Киев глазами архитектора. Виктор Зотов: красота не спасает, а убивает
Мы встречаемся с основателем школы CANactions архитектором Виктором Зотовым на Почтовой площади. Год назад на экскурсии у метро Арсенальной и в парке Славы он рассказал нам о детских и взрослых "болезнях" современного Киева.
В этот раз Виктор назначил встречу на Подоле. Кажется, что сейчас разговор пойдет о чудовищном смешении архитектурных стилей, о соседстве фуникулера с новодельными отелями, о рекламных щитах и вывесках магазинов.
Но Виктор сразу предупреждает: сегодня будем говорить о ценностях.
Ценности для Зотова – это возможность беспрепятственно прогуляться пешком от Днепра к Верхнему городу, посидеть у воды, совершить утреннюю пробежку к реке, не слушая эстакаду и не вдыхая выхлопные газы, иметь право ходить по земле, а не спускаться в мрачные сырые переходы.
Давайте закроем глаза и представим себе Почтовую площадь и улицу Сагайдачного такими, какими мы видели их вчера, на прошлой неделе, в прошлом месяце: можно ли назвать их украшением Подола и удобным местом для прогулок?
О КИЕВСКИХ СКЛОНАХ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ
В этом вопросе первый акцент сделан на украшении – это симптоматично, – говорит Виктор. – И противоестественно: когда вы хотите улучшить свою жизнь, свой организм, вы же первым делом не тянитесь к косметике. Город – тоже организм.
Я шел сюда пешком от Арсенальной. Прекрасный маршрут: минут 25 идешь через парки. До тех пор, пока не выходишь на Европейскую площадь. А дальше вынужден идти вдоль машин, дышать нечем – мне некомфортно.
![]() |
Пешеход на Подол вынужден идти вдоль машин, дышать нечем – некомфортно |
В обратную сторону похоже: иду с Контрактовой, хочу попасть в Мариинский парк. Я не могу это сделать – мне физически перекрыли дорогу. Строительный забор стоит на бордюрном камне, и остался проход шириной 80 см, дышать в гору еще тяжелее. Это ни для велосипеда, ни для пешехода не годится.
В этом месте типичны два желания: подняться в Верхний Город или спуститься к Днепру. Но и то, и другое сделать очень сложно, это не ценится. Это проблема Почтовой площади, нарушение моей свободы.
Фуникулер – прекрасная вещь, почти музей. Но у него малая пропускная способность. Как транспортное средство он скорее декоративный.
![]() |
Виктор Зотов: "Фуникулер – прекрасная вещь, почти музей. Но у него малая пропускная способность" |
Недооценённые сейчас слова: практичность и функциональность. Потребность комфортно пройти у нас отняли, зато компенсировали красотой, дорогим камнем, понтами. Украшательство и чрезмерное внимание к косметике – это наш диагноз. Внимание уделяется форме, но не содержанию.
Мы часто хотим что-то усилить: хотим больше денег, власти, силы, красоты. Банкинг – тоже усилитель. Тебе дают деньги, ты взял и такое вот построил. Потому что не умеешь с этим обращаться, это умение ещё не наработал.
![]() |
Архитектор: "Украшательство и чрезмерное внимание к косметике – это наш диагноз" |
Важнейшая ценность для меня в Киеве – правобережный ландшафт вдоль Днепра, его склоны. Для кого еще это ценность? Какое внимание у города к этим склонам? Кто-то постоянно норовит туда залезть.
Вот эти дома залезли, и не убрать их лет сто. С моей точки зрения, это трагедия.
![]() |
Виктор Зотов: "Вот эти дома на сколоны залезли, и не убрать их лет сто" |
ПУСТОТА И ЭСТАКАДА
В ноябрьский дождь со снегом Почтовая площадь совершенно пуста. Здесь нет ни палаток с едой, ни привычного оживления. Зотов приятно удивлен количеству незанятого пока пространства.
Наше свойство заполнять все городские пустоты – губительно, как тромбы. И противоположно развитию лучших европейских городов. Типичная европейская площадь – это пустое мощеное пространство.
![]() |
Зотов приятно удивился количеству незанятого пока на Почтовой площади пространства |
Именно пустота способна быть наполнена настоящими ценностями: событиями, которые организовывают люди. Для меня пустота почти равна свободе.
