"Наш ориентир – Нью-Йорк, Лондон, Вена". Как Ивано-Франковск становится центром притяжения

331
17 листопада 2015

Поезд прибывает на маленький аккуратный вокзал Ивано-Франковска. На вопрос, далеко ли до центра, таксист отвечает: "Центр здесь везде".

Так, в общем-то, и есть: жизнь в Ивано-Франковске рассредоточена практически по всему пространству маленького городка.

Главная площадь здесь напоминает львовскую площадь Рынок, и так же, как во Львове, расположена вокруг ратуши. Правда, в здании ратуши нет кабинета мэра (он работает в здании областной администрации), в домах по периметру нет такого обилия кафе и музеев. Да и людей тут относительно немного.

– Франковск зачастую смотрел на Львов как на старшего брата, – говорит 32-летний Юрий Филюк, основатель местной сети ресторанов "23 ресторана" и городской платформы "Тепле Мiсто"– Но когда мы стартовали с "Теплим Мiстом", сразу начали говорить о том, что Львов не должен быть ориентиром. Он может быть братом, другом, соседом, но планка должна быть выше – почему сразу не ориентироваться скажем на Нью-Йорк, Лондон или Вену? Иначе просто не интересно.

Мы с Филюком говорим за ланчем в пространстве Urban Space 100, где, как и в других ресторанах, еду готовят только из местных сезонных продуктов, подспудно развивая фермерство.

– Я реально верю, что мы можем конкурировать на мировом уровне, – мечтательно продолжает он. – Знаешь, это как с футболистами: их всех тренируют с малых лет, но одни дорастают до уровня "Барселоны", а другие только до второй лиги Украины и дальше не могут прыгнуть, потому что методология разная, и планка тоже.

Если вспомнить, как тот же Львов развивался, то вначале он ориентировался на Краков, а потом, когда понял, что они это могут, – приняли уже за ориентир Вену. Если город маленький, это не означает, что он не конкурентоспособный. Просто надо понять, что нужно заложить в него, чтобы его начали замечать в мире.

Социальная платформа "Тепле Мiсто" за последний год стала мощным центром притяжения Ивано-Франковска. Работать над проектами, создающимися на базе этой платформы, приезжают в том числе из Киева и Львова.

К слову, в недавнем запуске радио Urban Space Radio приняли участие сразу трое львовян, которые ради проекта переехали в Ивано-Франковск.

Стеклянная радиорубка, из которой ведется прямой эфир, внедрена в пространство кафе, а в гости к ведущим приходят не только местные деятели, но и музыканты, журналисты, урбанисты и общественные лидеры, известные всей стране.

Средства на функционирование Urban Radio частично выделил международная организация Freedom House, остальные собирались через краудфандинговую платформу "Спильнокошт".

 

Месяц назад "Тепле Мiсто" запустило программу малых городских грантов: ежеквартально общественным инициативам, развивающим искусство, спорт, экологию, энергоэффективность, образование, предпринимательство и другие сферы – будет оказываться как финансовая поддержка так и организационная со стороны платформы. 

А в ближайших планах – запустить процесс создания стратегии развития Ивано-Франковска.

– Это должен быть не просто документ, который можно в принципе сделать за год, а скорее тренинг для городского общества длиною в 3-5 лет, – говорит Филюк. – Мы вместе будем учиться взаимодействовать, договариваться. Пожалуй нас уже есть некий авторитет, который может позволить начать диалог о стратегии практически со всемии игроками в городе. Мы попытаемся выступить модератором и интегратором этого сложного процесса. 

Во время предвыборного периода основатели "Теплого Мiста" вынуждены были постоянно объяснять местным политикам, что политических амбиций у платформы нет, а все, что они делают, – гораздо шире, чем борьба за кресла у власти.

– Мы не занимаемся политикой, это скорее policy, – объясняет Филюк. – Не боремся за очередное лидерство, а пытаемся создавать правила единые для всех. Когда будут правила для всех, не так уж и важно, кто именно будет лидером.

Наша миссия – консолидировать общество, это то, чего политика на этом этапе развития страны пока сделать не может.

Мы больше наблюдаем за процессом включения осознанности в людях и активизации их проактивности. Если представить себе город полностью осознанных людей, то все негативные явления автоматически исчезают. Осознанность диктует какие-то логичные, правильные решения, формирует дизайн поведения. Мы хотим развернуть людей с патернализма – на проактивность, поскольку верим, что многое можна делать уже сейчас своими руками, не ожидая того, что кто-то прийдет и сделает это за нас. 

Визуальный стиль Ивано-Франковска

Платформу, основанную активными людьми города, в Ивано-Франковске знают практически все: за полтора года удалось реализовать большое количество проектов в разных сферах.

Программа "Тепле веломiсто", международный архитектурный конкурс на лучшеепространство для детей, арт-резиденции при участии известных мировых художников, большие спорт-фестивали,  дизайнерские парклеты, прославившиеся уже на всю страну, программа грантов для городских инициатив, визуальный стиль города, вошедший в шорт-лист рекламистского конкурса "Каннские львы 2014" – все это сделано в рамках платформы.

Ivano-Frankivsk City visual identity from Aimbulance on Vimeo.

Главным изобретением остается социальный ресторан "Urban Space 100".

Цифра "100" появилась в названии ресторана не случайно. Проект профинансировали сто меценатов.

Показательно, что среди инвесторов оказались не только франковчане, но и люди з многих других городов и стран.

"Так что наша платформа – это изначально нечто большее, чем что-то локальное", – говорит он.

 

Собранные с инвесторов средства были потрачены на обустройство пространства, 80% прибыли которого идет теперь на поддержку проектов развития города.

Такой формат уникален не только для Франковска, но и для всей Украины. Уже несколько городов, говорит Филюк, хотят открыть у себя Urban Space по "социальной франшизе". Сейчас формируется необходимый пакет документов для передачи такого опыта.

– Наше "Тепле Місто" – это своего рода эксперимент в онлайне, – говорит он. – Мне хочется верить, что это такое окно возможностей, которое может выдать очень интересный результат не только для города, но и для всей страны.

Один из новых вызовов – создание пространства Urban Space 500 (500 инвесторов по 1 тысяче долларов) в Киеве.

Филюк утверждает, что спрос на этот формат большой, но для того, чтобы получилось нечто большее, чем красивый ресторан или коворкинг, нужно заложить "добавочную стоимость" – новые смыслы.

Юрий Филюк. Фото Kyiv-Mohyla Business School [kmbs]

– Сейчас происходит процесс дозревания прогрессивных сил, и там нужна консолидация, – размышляет Филюк. – У нас это получилось во Франковске где-то случайно. В Киеве так не получится – здесь нужен осознанный вдумчивый подход.

На самом деле консолидировать достаточно закрытое западноукраинское общество – задача сама по себе непростая. Но у нас начало получаться: 36 компаний поддерживают платформу "Тепле Мiсто" на постоянной основе, и это наверное уникальный опыт для Украины. Если бы нам два года назад сказали о подобном результате, мы бы наверное не поверили. Но что здесь важно - если это возможно в Ивано-Франковске, значит возможно и в других городах Украины.

Надеюсь мы системно научимся вместе приходить к общим целям с помощью консолидации и обьединения, из этого может получится кейс, с актуальностью даже для Европы.

Чашки в фиремнном стиле города 
 

powered by lun.ua