Жемчужины у моря. Путеводитель по Седьмому Одесскому кинофестивалю

3793
11 липня 2016

Одесский международный кинофестиваль, который в этом году пройдет с 15 по 23 июля, можно назвать наиболее демократичным среди главных отечественных кинофестивалей.

Одесские смотры самых причудливых достижений авторского кино и самых изысканных классических шедевров пронизаны духом летнего развлечения: артхаус, от которого даже у испытанной аудитории глаза лезут на лоб, объявляется хитом для широкой аудитории, а жемчужины мейнстрима закатываются в самые авангардные программы.

Главным же следствием неутомимого стремления организаторов к золотой середине, поиска компромисса между занимательным и высоким, попыток привлечь к некоммерческим картинам зрительские массы стало превращение ОМКФ в главную площадку для демонстрации украинских картин.

Именно Одесский кинофестиваль обычно позволяет составить наиболее точное представление о положении дел в украинском кино, и этот год не стал исключением.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

В национальном конкурсе состоятся премьеры самых ожидаемых отечественных фильмов – "Гнезда горлицы" Тараса Ткаченко и "Моей бабушки Фанни Каплан" Алёны Демьяненко. Продакшн обеих фильмов стартовал ещё в 2013 году, а съёмки неоднократно прерывались из-за привычных для наших кинематографистов перебоев с финансированием и других трудностей.

При этом свою роль в их успешном завершении сыграл и Одесский кинофестиваль: два года назад, на пятом ОМКФ, обе картины получили главные награды программы Work in Progress – конкурса кинопроектов, находящихся в стадии съёмок.

"Гнездо горлицы" было объявлено победителем в день, когда стало известно о трагической гибели Виталия Линецкого, исполнявшего в картине главную мужскую роль.

 Римма Зюбина и Виталий Линецкий в фильме Тараса Ткаченко "Гнездо горлицы"

Принимая награду, продюсер картины Владимир Филиппов срывающимся от волнения голосом пообещал сохранить исполнение замечательного актёра, хотя Линецкий успел закончить работу только над половиной сцен с участием своего персонажа. Это удалось сделать благодаря изменениям, которые Тарас Ткаченко внёс в сценарий, написанный черновицким писателем Василием Мельником (в 2012-м получившим за него диплом "Коронации слова").

"Гнездо горлицы" стало фактически первым в отечественном кинематографе обращением к судьбам наших соотечественников, вынужденных годами работать за рубежом (в альманахе короткометражек "Украина гудбай" и "Истальгии" Дарьи Онищенко эта тема была только заявлена).

Для центральной героини повествования (в её роли выступила Римма Зюбина) обязанности прислуги в доме преуспевающего итальянского адвоката поначалу кажутся своеобразным перерывом в её подлинной жизни счастливой матери семейства из Буковины, не имеющим другой цели и значения, кроме поддержки родных. Но пребывание в Италии затягивается, и, вновь оказавшись в родных местах, героиня обнаруживает, что произошедшее за годы разлуки необратимо изменило её близких и её саму.

Действие ленты "Моя бабушка Фанни Каплан" Алёны Демьяненко, снятой по сценарию её супруга и творческого соратника Дмитрия Томашпольского, напротив, разворачивается в прошлом. Вместе с тем фильм также кажется актуальным для современной культурной ситуации, демонстрируя весьма оригинальный творческий подход к процессу декоммунизации.

Как можно понять из названия, главным героем картины является наша соотечественница из Волыни, незадачливая революционерка, известная благодаря покушению на Ленина в 1918 году (о том, справедливо ли ей приписывается честь исполнителя в этой акции, спорят до сих пор).

Но наибольшей неожиданностью оказывается не реконструкция обстоятельств покушения, отличная от канонического описания советских историков, а изображение личной жизни Каплан.

По сюжету ленты (и, по уверению её создателей, в соответствии с историческими свидетельствами, которые им удалось отыскать) у освобождённой из царской каторги Фанни Каплан, приехавшей поправить здоровье в крымский санаторий, завязывается страстный роман с главным врачом. Им оказался не кто иной, как младший брат Ленина Дмитрий.

