Туалет как индикатор перемен

Мне хотелось написать колонку о состоянии украинских туалетов и о нашем стремлении в Европу еще год назад. Затем случился Майдан, и писать о туалетах стало совсем некстати. Теперь в стране война, скоро выборы, о каких туалетах может идти речь? Тем не менее, именно сейчас обсуждение этой темы своевременно как никогда.

Мы не станем цивилизованной страной, пока придорожные зоны, коридоры подъездов, арочные проходы между домами, подземные переходы и прочие объекты городской среды не перестанут служить туалетами.

Мы не можем считаться цивилизованной страной, пока дети в сельских школах ходят в выгребные ямы, а в городских – становятся ногами на унитаз. Как театр начинается с вешалки, так и страна начинается с туалета, его доступности и культуры пользования. Потому что туалет – это не про какую-то абстрактную демократию или свободу слова. Туалет – это про уважение к базовым потребностям homo sapiens, про возможность удовлетворить их достойно.

Однажды мне довелось сопровождать маму в Национальный институт рака. На все девятиэтажное здание института был лишь один доступный для посетителей туалет на первом этаже здания. Туалет на каждом последующем этаже предназначался только для персонала.

Важная тетя в халате высокомерно объясняла страдающим физически и морально людям, что туалет закрыт от посторонних, отправляя пациентов на первый этаж. Люди, молча и покорно решали свою туалетную проблему. Медперсоналу не приходило на ум, что ограниченный доступ к туалету в любом публичном месте идет вразрез с элементарным уважением человеческого достоинства.

РЕКЛАМА:

Недавно коллега-адвокат показал фотографию объявления, которое он увидел в Подольском районном суде города Киева: "Туалет для відвідувачів суду знаходиться в переході метро (200м)".

Отсутствие доступа посетителей к туалету доносит четкое послание государства и госслужащих своим гражданам: "Вы недостаточно хороши, чтоб испражняться с нами в один унитаз".

Ситуации, когда преподаватели и студенты, учителя и ученики, подчиненные и начальство ходят в разные по качеству и чистоте туалеты, в Украине повсеместны. В туалете все равны потому, что все мы, прежде всего, люди, и испытываем одинаковые человеческие потребности.

И пока органы власти и общественные заведения не позаботятся о достоинстве своих граждан в виде доступных и работающих туалетов, никакое соглашение об ассоциации с ЕС нам не поможет.

После годовой учебы в американской школе я привыкла к простым и незаурядным, но чистым и прилично выглядящим школьным туалетам. По возвращению после похода в туалет на украинской границе стресс от увиденного вызвал у меня жуткую крапивницу.

20 лет спустя я случайно попала в туалет на границе Украины и Беларуси. Туалет стал немного чище, но все так же шокировал простотой и обозрением выгребной ямы. Даже с приходом в Украину Макдональдса, который сделал прорыв в вопросах доступа к туалетам в общественных местах, за 20 лет в туалетной жизни страны изменилось немного.

Об этом писать сложнее всего, но многие сограждане просто не умеют пользоваться уборными и оставляют их после себя в таком виде, что в них противно зайти. Чисто не там, где убирают, а там, где не гадят. Чтоб помочь решить вопросы доступности и равенства, описанные ранее, необходимо научиться оставлять после себя туалет чистым из уважения к следующему посетителю.

Если очень хочется хорошо жить, ездить без виз в Европу и беспошлинно ввозить испанский хамон и французское шампанское, придется научиться пользоваться туалетом. А научиться пользоваться туалетом, по большому счету, означает научиться уважать себя и окружающих.

Однажды бывший министр МВД Грузии Эка Згуладзе в беседе о реформе милиции поведала мне, что, будучи первым замминистра, в какой-то момент получила поручение проверить состояние туалетов в райотделах. Почему?

Да потому что с наведением чистоты в туалетах порядок начинает приходить и в головы людей. Бесспорно, одним ремонтом туалетов в реформировании системы не обойтись, но важно помнить - используя чистый и опрятный туалет на работе, у сотрудника растает уважение к себе, повышается чувство собственного достоинства, и он передает это чувство своей семье. Так меняется страна.

Если мы хотим жить в другой стране, нам стоит начать с туалетов.

Реклама:

Головне сьогодні