Я ценю простые определения, которые всем понятны. Что такое public space? Это то место в городе, куда всегда можно попасть, и тебе там комфортно.
![]() |
"Для меня пустота почти равна свободе", – говорит Зотов |
В Киеве основной ресурс (или, как говорят градостроители, градообразующий фактор) – Днепр. Тысячи лет река с берегами была для людей всем, на божественном уровне. Лучшие города, прошедшие индустриализацию, автомобилизацию и всякие другие -зации, возвращаются к этим природным ценностям.
Река в современном городе – это транспорт, отдых, спорт, развлечения, еда, здоровье, работа…
Город должен быть с рекой связан, а у нас река и город разрезаны, между ними – шоссе. Нельзя дойти до реки, даже проживая в центре, Днепр не видно – все время что-то мешает. Утром побегать никаких шансов: 6 полос Набережного шоссе, на которое вывели стратегические транспортные направления.
![]() |
Город должен быть с рекой связан, а у нас река и город разрезаны, между ними – шоссе |
Мне кажется, очень ценно, когда ты можешь дойти до воды и "потрогать" ее.
Где у нас такое можно сделать? Советская часть набережной – а это почти весь центр Киева – одета в камень. Укрепили сползание грунтов, сделали автомагистраль без пересечений. Любовь к воде получается опосредованной – через камешки.
![]() |
Архитектор: "Очень ценно, когда ты можешь дойти до воды и "потрогать" ее. Где у нас такое можно сделать?" |
Хорошо, что Почтовая сегодня все-таки площадь, а не транспортная развязка. Но развязка все равно рядом – здесь всегда будет шумно. Уже десятки лет назад в Европе отказались от автомобилеориентированного развития городов и пошли на затраты, но сделали обходные магистрали. Особенно, если дороги разрушают священные связи города и реки.
Еще нюанс: идем по ступенькам, а надо бы пандус сделать. Лифты могут частично решить этот вопрос, неплохо, чтобы эскалаторы были.
![]() |
На этих ступеньках надо бы сделать пандус |
![]() |
РОСКОШЬ В БЕДНОСТИ
Вот стоит церковь. Это новодел, и если его здесь не было, то нормальные люди не строят (церковь Рождества Христова, построенную в 1814 году, разрушили в 30-х годах 20 века, а восстановили в 2003 году, – ред.). Здесь поставили. Дорогу заузили, ходить не дали.
Киев в рейтинге авторитетного The Economist занял 131 место из 140 мировых столиц, в худшей десятке!
Это – повод поговорить о ценностях.
![]() |
Зотов убежден, что роскошь и big black cars на фоне общего обеднения и войны – свидетельство тяжелой болезни |
По каким критериям нормальные люди оценивают качество жизни? Вот хотя бы пять направлений: стабильность, охрана здоровья, культура и окружающая среда, образование, инфраструктура – заметьте, не слишком много про "украшение".
Роскошь и big black cars на фоне общего обеднения и войны – свидетельство тяжелой болезни. В центре стоит инкрустированный камнем отель (показывает на здание справа от Фуникулера, на фото ниже). Так не может быть, мы не в Цюрихе. Нельзя допускать такое строительство, когда общество расслоено. Кроме того, столько места, где никто не ходит – его забрали у пешеходов.
![]() |
Архитектор: "Мы не в Цюрихе. Нельзя допускать такое строительство, когда общество расслоено" |
Город всегда выглядит как люди. Нужно переориентировать людей с форсированного потребления на уважение к другому, на природу.
У нас есть потрясающий ресурс: тысячи гектаров зелени в центре города. Такого нигде нет. Но как активно на него сунется "предпринимательство", умные, обладающие ресурсами люди, ориентированные на обогащение, "успех".
Ценности – это не про обогащение. Я очень люблю Скандинавию за то, что ты приезжаешь, а там кустики, водичка, камешки, камышик, – туда вкладывают деньги, ресурсы от предпринимательства.
![]() |
Зотов убежден, что город всегда выглядит как люди |
РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ
Последние дискуссии о Речном вокзале, в которых я участвовал, были о том, что внутри здания есть муралы, ценные росписи, и их надо сохранить. А то, что вокзал перестал быть вокзалом? Его забрали и хотят делать здесь несколько элитных ресторанов.
Для Киева Днипро – это все. В Базеле смотришь на Рейн – там реализована потрясающая возможность транспортной артерии. У нас этим шансом никто не пользуется.
