Ловушки для министра. Почему у министров здравоохранения не получается
На прошлой неделе мы попрощались с очередным министром здравоохранения. 17-тым.
В чем причина такой частой смены министров здравоохранения и почему ни одному из них не удавалось высидеть в своем кресле хоть несколько лет и хоть что-то изменить?
Украина сегодня входит в пятерку стран мира с самым низким уровнем удовлетворенности медицинскими услугами. Первая в Европе по уровню смертности от сердечнососудистых заболеваний, лидер по распространению ВИЧ и вторая в Европе по темпам распространения онкологических заболеваний.
Не удивительно, что реформа здравоохранения для украинцев стоит на самом первом месте.
Бедный Мусий
В конце февраля 2014-го года в Украине состоялось историческое событие. Впервые Минздрав возглавил "человек из народа", общественный деятель, "доктор Майдана" Олег Мусий.
На тот момент он не был креатурой ни одной из политических партий. Впервые двери МОЗа открылись для общественных активистов, здравых идей и реальных изменений.
У Олега Степановича даже была своя команда, которую он хотел привести в Минздрав на ключевые позиции. Не дали, точнее позволили, но очень частично. На одну из самых денежных позиций – первого заместителя и главы тендерного комитета – "железной рукой Кабмина" назначили Руслана Салютина, друга и соратника небезызвестного Николая Мартыненка.
И понеслось... Олег Мусий, то ли обидевшись, то ли из мести, полностью отстранился от вопроса проведения государственных тендеров на закупку лекарств и вакцин, положившись на навязанного сверху горе-заместителя. А тот... оказался профнепригоден.
Так, государственные тендеры, которые обычно начинались в январе, по факту были запущены только в июне, и с треском провалились уже в сентябре. Все это время Минздрав регулярно получал жалобы от пациентских и общественных организаций. Но тщетно.
Начиная с лета, пациенты регулярно "бомбили" Кабмин с просьбой решить ситуацию в Минздраве, иначе лекарств пациенты рисковали не увидеть совсем, ведь в конце года все деньги могли уйти обратно в бюджет.
В результате с Мусием и Салютиным решили попрощаться на одном из заседаний Кабмина… в начале октября.
Очень бедный Лазоришинец
Василию Лазоршинцу – и.о. министра – поставили непростую задачу: за 3 месяца сделать то, что его "папередники" не смогли сделать за 7.
Пациентов и активистов тогда довели уже "до ручки": возмущаться тем, что на тендерах, как всегда, украдут, не было никаких сил. Почти год был потерян. Нужно было, чтобы купили лекарства, и цена сделки перестала иметь какое-либо значение.
Надо признать, "шахер-махер" удался.
Он заключался в том, чтобы быстро и по-тихому перечислить практически все 2 миллиарда государственных средств на офшорные компании-прокладки, которыми владеют известные коррупционеры.
Яценюк для этого подписал специальное постановление № 117. Согласно документу, компании получили государственные средства в размере 100%-й предоплаты с возможностью поставить лекарства на 2014-й год (!) только через полгода – то есть, в средине 2015-го!
Или ... не поставить. Так, например, поступила одна из фирм-прокладок времен Лазоришинца "Вектор-Фарма".
Вследствие этого уже сейчас 30 000 ВИЧ-инфицированных людей остались без антиретровирусной терапии из рук государства.
Это оказалось очень удобно: иметь возможность получить 52 миллиона гривен и самоликвидироваться. И не понести никакого наказания. Очевидно, что без солидной "крыши" сверху такого произойти не могло.
Ведь знаете, где сейчас находится господин Лазоришинец? Нет, не в тюрьме, как это должно было быть в любой цивилизованной стране.
Он даже не бежал из страны, как это могло бы произойти в не очень цивилизованной стране. Он со спокойной совестью возглавляет какой-то институт в системе Академии наук Украины.
Видимо, за какие-то очень большие заслуги перед отечеством. В то время, как еще в декабре пациенты предупреждали о такой ситуации, за что получили "ответочку" в виде обвинений в сотрудничестве с Кремлем.