Одной из примечательных особенностей "Моей бабушки Фанни Каплан" является подбор исполнителей. Так, образ Дмитрия Ульянова воплотил Мирослав Слабошпицкий, согласившийся участвовать в проекте ещё до создания главного украинского фильма современности.

В других ролях также можно будет увидеть представителей отечественной режиссуры, в том числе мэтров Романа Ширмана, Геннадия Кофмана и Влада Троицкого и наиболее заметных представителей нового поколения кинематографистов, Викторию Трофименко, Марину и Оксану Артёменко, Ирину Цилык.

Главную роль исполнила едва ли не самая востребованная из молодых украинских актрис – Екатерина Молчанова, а роль Ленина стала последней для Алексея Девотченко. Таинственная гибель этого известного своей антирежимной позицией российского актёра не позволила ему, как и Виталию Линецкому, завершить работу над фильмом.

 Екатерина Молчанова в фильме Алены Демьяненко "Моя бабушка Фанни Каплан"

Историю создания ещё одной картины национального конкурса, "Голубого платья" Игоря Минаева, в определённом смысле можно назвать не менее драматичной, чем растянувшиеся на несколько лет съёмки фильмов Ткаченко и Демьяненко.

"Голубое платье" рассказывает о молодом парижанине, выясняющем, что его скоропостижно скончавшаяся мать была советской актрисой, уехавшей на Запад после распада СССР и последовавшего краха отечественной кинематографии. Листая её дневники и просматривая фильмы, герой знакомится с неведомым ему миром постсоветских 1990-х и с его кинематографом, неизвестным даже гражданам распавшейся империи.

В сюжете "Голубого платья" угадываются отголоски судьбы самого Игоря Минаева, уроженца Харькова, много лет проработавшего на Одесской киностудии и эмигрировавшего во Францию, не имея возможности заниматься творчеством на родине.

При этом в качестве отрывков из советских и постсоветских лент в "Голубом платье" использованы фрагменты из лент самого Минаева, запрещённых, не законченных или не выпущенных в прокат.

В конкурс украинских фильмов вошли также две документальные картины. "Varta1" Юрия Грицыны, получившая специальный диплом национальной программы фестиваля Docudays UA-2016, завоевала горячие симпатии украинских синефилов, став едва ли не самой оригинальной документальной кинорефлексией на события Революции Достоинства.

"Холодный Яр. Интро" Алины Горловой посвящён катаклизмам прошлого и их отражениям в настоящем. Авторы фильма пытаются выявить особенности ландшафта и климата, формировавшие непокорный характер обитателей Холодного Яра, и выяснить, какие изменения претерпел этот край, пройдя через горнило исторических трагедий.

КОРОТКОМЕТРАЖНАЯ СЕКЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА

Составленная из 21 работы, эта часть национальной программы является прекрасной возможностью познакомиться с главными представителями отечественной режиссуры ближайшего будущего, в большинстве своём пока не преодолевшими барьер полного метра.

Среди исключений можно отметить одного из наиболее видных украинских кинематографистов Владимира Тихого, который представит в Одессе 9-минутный фильм "Дедочек" – насыщенную сюрреалистическими образами сказку о пожилых обитателях села, затерянного на краю вселенной украинского поэтического кино.

В короткометражной секции также мы встретимся с новыми лентами постановщиков картин-лауреатов прошлогоднего фестиваля Филиппа Сотниченко и Екатерины Горностай.

В этом году Екатерина Горностай представит в Одессе короткометражный фильм "Сгущёнка". Фото: zbruc.eu

В "Гвозде" Сотниченко, в котором игровое сплетается в нерасторжимое единство с документальной фактурой, история семьи киевских интеллигентов предстаёт воплощением тех изменений, которые претерпело за последние десятилетия наше общество, и одновременно – того, что осталось неизменным с советских времён.

"Сгущёнку" Екатерины Горностай, напротив, отличает композиционная простота и лаконичность выразительных средств. Однако и в этой картине семейные взаимоотношения и детали быта, изображённые с документальной точностью, становятся отправной точкой для более широких обобщений.

