"Наш ориентир – Нью-Йорк, Лондон, Вена". Как Ивано-Франковск становится центром притяжения
Поезд прибывает на маленький аккуратный вокзал Ивано-Франковска. На вопрос, далеко ли до центра, таксист отвечает: "Центр здесь везде".
Так, в общем-то, и есть: жизнь в Ивано-Франковске рассредоточена практически по всему пространству маленького городка.
Главная площадь здесь напоминает львовскую площадь Рынок, и так же, как во Львове, расположена вокруг ратуши. Правда, в здании ратуши нет кабинета мэра (он работает в здании областной администрации), в домах по периметру нет такого обилия кафе и музеев. Да и людей тут относительно немного.
– Франковск зачастую смотрел на Львов как на старшего брата, – говорит 32-летний Юрий Филюк, основатель местной сети ресторанов "23 ресторана" и городской платформы "Тепле Мiсто". – Но когда мы стартовали с "Теплим Мiстом", сразу начали говорить о том, что Львов не должен быть ориентиром. Он может быть братом, другом, соседом, но планка должна быть выше – почему сразу не ориентироваться скажем на Нью-Йорк, Лондон или Вену? Иначе просто не интересно.
Мы с Филюком говорим за ланчем в пространстве Urban Space 100, где, как и в других ресторанах, еду готовят только из местных сезонных продуктов, подспудно развивая фермерство.
– Я реально верю, что мы можем конкурировать на мировом уровне, – мечтательно продолжает он. – Знаешь, это как с футболистами: их всех тренируют с малых лет, но одни дорастают до уровня "Барселоны", а другие только до второй лиги Украины и дальше не могут прыгнуть, потому что методология разная, и планка тоже.
Если вспомнить, как тот же Львов развивался, то вначале он ориентировался на Краков, а потом, когда понял, что они это могут, – приняли уже за ориентир Вену. Если город маленький, это не означает, что он не конкурентоспособный. Просто надо понять, что нужно заложить в него, чтобы его начали замечать в мире.
Социальная платформа "Тепле Мiсто" за последний год стала мощным центром притяжения Ивано-Франковска. Работать над проектами, создающимися на базе этой платформы, приезжают в том числе из Киева и Львова.
К слову, в недавнем запуске радио Urban Space Radio приняли участие сразу трое львовян, которые ради проекта переехали в Ивано-Франковск.
Стеклянная радиорубка, из которой ведется прямой эфир, внедрена в пространство кафе, а в гости к ведущим приходят не только местные деятели, но и музыканты, журналисты, урбанисты и общественные лидеры, известные всей стране.
Средства на функционирование Urban Radio частично выделил международная организация Freedom House, остальные собирались через краудфандинговую платформу "Спильнокошт".
![]() |
Месяц назад "Тепле Мiсто" запустило программу малых городских грантов: ежеквартально общественным инициативам, развивающим искусство, спорт, экологию, энергоэффективность, образование, предпринимательство и другие сферы – будет оказываться как финансовая поддержка так и организационная со стороны платформы.
А в ближайших планах – запустить процесс создания стратегии развития Ивано-Франковска.
– Это должен быть не просто документ, который можно в принципе сделать за год, а скорее тренинг для городского общества длиною в 3-5 лет, – говорит Филюк. – Мы вместе будем учиться взаимодействовать, договариваться. Пожалуй нас уже есть некий авторитет, который может позволить начать диалог о стратегии практически со всемии игроками в городе. Мы попытаемся выступить модератором и интегратором этого сложного процесса.
Во время предвыборного периода основатели "Теплого Мiста" вынуждены были постоянно объяснять местным политикам, что политических амбиций у платформы нет, а все, что они делают, – гораздо шире, чем борьба за кресла у власти.
– Мы не занимаемся политикой, это скорее policy, – объясняет Филюк. – Не боремся за очередное лидерство, а пытаемся создавать правила единые для всех. Когда будут правила для всех, не так уж и важно, кто именно будет лидером.
Наша миссия – консолидировать общество, это то, чего политика на этом этапе развития страны пока сделать не может.
Мы больше наблюдаем за процессом включения осознанности в людях и активизации их проактивности. Если представить себе город полностью осознанных людей, то все негативные явления автоматически исчезают. Осознанность диктует какие-то логичные, правильные решения, формирует дизайн поведения. Мы хотим развернуть людей с патернализма – на проактивность, поскольку верим, что многое можна делать уже сейчас своими руками, не ожидая того, что кто-то прийдет и сделает это за нас.
![]() |
Визуальный стиль Ивано-Франковска |
Платформу, основанную активными людьми города, в Ивано-Франковске знают практически все: за полтора года удалось реализовать большое количество проектов в разных сферах.
Программа "Тепле веломiсто", международный архитектурный конкурс на лучшеепространство для детей, арт-резиденции при участии известных мировых художников, большие спорт-фестивали, дизайнерские парклеты, прославившиеся уже на всю страну, программа грантов для городских инициатив, визуальный стиль города, вошедший в шорт-лист рекламистского конкурса "Каннские львы 2014" – все это сделано в рамках платформы.
Ivano-Frankivsk City visual identity from Aimbulance on Vimeo.
Главным изобретением остается социальный ресторан "Urban Space 100".
Цифра "100" появилась в названии ресторана не случайно. Проект профинансировали сто меценатов.
Показательно, что среди инвесторов оказались не только франковчане, но и люди з многих других городов и стран.
"Так что наша платформа – это изначально нечто большее, чем что-то локальное", – говорит он.
![]() |
Собранные с инвесторов средства были потрачены на обустройство пространства, 80% прибыли которого идет теперь на поддержку проектов развития города.
Такой формат уникален не только для Франковска, но и для всей Украины. Уже несколько городов, говорит Филюк, хотят открыть у себя Urban Space по "социальной франшизе". Сейчас формируется необходимый пакет документов для передачи такого опыта.
– Наше "Тепле Місто" – это своего рода эксперимент в онлайне, – говорит он. – Мне хочется верить, что это такое окно возможностей, которое может выдать очень интересный результат не только для города, но и для всей страны.
Один из новых вызовов – создание пространства Urban Space 500 (500 инвесторов по 1 тысяче долларов) в Киеве.
Филюк утверждает, что спрос на этот формат большой, но для того, чтобы получилось нечто большее, чем красивый ресторан или коворкинг, нужно заложить "добавочную стоимость" – новые смыслы.
![]() |
Юрий Филюк. Фото Kyiv-Mohyla Business School [kmbs] |
– Сейчас происходит процесс дозревания прогрессивных сил, и там нужна консолидация, – размышляет Филюк. – У нас это получилось во Франковске где-то случайно. В Киеве так не получится – здесь нужен осознанный вдумчивый подход.
На самом деле консолидировать достаточно закрытое западноукраинское общество – задача сама по себе непростая. Но у нас начало получаться: 36 компаний поддерживают платформу "Тепле Мiсто" на постоянной основе, и это наверное уникальный опыт для Украины. Если бы нам два года назад сказали о подобном результате, мы бы наверное не поверили. Но что здесь важно - если это возможно в Ивано-Франковске, значит возможно и в других городах Украины.
Надеюсь мы системно научимся вместе приходить к общим целям с помощью консолидации и обьединения, из этого может получится кейс, с актуальностью даже для Европы.
![]() |
Чашки в фиремнном стиле города |
![]() |