Музыка на экспорт: как молодые украинские группы прорываются за рубеж

Украинским музыкантам становится тесно в родных стенах. Если раньше самым очевидным направлением зарубежной экспансии была Россия, то за последние два года ситуация принципиально изменилась.

Все большее количество украинских музыкантов рассматривает Европу (а того гляди – и Америку) как целевой рынок. Прорваться за границу удается далеко не всем, но количество групп, гастрольные графики которых включают не только украинские города, постоянно растет.

НОВОЕ СЛОВО В МИРОВОЙ МУЗЫКЕ

Одной из самых известных и гастролирующих украинских команд за рубежом считается группа Stoned Jesus, играющая стоунер и альтернативный рок. Откатав свой первый тур Европой в 2012 году, трио продолжает год за годом уплотнять гастрольный график и пробиваться на все более впечатляющие сцены.

Например, в этом месяце команда сыграла на фестивале Hellfest вместе с такими гигантами тяжелой музыки, как Rammstein и Black Sabbath.

РЕКЛАМА:

За первое полугодие 2016 Stoned Jesus сыграли 54 концерта в 16 странах Европы и Южной Америки. Так киевляне стали первой украинской группой, отыгравшей турне на южноамериканском континенте.

Фронтмен Stoned Jesus Игорь Сидоренко считает, что необходимо четко разделять музыкантов "с характерным сочетанием узнаваемого почерка и нишевой направленности" и группы "с парой выступлений на фестивалях ближнего зарубежья".

Stoned Jesus стали первой украинской группой, отыгравшей турне на южноамериканском континенте

К первым Сидоренко причисляет коллег по альтернативной сцене – группы Somali Yacht Club, Ethernal Riffian и 5R6. К примеру, в этом году Ethernal Riffian дали как минимум 9 концертов в Европе.

Еще одними рекордсменами по количеству концертов за рубежом можно назвать группу родом из Горловки – Jinjer. Экстремальные альтернативщики с конца апреля по начала июня успели сыграть 27 концертов в 12 странах Европы.

Украинский фолк-музыкант из Черновцов Саша Буль тоже может похвастаться насыщенным гастрольным графиком. За этот год он отыграл почти 50 концертов за пределами Украины, преимущественно в Польше.

Свой первый тур по Балканам в это году отыграла и донецкая группа SINOPTIK, позже победившая в международном конкурсе альтернативных команд Global Battle Of The Bands.

Гастролирующих украинских групп намного больше, но перечислить и учесть всех пока что не представляется возможным. Но всех этих артистов объединяет одно – за рубежом они выступают гораздо чаще, чем на родине. И каждый из них считается самостоятельной творческой единицей, которая привносит в свой жанр что-то новое.

У группы SINOPTIK, победившей в международном конкурсе Global Battle Of The Bands, в этом году состоялся балканский тур

"Нет какого-то секрета в зарубежных концертах. Нужно просто постоянно трудиться, заниматься этим вопросом и отлично владеть своими инструментами", – объясняет Татьяна Шмайлюк, фронтвумен группы Jinjer.

"Живой, развивающийся жанр всегда будет заинтересован в свежей крови. А из какой страны – это уже дело десятое, лишь бы группа была хорошая", – соглашается с ней Сидоренко.

ПЕРВЫЙ БЛИН – КОМОМ

В зарубежных гастролях украинских групп самым сложным и демотивирущим этапом являются первые попытки прорваться за рубеж. Зачастую в первый раз группы оказываются в крайне невыгодных для себя условиях, переезжают из города в город с минимальным комфортом, плохо едят и толком ничего не зарабатывают.

"Первые три-четыре евротура загнали нас в минуса, и только наличие постоянных работ на тот момент спасало нас от голодной смерти", – рассказывает Сидоренко.

Чтобы организовать первые гастроли, Игорю пришлось написать несколько сотен писем в европейские клубы. Лишь немногие ответили. Единицы согласились дать возможность выступить. Но этого было достаточно для того, чтобы впервые прорваться на европейскую сцену.

Похожая история и у Саши Буля: в свое первое турне Европой музыкант отправился с другом-менеджером, которого задержали в Польше за поддельные документы (его обманул посредник при получении визы) и депортировали в Украину.

В этом году фолк-музыкант из Черновцов Саша Буль отыграл почти 50 концертов за пределами Украины, большинство из которых – в Польше

"Первые туры нам оплачивали только бензин и еду. Все остальное приходилось делать самим. Конечно, это были промо-туры, ни о каком заработке тогда речь не шла", – подтверждает вокалистка Jinjer.

Скорее всего, большинство молодых украинских команд никогда бы не выехали за пределы родины, не будь в каждой из них активиста, который был готов искать клубы, игнорировать скепсис организаторов и заниматься логистикой (например, Сидоренко у Stoned Jesus или бас-гитарист Евгений Абдюханов у Jinjer).