Юрий Шилов, дебютировавший на ОМКФ в прошлом году с игровой картиной "Вес", представит на этот раз документальную работу "Панорама", посвященную киномеханику культового в кругах киевских синефилов кинотеатра "Кинопанорама" и закулисью сеансов.

Еще один новичок конкурса – Валерия Сочивец, лидер гражданской организации "СУК", – покажет ленту "Кровь" о подростковой любви и сексуальной близости – теме, нечасто находившей в отечественных фильмах адекватное отражение.

Герою постарше, который, впрочем, не способен преодолеть инфантильную нерешительность и душевную леность, посвящён фильм Валерии Кальченко и Антонио Лукича "В Манчестере шёл дождь", заслуживший репутацию одной из самых остроумных отечественных картин последнего времени.

Персонажи ленты Reve ta stohne on tour Надежды Парфан, режиссёра и руководителя прокатно-фестивального проекта "86", не вписываются в рамки привычных представлений об инфантильности и зрелости. Фильм представляет собой ироничный кинодневник путешествия двух эксцентричных украинских музыкантов, которые, не находя должного отклика на родине, отправляются покорять польскую сцену и обретают успех совсем не там, где ожидали.

 Кадр из фильма Reve ta stohne on tour Надежды Парфан

Чувство неприкаянности знакомо и героям фильма "24", поставленного одним из наиболее самобытных украинских кинокритиков Станиславом Битюцким. Его новая картина посвящена молодым людям, ровесникам украинской независимости, не находящим своего места в жизни и чувствующим себя скорее наблюдателями, чем участниками происходящего.

В ленте Наримана Алиева "Без тебя", участвовавшей в конкурсной программе Generation Берлинского кинофестиваля, исподволь ощутима тоска об утраченной стране, сплетающейся с болью личных потерь. И всё же фильм свидетельствует о нашей способности хранить связь времён, верность близким людям и родной земле.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС

Главная программа фестиваля – международный конкурс – излюбленное поле деятельности отборщиков, наиболее полно отражающее их вкус, сноровку и способность достигать вожделенного компромисса желаемого с возможным.

В этом году в программу вошли 12 картин, включая выбранное и в международный зачёт "Гнездо горлицы". Среди этих фестивальных "котов в мешке", о которых едва ли многие представители отечественного киносообщества, помимо членов команды ОМКФ, могли составить собственное мнение, рискнём выделить несколько наиболее примечательных на первый взгляд картин.

В "Дочерях дансинга" Агнешки Смочиньской, жанровом коктейле из мюзикла и хоррора, удостоенном специального приза жюри кинофестиваля "Санденс", звёздами сцены оказываются настоящие волшебные создания. Две прекрасные русалки являются в наш мир в варшавские 1980-е, чтобы стать свидетельницами расцвета клубной культуры страны победившей "Солидарности".

 Кадр из фильма "Дочери дансинга" Агнешки Смочиньской

Сопровождая своими танцами выступления приглянувшихся музыкантов, они немало способствуют своей колдовской грацией росту их популярности. Однако сердечные тревоги необычных девушек выпускают на волю их страсти, весьма далёкие от душевных качеств кроткой героини Андерсена.

В "Чужом доме" грузинки Русудан Глурджидзе человеческая природа проходит испытание военным конфликтом. Несколько семей после окончания войны в Абхазии селятся в домах, жители которых были изгнаны в ходе прошедших этнических чисток.

Не участвовавшие в боевых действиях, не разделяющие ксенофобских представлений соотечественников герои неожиданно для себя оказываются пособниками военных преступлений, согласившись воспользоваться их плодами.

В немецкой картине "Привет из Фукусимы" Дорис Дерри, удостоенной наградой артхаусных кинотеатров на Берлинсокм кинофестивале, драма характеров разворачивается на фоне техногенной катастрофы. Молодая немка приезжает в Японию в составе гуманитарной миссии, чтобы помочь пострадавшим в аварии на АЭС "Фукусима" и благодаря этому самой выйти из сумрачного леса душевных терзаний.

Одним из наиболее значимых примеров способности команды ОМКФ чутко реагировать на культурные запросы нашей стремительной и драматичной эпохи стали превосходные программы остросоциальной и правозащитной документалистики, проходящие на фестивале после Революции Достоинства и начала военного конфликта на Востоке.