Бедный грузин и бедная Саша
В конце 2014-го года у пациентов и врачей появилась надежда на перемены. Ведь решением Кабмина, которое поддержала Верховная Рада, стало назначение иностранного министра, "грузинского реформатора", не связанного с фармацевтической мафией в Украине – Александра Квиташвили.
Мы надеялись, что система начнет меняться, что коррупция в государственных тендерах по закупке лекарств и вакцин будет преодолена, и в Украине пройдут реальные реформы в системе здравоохранения.
Об этом свидетельствовала и свежая для ригидной системы риторика нового министра.
В частности, он сообщил, что получил полный "карт-бланш" от Кабмина и Администрации президента о том, что он в праве набирать в свою команду независимых, профессиональных и молодых людей, без всякого квотного принципа, коррупционного прошлого и рекомендаций сверху.
Увы. Без конкурсов, открытых собеседований и совещаний с общественностью, первым заместителем министра стала 221 номер списка блока Петра Порошенка, долгое время работавшая на Регионы, Сергея Тигипка, Наталью Королевскую и российские компании – Александра Павленко.
Человека, которого министр Квиташвили совершенно не знал.
Зато с ней знаком один из самых крупных фарммагнатов страны, владелец фармацевтической фирмы "Дарница", близкий к БПП Глеб Загорий.
Кроме того, Александра Павленко за все время своей профессиональной деятельности (она юрист по специальности), не имела никакого отношения к медицине и реформе здравоохранения.
Не дала никакого результата и ее работа в качестве первого зама в течение 6-ти месяцев. Как, впрочем, и работа самого министра.
Так, бездействие первых лиц Минздрава привело к катастрофе с закупкой жизненно необходимых лекарств по всем 19-ти программам ведомства.
Министр Квиташвили неоднократно обещал сделать все закупки лекарств и вакцин в апреле, и даже успеть за 6 недель передать их в международные организации.
Обычно, тендерный цикл Министерства выглядел таким образом:
Январь-февраль текущего года: формируются номенклатуры (списки лекарственных средств и медицинских препаратов) по всем программам.
Март: сбор потребностей/количества из регионов.
Апрель: объявление тендеров по всем программам.
Май-июнь: заключение договоров.
Август-сентябрь: поставки лекарств и вакцин в больницы по всей Украине
Ведомство Богатыревой имело именно такой алгоритм работы, который, хоть и с бешеной долей коррупции, но давал пациентам возможность получать лекарства вовремя.
Квиташвили же долго разбирался: зачем эти закупки вообще нужны, что такое номенклатурные комиссии, где кроется корень зла.
Отсутствие экспертов в команде министра и привели к тому, что тендеры по закупке лекарств и вакцин на 2015 год оказались на нулевом уровне – в средине года с даже не утвержденной номенклатурой лекарственных средств.
Никаких шагов для реализации идеи передачи закупок препаратов в международные организации министр и его команда также не сделали.
Безусловно, можно было бы сделать скидку министру-грузину, мол, он "сломался" под давлением давно налаженной системы бюрократии и коррупции.
Но почему он за 7-м месяцев так и не смог наладить работу Министерства, похоронил свою собственную идею о передаче госзакупок лекарств международным организациям, и не взял в свою команду профессионалов, нацеленных на результат?
Он в буквальном смысле отстранился от выполнения собственных обязанностей и поплыл по течению, начиная со второго месяца своей работы в украинском МОЗе.
Самые бедные пациенты
Почему из-за закупок лекарств уже третий Министр за последний год позорно отправляется в отставку, не успев провести ни одной реформы в сфере здравоохранения.
Друзья, все просто.
19 госпрограмм, по которым Министерство ежегодно закупает жизненно-важные лекарства, дают возможность выжить около миллиону людей в этой стране.
Малюсенький процент из этих пациентов оказался настолько активным, чтоб спасти не только свою жизнь, но и жизни остальных.
Пациенты, отчаявшись, даже разработали для нового Министра выход: передать все злосчастные закупки лекарств и вакцин международным организациям, чтоб освободить себя от соблазна заработать миллион и реформировать наконец-то эту систему.
Квиташвили таким шансом не воспользовался. Сможет ли это сделать новый глава ведомства – неизвестно. Известно одно: если не сможет – то снова попрощается со своей должностью.
Более того, надеюсь, он таки сядет в тюрьму.