![]() |
Речной вокзал перестал быть вокзалом. Его забрали и хотят делать здесь несколько элитных ресторанов |
Прошу Зотова оценить новое здание ресторана, плотно прилегающее к Речному вокзалу. Оно щедро украшено витиеватыми элементами и контрастирует с видом вокзала.
Хорошая архитектура – вся современная. Если в наше время видишь стилизацию – это заболевание.
У нас любят пышные украшения, посмотрите: перила загнуты, сандрики-шмандрики, капители. Не хочу лезть в терминологию – человек, создавший проект, был сосредоточен на чрезмерном декорировании.
Когда человек компенсирует фундаментальные недостатки украшением – это свидетельство культурного упадка.
![]() |
Новое здание ресторана, плотно прилегающее к Речному вокзалу |
РЕСТОРАНЫ ОТВОЕВАЛИ МЕСТО У ГОРОЖАН
На Сагайдачного нам приходится пробираться сквозь столы и стулья, выставленные на тротуаре.
Стоя здесь, видим, что 60% пространства у нас украли.
Третий стул в Берлине вам бы не разрешили ставить. Сказали бы, что можете занять не больше 60 см тротуара, и без подсадки. Если нарушите – накажут.
Предпринимателю этот стул даст лишние деньги. А что пешеходу и горожанину с этого?
![]() |
Виктор Зотов: "Здесь 60% пространства у нас украли. Третий стул в Берлине вам бы не разрешили ставить" |
Существует проект "Київська вітальня", согласно которому улица Сагайдачного и Контрактовая должны стать пешеходными к Евровидению-2017. Как вы оцениваете его?
Проект "Київська вітальня" хороший, конкурс выиграло "Buro-o" – ребята, которых я знаю, и к которым имею непосредственное отношение. Многие наши ценности совпадают.
Но шансы на реализацию пока, похоже, небольшие (программу обустройства пешеходного Подола признали победителем на фестивале PRO Місто в мае 2015 года. В команде архитекторов –Виктор Герасименко, Антон Герасимович, Владимир Зотов, Денис Матвиенко, Антон Олейник, Елена Орап, Алексей Пахомов, Мария Пахомова, Ольга Прокопенко, Сергей Ферлей и Егор Штефан, – ред.).
![]() |
Зотов считает, что шансы на обустройство пешеходного Подола пока небольшие |
Нужна программа, затрагивающая инженерные подземные сети, состояние домов, транспорт, который отсюда нужно убрать и куда-то пустить и еще сотни пунктов. Все связано с инвестициями и ресурсами, нужно проводить общественные слушания.
Я не слышал, чтобы что-то из этого уже делали.
О вывесках Зотов говорить не хочет – здесь для него все банально и понятно.
Львов и Ивано-Франковск могут поделиться прописанными программами в свободном доступе. Что делать, как – все понятно на уровне рекомендаций. Многие уже понимают необходимость привести в порядок нижние части фасадов.
![]() |
Многие уже понимают необходимость привести в порядок нижние части фасадов |
ПОДОЛЬСКИЕ НЕБОСКРЕБЫ И ТУПИКИ
Виктор останавливается посреди Сагайдачного и смотрит на новостройки в глубине дворов с неправдоподобно-яркими фасадами, которые, как экзотические попугаи, перекрикивают дома купцов, построенные в 19 веке.
Вот фоновым рядом стоит здание банка. Оно конкурирует с Андреевской церковью. Зачем? Уже есть доминанта. Здесь можно было бы построить здание скромнее, пониже, не настолько декорированное. Но каждый хочет выйти на сцену и собой заслонить сюжет. У меня это вызывает протест.
![]() |
Архитектор: "Вот фоновым рядом стоит здание банка. Оно конкурирует с Андреевской церковью. Зачем?" |
Пройти дальше по переулку нельзя. Вообще наличие тупиков, в прямом и переносном смысле, – это свойство нашей жизни. Что меня поразило в Осло: в какой из проходов бы ты ни пошел, все равно выходишь на открытую публичную территорию. У меня даже возник спортивный интерес, и я стал искать тупики, но не нашел их.
Город нужно делать проницаемым, это важное свойство – способность к развитию.