Кадр из фильма "Привет из Фукусимы" Дорис Дерри. Фото: ichtragenatur.de

Закономерным развитием этой тенденции стало введение соответствующей конкурсной программы. В конкурс европейских документальных фильмов вошло 6 картин, посвящённых как ключевым проблемам современности, так и вопросам творчества. Среди них выделим несколько фильмов.

"Мой друг Борис Немцов" Зоси Родкевич предстаёт субъективным кинопортретом трагически погибшего политика. В этом фильме Немцов изображен не только как харизматичный лидер российской оппозиции и борец с режимом, но и как обычный человек со своими частными проблемами и рефлексиями, которому волею провидения пришлось взять на себя груз исторической ответственности.

"Не я пересёк границу: Граница пересекла меня" Тома Чагелишвили рассказывает о жителях грузинских и осетинских деревень, которых не смогли разделить колючая проволока, кровопролитные конфликты и национальные предрассудки.

Действие "Земли просветлённых" Питера-Яна де Пю разворачивается в одном из тех уголков Третьего мира, которые были превращены противостоянием сверхдержав в преисподнюю современной цивилизации. Герои фильма, афганские дети, откапывают советские мины, чтобы продать их своим сверстникам, трудящимся на лазуритовых шахтах.

"ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЕЙ"

Главная из внеконкурсных программ ОМКФ представляет собой авторитетный дайджест крупнейших международных площадок.

Самым нашумевшим фильмом программы можно назвать завоевавшую "Золотую пальмовую ветвь" Каннского МКФ ленту "Я, Дэниэл Блейк" выдающегося британского режиссёра Кена Лоуча.

 Кадр из фильма "Я, Дэниэл Блейк" Кена Лоуча

Насыщенная яркими обаятельными характерами и выразительными сценами, лента Лоуча посвящена весьма актуальной в украинских реалиях теме борьбы за социальные выплаты, которую ведут персонажи, в силу возраста и имущественных проблем оказавшиеся на обочине общества.

Вошёл в программу и главный триумфатор Берлинского МКФ, получивший, помимо "Золотого медведя", награды Экуменического жюри и "Международной Амнистии", – "Море в огне" Джанфранко Рози, известного нашим зрителям по "Священной римской кольцевой".

"Море в огне" повествует об одной из главных драм современности – трагической одиссее людей, вверяющих утлым лодкам свои жизни, спасённые от этнических чисток, бомбёжек и рабства.

Лауреат Венецианского МКФ, "Франкофония" знаменитого российского режиссёра Александра Сокурова, рассказывает о совместных усилиях, предпринятых директором Лувра Жаком Жожаром и офицером Вермахта Францем фон Вольф-Меттернихом во время нацистской оккупации Парижа для спасения музейной коллекции.

Эта документально-игровая картина о способности представителей противоборствующих сторон объединяться ради спасения культурных ценностей (и человеческих жизней) воспринимается и как размышление о возможности контакта между украинцами и россиянами в нынешней ситуации российской военной агрессии.

 Кадр из фильма "Франкофония" Александра Сокурова

Именно этой теме посвящена украсившая программу "Специальные показы" лента "Родные" Виталия Манского. Завсегдатаям Одесского кинофестиваля этот блестящий российский документалист памятен как автор лент "Труба" и "Книга". Последний же его фильм о Северной Корее, "В лучах солнца", собирал аншлаги на киевском фестивале Docudays.

Манский, уроженец Львова, снял картину о своих украинских родственниках, оказавшихся по разные стороны и военных укреплений, разделивших Юго-Восток, и идеологических баррикад. На примере взаимоотношений и суждений своих близких он исследует те ментальные траншеи ненависти, обид и разочарования, что пересекли души едва ли не большинства наших соотечественников.

***

Основными фестивальными площадками Седьмого Одесского международного кинофестиваля, который пройдёт с 15 по 23 июля, станут, как обычно, кинотеатр "Родина" и Театр музыкальной комедии имени Водяного.

С подробным расписанием показов можно ознакомиться на сайте кинофестиваля.

Александр Гусев, специально для УП.Культура

powered by lun.ua

Головне на сайті