Отдельным блоком стоят группы, музыка которых несет явный фольклорный колорит.

"ДахаБраха" уже вошла в историю, став первой украинской группой, которая 24 июня выступит на главном фестивале Старого Света – "Гластонбери". Целый ряд коллективов, среди которых "Гайдамаки", Kozak System и Atmasfera, также являются постоянными участниками множества европейских фестивалей. Особенно тех, на которых уделяется внимание world music (музыке народов мира).

В январе группа "ДахаБраха" выступила в Нью-Йорке. Фото: Yuri Lobachevsky

Немного иначе ситуация обстоит у групп, которые в Украине заслужили определенный уровень популярности. Уже первые гастроли O.Torvald в Польшу позволили группе не только расширить аудиторию и попробовать себя на европейской сцене, но и заработать.

"На наши концерты в Польшу нас звали и сразу платили гонорар", – рассказывает Женя Галич, фронтмен O.Torvald. Организацией концертов группы Галича сразу занялся польский менеджер по имени Томек.

Похожая ситуация и с группой Vivienne Mort, которая в прошлом году впервые вырвалась за пределы Украины и презентовала альбом в трех польских городах.

В этом году группа Vivienne Mort презентовала свой новый альбом Rosa в трех польских городах – Варшаве, Вроцлаве и Жешуве. Фото: liroom.com.ua

Однако, для Vivienne Mort и O.Torvald, как и для грандов украинской сцены вроде "Океану Ельзи" и "Бумбокса", мировой рынок остается лишь дополнительным. Большая часть их выступлений все равно происходят в Украине.

ПУСТАЯ СЦЕНА, ПОЛНЫЙ ЗАЛ

Неприятным сюрпризом для многих украинских групп становится тот факт, что в большинстве европейских клубов отсутствует собственная аппаратура на сцене. То есть выступающей группе клуб предоставляет лишь общий звук и полностью пустую сцену.

Для сравнения – в Украине ударная установка и комбоусилители для гитар обычно являются частью райдера (списка обязательных требований от группы).

"Мы не ожидали, что в Европе не ставят никакой аппаратуры на сцену. Во время первого тура нам приходилось одалживать ударную установку и все остальное или брать в аренду. Потом уже группы, которые поддерживали нас в турах, играли на нашей аппаратуре", – рассказывает Татьяна Шмайлюк.

Ее слова подтверждает и Галич, и Глеб Процив, барабанщик группы Vivienne Mort. Для некоторых из этих групп именно европейские гастроли стали поводом потратиться на новое оборудование.

Группа Jinjer из Горловки за три последние месяца отыграла 27 концертов в 12 странах Европы

Помимо сценической аппаратуры, гастроли по Европе всегда сопряжены с массой других непредвиденных трат. К примеру, автомобиль, на котором группа SINOPTIK откатала свой первый тур, по приезду в Украину приказал долго жить. В серии блогов для LiRoom бас-гитарист Stoned Jesus Сергей Слюсар также отмечал, что в длительных гастролях "поиски нормального супа становятся важнее и интереснее, чем осмотр местных достопримечательностей".

Но конечной целью всех туров является увеличение количества людей на концертах. На это уходят годы, и в каждой стране публика "раскачивается" по-разному. К примеру, Jinjer и SINOPTIK особо популярны в Румынии, Саша Буль и Zapaska – в Польше, Somali Yacht Club – в Германии. Аудитория концертов варьируется от 50 человек до нескольких тысяч на фестивалях.

Сейчас большинство из этих групп обзавелись менеджерами на местах или же лейблами, которые их представляют. Туры начали приносить прибыль и, с ростом востребованности, экспансия на Запад выглядит все более привлекательным вариантом для большинства из них.

Музыку Somali Yacht Club больше всего любят в Германии

Но в последние годы ситуация начала ужесточаться из-за того, что концерты стали едва ли не единственным источников доходов для музыкантов во всем мире.

"Теперь недостаточно быть просто хорошей группой, нужно быть выдающимися музыкантами, зрелищными исполнителями и гениальными маркетологами одновременно", – считает Сидоренко.

Во многом это связано с тем, что количество групп начало превышать размер платежеспособной аудитории.

[L]Тем не менее названия всех вышеперечисленных групп ассоциируются у европейского и американского слушателя именно с Украиной. Даже несмотря на то, что явно "украинского" в их музыке может ничего и не быть.

Их успехи открывают путь для еще большего количества молодых и талантливых музыкантов, нацеленных на заграницу. С такими первопроходцами (а также победой Джамалы на "Евровидении" и SINOPTIK на Global Battle of The Bands) словосочетания "украинская музыка" и "хорошая музыка" становятся синонимами в голове европейского меломана.

Алексей Бондаренко, специально для УП.Культура

Реклама:

Головне сьогодні