От ненависти к уважению

5
29 вересня 2014

"Возможно ли поменять отечественную милицию?" – задаются вопросом друзья, знакомые и коллеги. Работая над вопросами реформирования системы МВД, я часто думала о теории ограничений системы Голдратта. Эта теория гласит, что справиться со всеми сложностями и проблемами, можно, если найти ключевое ограничение системы, так называемое "узкое горлышко". Приложив усилия к его расширению, можно достичь серьезного результата, превышающего одновременного воздействия на все или большинство проблемных областей системы сразу.

Вся система МВД, регулируемая, кроме законов, сорока тысячью внутренних инструкций и приказов, мне казалась сплошным ограничением. Встречаясь и работая с милиционерами из разных служб, я все время пыталась нащупать в чем же состоит ключевое ограничение этой системы, то самое узкое горлышко.

Этим "горлышком" является катастрофическая нехватка простого человеческого уважения внутри системы.

Первое и самое главное: слова "милиция" и "уважение"  для многих вещи несовместимые.

Общество не уважает милицию. Можно, конечно, спорить о данных и достоверности цифр разных социсследований, но тот факт, что милиционер в Украине далеко не всегда и всеми уважаем, остается фактом даже без спорной социологии.

Его могут бояться, но не уважают. Для этого есть много обоснованных и не обоснованных причин.

Роль милиционера очень маргинальна. Не сведущие в криминальном процессе граждане в любых недоделках винят милицию, хотя корень многих проблем лежит во взаимодействии милиции, прокуратуры и судов. Но на всякий случай милиция всегда виновата потому, что она доступнее и понятнее.

Если ты, милиционер, слишком сильно отреагируешь на какое-то происшествие, тебя обвиняют в превышении полномочий и силы. Если слишком слабо, то обвинят в недостаточном реагировании. В итоге, золотую середину найти сложно и как бы ты не поступил, все равно не прав. Тобой все не довольны. Ты всегда не удовлетворен потому, что работа не приносит достаточного профессионального удовлетворения.

В условиях постоянного недовольства – собой и другими, сложно уважать самого себя. Поэтому важно создать такие условия, чтоб сотрудники могли удовлетворять одну из  базовых потребностей в пирамиде Маслоу – потребность в уважении и признании. Именно поэтому милиционер должен сменить роль – с палача на помощника в решении проблем громады и создании безопасной среды обитания для людей.

Во-вторых, продажность и непрофессионализм. То, что плохие новости разносятся намного быстрее и интенсивнее хороших, - давно известный факт.

Слух о милиционере, укравшем из моего подъезда велосипед, распространился по городу намного быстрее, чем о милиционере, обезвредившем воришку водокачальных люков. И коррупция, и непрофессионализм имеют место быть, как впрочем, и очень кропотливый и зачастую неоцененный труд.

О коррупции мы слышим намного больше, чем о профессионализме. И даже когда слышим об успехах, с трудом в них верим, потому что были много раз обдурены. Сейчас очень важно, чтоб новостей о профессионализме и хороших делах было намного больше, чем о коррупции – следовательно, нужно срочно менять количественный баланс между этими двумя явлениями.

Этого можно достичь, создав новую систему отбора и подготовки, а также прозрачно проведя переаттестацию существующего персонала. Без финансирования зарплат, на которые можно жить, и покрытия базовых потребностей в виде бумаги, стульев, бензина не обойтись. Вместо большого количества низкооплачиваемой рабочей силы нам нужно брать качеством персонала, и платить им достойные деньги за их профессионализм. 

В-третьих, у населения критично мало прямых контактов с милицией. Согласно опросу Харьковского института социальных исследований за 2012 год только 15% опрошенных имели прямой контакт с милицией, который позволяет им судить о качестве милиции.

А оставшиеся 85% делают неутешительные выводы по слухам и скандальным заметкам в СМИ.

А те контакты, что есть, происходят преимущественно через инспекторов ГАИ, останавливающих водителей на дороге.

Поскольку вертикаль ГАИ, кроме своих прямых обязанностей по обеспечению безопасности на дороге, многие годы выстраивалась как профит- центр для ее руководителей. Профит-центр, который должен был внебюджетное обеспечить себя элементарным - формой, бензином, запчастями и даже полосатыми палочками.

Качество контакта между инспектором ГАИ и остановленным водителем редко несло позитивный заряд эмоций – опять-таки по разным причинам – из-за взяток, незнания или нарушения правил, нарушения инструкций и безнаказанности.

ГАИ является передовой МВД в общении с гражданами, важно быстро и качественно изменить подходы в ее работе – чтоб люди почувствовали, что ГАИ таки беспокоится об их безопасности на дороге и работает на предотвращение нарушений, а не просто ловит нарушителей с целью обогатить себя или бюджет.

Дополнительная доза уважения ГАИ к водителям в долгосрочной перспективе вернется повышенным уважением среди них.

Кроме ГАИ, самые частые контакты происходят через участковых, и очень важно, чтоб именно они стали "лицом милиции" в сообществе.

Не ГАИшники, призванные штрафовать, а участковые – призванные бдить покой в спальном районе и помогать справляться со сложными подростками, алкоголиками на детских площадках, предотвращении краж велосипедов и драк воюющих супругов.

В современной оценке своей деятельности милиция в основном полагается на показатели раскрываемости преступлений, особенно тяжких, а многие исследования показывают, что для ощущения безопасности граждан раскрытие резонансного убийства не так важно, как отсутствие мелкого жульничества и пьяных соседей в собственном дворе.

Что необходимо для того, чтоб все это изменить? По словам Эки Згуладзе, бывшего министра МВД Грузии времен Саакашвили, одними из ключевых факторов успеха для ее команды были дерзость и вера.

Просто хотеть реформ не достаточно, нужно в них верить. Если Вы будете хотеть изменений, но не верить в них, у Вас ничего не получится. Дерзость у команды МВД нынче есть, осталось поверить в то, что это возможно, "взяти і зробити".с уважением к людям.

Анастасия Леухина - член экспертного совета по реформированию при МВД, эксперт киевского офиса программы ИСИТАП

powered by lun.ua