Смотрим в эту сторону: ярусы, многоэтажные мансарды. Это тоже зло. Полезно было бы временно запретить надстройку зданий. Это уродует их.
Уродливо выглядит даже на этой новостройке. Сама форма помещения как бы надута жадностью изнутри.
![]() |
"Сама форма помещения как бы надута жадностью изнутри", – говорит Зотов о новостройке справа |
Правила – еще одна ценность. К сожалению, нет закрепленных правил по ограничению высотности. В нормальных городах действует норма высотности, и нам она нужна. Она не может быть универсальной, поэтому должна быть дифференцированной: на Подоле, в Верхнем городе. Правила – база правового государства.
Меня шокировал "Монстр на Подоле". Сколько там, 10 этажей? Я вижу, что здание высокое, страшное, а мне говорят: нет, это мансарда. И я должен поверить в это "лепилово".
![]() |
Архитектора Виктора Зотова шокировал "Монстр на Подоле". Фото ABCnews |
Архитектура всегда выглядит как люди. Она не бывает другой, поскольку она тесно связана с нашей жизнью. Неприятные новостройки будут существовать столько лет, сколько мы будем такими.
В недвижимость инвестированы очень большие ресурсы, поэтому говорить о том, что что-то массово снесут, не приходится. Если что-то все-таки снесут, будет прецедент, чтобы перестали строить.
Но нужно прекратить хамский новострой, как этот монстр на Подоле – вопиющая ломка ценностей.
ГОСТИНЫЙ ДВОР – ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО?
Мы подходим к памятнику Петру Сагайдачному, и наш взгляд обращается к заброшенному зданию Гостиного двора. Он смотрит на нас пустыми глазами-проемами.
Мало кто знает, что здание Гостиного двора стало таким в 80-х годах 20 века. Все говорят о том, что он якобы monument.
Еще в 50-х годах прошлого века цивилизованный мир принял Афинскую хартию реставраторов и до сих пор живет по ней. Ее ключевая мысль – невозможность подделки под старину. Если строите новое, оно так и должно выглядеть. Так будет честно и понятно, где оригинальная постройка.
![]() |
Здание Гостиного двора стало таким в 80-х годах 20 века, но все говорят о том, что он якобы monument |
У нас же восстановление является типичным способом реставрации. Так фейковая культура себя проявляет.
Какая функция будет у Гостиного двора? Не хотелось бы увидеть здесь торговый центр.
Представим, что тут будет банк: один раз за 100 лет я воспользуюсь его услугой.
[L]Это может быть что-то дружественное и не обязательно коммерчески ориентированное. Наша жизнь этим пресыщена.
Есть масса культурных функций, которые последние 30 лет у нас игнорируются. Я надеюсь, что здесь будет субсидированное муниципалитетом общественное место. Тогда начнутся инвестиции в людей, а не в бизнес.
Например, здесь может быть некоммерческая галерея, новая форма библиотеки, интегрированное публичное пространство.
Универсальный и очень точный критерий качества жизни: когда ты способен отдавать, а не брать.
Даже в прогрессивных дискуссиях у нас нет внимания к старым и слабым, однако именно по этому определяется уровень развития общества.
![]() |
ЭКЗОТИЧЕСКАЯ ЗЕЛЕНЬ И УБИЙСТВЕННАЯ КРАСОТА
Перед тем, как закончить экскурсию, Виктор осматривается на площади.
Стою здесь и вижу: зелень посадили экзотическую, Киеву она не свойственна. Туя, диковинные елки, кустики.
Если что-то новое возникает даже на уровне таких маленьких предметов, оно обязательно извращенно-экзотично, эти понятия тут близки. Почему не посадить липу, ясень, дуб, каштан, березу? Даже клен растет, и тот – шаровидный.
![]() |
Перед тем, как закончить экскурсию, Виктор осматривается на площади |
Скамейки тоже дизайнерские, яркие. Я бы хотел скамью скромную и удобную. Места, которые я люблю, ценят простоту. Когда удобно, будет красиво. Некрасивый самолет не летает.
Выражение "Красота спасет мир" в случае с Киевом-2016 работает наоборот: эта красота мир убивает.
Она перекошено затянула на себя внимание: не удобно, не функционально, не практично, фальшиво, дорого. Зато красиво.
![]() |
Архитектор хотел бы скамейки более скромные и удобные |
Тетяна Ушиніна, спеціально для УП.Життя