрь, каждый задает себе вопросы: а смог бы я тут раздеться? А смог бы я вообще принять участие в этом проекте? А как я отношусь к голым людям на фотографиях? В чем состоит стыд в конце концов?
— Может, переход граней происходит, когда он пересылает тебе фотографию?
— Нет, не происходит ни в какой момент. Все участники понимают, что эта фотография попадет в интернет. Кто эти люди? Во-первых, это те, кто не стесняется обнаженного тела. Но и не все фотографии посвящены обнаженному телу. Там есть люди, которые показывают какой-то жест или с объектами взаимодействуют, создают таким образом метафоры и становятся частью объектов.
Это проект о том, что происходит в данном времени с данным пространством. На одной из стен там написано моим почерком: вы останавливаете мгновенье на этих снимках, потому что это никогда не повторится в этом зале с этими объектами. Это такое сопротивление смерти и запечатление жизни. А провокации, секс – это уже другие смыслы, которые наслаиваются на главную идею времени и пространства.
Проект I am Kinder Album, PinchukArtCentre, 2015 |
— Видимо, потому что как раз секс лучше всего отражает философию "жить настоящим днем". Может, ты подсознательно этого и добивалась?
— Да, секс – это квинтэссенция жизни. И, кстати, если вернуться к теме откликов, то среди участников оказалось много ЛГБТшников. Фотографии целующихся девушек зашкаливают по сравнению с фото гетеросексуальных пар. Видно, что они хотят кричать об этом. И пользуются этим проектом как инструментом для рассказа о своей позиции.
Кроме того, за время проекта случилось несколько инцидентов: охранник выгнал голого человека из ПАЦ, а еще пришел трансгендер и разделся… Такие ситуации рассказывают нам о том, что у нас происходит.
— То есть, по сути, это не они переходят грань, а мы наблюдаем за этими гранями?
— Да, ты права. То, что эти фотографии появляются у меня на странице, на сайте, дает возможность людям узнать о новом. Многие начинают гуглить, кто такие трансгендеры, в конце концов…
— Ты говоришь о гранях и о преодолении табу, но при этом не показываешь своего лица и не называешь своего имени.
— Ой, сейчас я уже не знаю, почему. Это, наверное, часть образа и мне так удобнее жить. Я не представляю, как в нашем маленьком городе жила бы.
Рисунок Kinder Album |
В какой-то момент фейсбук потребовал выложить мой документ, и мы выложили паспорт моей подружки. Ей целый месяц не давали прохода в центре Львова, в "Дзыге" и "Христофоре", где сконцентрирована львовская фейсбук-тусовка. Произошел как бы камин-аут, и я увидела, что мне вот этого не надо.
— Насколько играет роль сам город, в котором ты живешь? Львов слишком консервативен?
— Да, Львов очень консервативен! Если бы это было в Киеве, все сложилось бы по-другому. Церковь довлеет над обществом, и все эти стереотипы сильнее, чем в остальной Украине.
— Ты позволила людям побыть немножко Kinder Album, погрузиться в твой мир. Что это для тебя и какой результат может в итоге дать?
— Во-первых, я жестко модерирую фотографии и не каждому позволяю. Выбираю по две-три с потока. Но так на самом деле было всегда. На первой моей выставке люди могли рисовать фломастерами и красками по моим работам. Потому что, если неизвестно, кто такой Kinder Album, значит, это могут быть все. Это постоянное размышление.
Рисунок Kinder Album |
Модели помогают создавать мне фотографии, они – соавторы. А тут я создаю пространство и механизм с фотоаппаратом. Сейчас там происходит чистый хэппенинг. Искусство делается без художника. И эти люди имеют право быть Kinder Album. Мы вместе это делаем.
— Какая наиболее частая эмоция, которую люди хотят выразить, раздеваясь на камеру?
— Вообще раздеться – это уже сама по себе сильная эмоция телесная. Иногда мне пишут люди, что хотят раздеться, мы договариваемся о фотосессии, но когда дело доходит до фото и мы приходим в какую-то квартиру, я говорю – ну, раздевайся, а он – как? Вот так вот сразу? Как будто они не этого хотели.
Я раньше не интересовалась мотивами, а недавно была съемка четырех девушек, и я у каждой спросила про мотив. Одна из моделей сказала, что для нее это лучше, чем психотерапия, она чувствует себя обновленной, отдохнувшей, как после массажа или психотерапевта. Другая сказала, что просто любит сиськи в ленте и хочет поучаствовать во благо таких постов. Еще была девушка, которая тоже снимает ню – хочет поддержать тему.
[L]Вообще это такой вид общения между фотографом и моделью. Интересно то, что происходит в момент съемки. Я описываю свой фотографический проект, как документацию того, что происходит с моделями.
Kinder Album: "Фотография - это вид общения между фотографом и моделью" |
Фотография – это просто память об этом, вот эти диалоги: раздевайся, да как раздевайся, а ты разденешься в ответ? Вроде это не несет сексуального подтекста, а вроде и несет. Фотографии хранят то напряжение, которое происходило в момент съемки. Так что Kinder Album – это и рисунки, и фотографии, и хэппенинг, и интерактив.
— А почему ты выбрала для своей инсталляции в ПАЦ именно такие объекты?
— Все мое творчество – это личный опыт, образы из памяти и каких-то ассоциаций. Там есть разное: трость, которую однажды подарили художнику Саше Ройтбурду, и акула в банке как шутка о том, что в ПАЦ была акула в формальдегиде.
Проект I am Kinder Album, PinchukArtCentre, 2015 |
Есть кровать, в которой лежат два матраца – так, будто люди уже не спят вместе. У каждого свой матрас, и я его сшила матрасным швом, а там же есть моя картина, которая была нарисована задолго до выставки, – "Бесконечный матрасный шов".
И вообще в моем творчестве есть такая экстрасенсорика: рисуешь что-то, а потом это происходит. А еще из-за меня изменилась реальность ПАЦ: там поменяли устав и разрешили посетителям фотографировать. По-моему, неплохо.
***
Имя победителя премии PinchukArtCentre 2015 станет известным сегодня, 11 декабря, в 19:00 во время церемонии награджения.