Тест

Миссия выполнима: денег меньше – таблеток больше

Украинские пациенты в этом году получат на 80 миллионов таблеток больше благодаря государственным закупкам лекарств через международные организации. Вдумайтесь в эту цифру: 80 миллионов таблеток, драже, капсул, ампул – тех лекарств, которых так ждут тяжелобольные пациенты. 80 миллионов – именно такая цена откатов и коррупции, которые из года в год бытовали в Минздраве.

В прошлом году случился беспрецедентный шаг – закупки лекарств, впервые вывели из Минздрава и передали международным организациям, таким как Программа развития ООН, ЮНИСЕФ и Crown Agents.

Международные организации получили деньги от Минздрава на 2015-й год в декабре 2015 года. Оказалось, что увеличенный вдвое в гривне, в долларах бюджет сократился на 13% по сравнению с 2014-м из-за скачка курса. И тут вылезла испоконвечная проблема расчета цен на лекарства в нашем министерстве.

Зная, что доллар уже вырос вдвое, а украинские производители составляют лишь 6% от всех закупок лекарств, чиновники Минздрава не то, что не пересчитали цены, они даже не думали этого делать.

Ведь, когда человек идет в аптеку, он знает, что гривна обвалилась, цены выросли, и соответственно рассчитывает деньги. Это делаем все мы, но не чиновники Минздрава. Изображая страусов, которые прячут голову песок, они сделали вид, что их это не касается.

Поэтому получив больше бюджет в гривне, они решили, что и таблеток должно стать в 2 раза больше и на самом деле заказали больше лекарств, чем в прошлом году.

Таким образом, расчеты бюджетной программы происходили по ценам закупок Минздрава августа-декабря 2014 года, когда курс доллара был на уровне 13-14 гривен. А международные организации получили деньги, когда курс доллара уже оказался на уровне 23-24 гривны.

Мы решили проанализировать, сколько же по факту было закуплено лекарств в условиях урезанного бюджета и антикорупционной реформы МОЗа.

Мы сравнили бюджет Минздрава в долларовом эквиваленте и количество лекарств на идентичные препараты в 2014 и 2015 годах.

И оказалось, что при урезанном на 13% бюджете, международникам удалось закупить на 55% лекарств больше.

А если говорить о конкретных таблетках, которые получат пациенты, то цифра нас шокировала. В этом году пациенты получат почти на 80 миллионов таблеток больше. В общей сложности, в 2015 году пациенты получат 225 миллионов единиц лекарств по программам детской и взрослой онкологии, взрослых гепатитов, ВИЧ, туберкулеза, а также вакцин.

Мы решили разобраться, как же так получилось, что за меньше денег удалось закупить больше таблеток. На это есть несколько причин.

Во-первых, международным организациям удалось разбить монополию на рынке лекарств: на тендеры в этом году вышло 40% новых игроков.

Во-вторых, международники гораздо эффективнее осуществили закупки лекарств, ведь смогли закупить качественные генерические препараты, которые используют во всем мире.

Приведу простой пример: лекарство для лечения взрослой онкологии "Иматиниб, 400".

В прошлом году Минздрав закупил брендовый препарат по цене 89,41 доллара, а в этом году международники закупили качественный аналог, который используют в Европе, в 23 раза дешевле – по цене 3,77 доллара.

Еще один интересный факт.

Есть абсолютно идентичные препараты, которые закупал и Минздрав, и международники.

Препарат для лечения туберкулеза "Капреомицин" (производитель – "Киевмедпрепарат").

В прошлом году Минздав закупил его по цене 5,9 доллара за флакон. Это на 58% дороже, чем закупил его ПРООН в этом году – по 2,4 доллара за флакон.

Как и Минздрав, международники в этом году закупили препарат "Левомак" производителя Маклеодс фармасьютикалс Лимитед, но с разницой в цене почти в два раза: 0,09 доллара за таблетку в 2014 и 0,05 доллара в 2015 году.

Более того, речь идет не только об одних и тех же производителях, но и об одних и тех же поставщиках.

Например, препарат для лечения гепатита у взрослых "ЮНИТРОН" закупили, как и в прошлом году у отечественного поставщика ТОВ "Люмьер-фарма". Цена Минздрава – 79 долларов за флакон, а цена международных организаций – 47 долларов за точно такой же флакон.

Согласитесь, разница в ценах Минздрава и международных организаций до 60% – впечатляет.

Кроме экономии по сравнению с 2014 годом, на счетах международных организаций по некоторым программам остались реальные деньги, на которые будут закуплены дополнительные лекарства.

Например, на счетах ПРООН после закупки всех лекарств для туберкулеза еще осталось 1,7 млн долларов.

Такая же ситуация с программой орфанных заболеваний.

На счету международной организации осталось больше 300 тысяч долларов. Это конкретные деньги, на которые будут закуплены дополнительные лекарства.

Эти цифры еще раз доказывают, что международные организации закупили лекарства гораздо эффективнее Минздрава.

По одной простой причине – убрали коррупционную составляющую.

Вчера и.о. Министра здравоохранения Ульяна Супрун сделала то, что не смог ни один из предыдущих министров: впервые в Украине на сайте Минздрава опубликована информация о том, что происходит с закупками лекарств.

Каждый пациент теперь может в один клик найти нужный препарат, посмотреть статус его поставки в Украину и в свою область.

Дальше – дело за пациентами: стучать в двери облздравов и требовать приказов про распределение по каждой больнице области.

Манипуляции фактами

Против этой единственной реформы в системе здравоохранения развернулась целая информационная кампания "тотальной зрады", которая уже полтора года пытается поставить ее под знак вопроса. Стоит ли напоминать, что по данным СБУ, до 40% госбюджета, выделенного на закупки лекарств, приходилось на откаты и коррупционные схемы в Минздраве.

Одна из следующих манипуляций – международники закупили меньше, чем заказал Минздрав (согласно Постановления Кабмина №787).

Количества лекарств в процессе закупок и в самом деле по некоторым программам сократили.

Дело в том, что Минздрав, рассчитывая потребности в лекарствах, руководствовался курсом доллара 2014 года. Не смотря на то, что в гривне бюджет вырос, по факту, из-за скачка курса, он оказался меньше.

Міжнародна організація

Програма

Бюджет 2014, грн

Бюджет 2015, грн

Бюджет 2014, $

Бюджет 2015, $

Crown Agents

Доросла онко

277 057 300

397 065 700

20 015 437,00

16 906 427,13

Crown Agents

Дитяча онко

347 000 000

353 000 000

25 068 304,06

15 030 179,58

ЮНІСЕФ/ПРООН

Вакцини

275 432 600

571 763 900

19 898 063,87

24 751 683,98

ЮНІСЕФ

ВІЛ

225 340 400

253 867 800

16 279 255,51

10 989 948,05

ПРООН

ТБ

152 947 900

200 192 800

11 049 407,67

9 017 693,69

ПРООН

Дорослі гепатити

83 857 000

121 558 800

6 058 077,16

5 475 621,62

ПРООН

Дитяча гемофілія

61 959 000

162 292 000

4 476 101,01

7 310 450,45

Разом:

1 423 594 200

2 059 741 000

102 844 646,28

89 482 004,50

Учитывая ограниченные финансовые ресурсы, Минздраву пришлось пересмотреть закупку количества лекарств по некоторым направлениям.

Так, например, на 25% сократились программы по закупке лекарств и медицинских изделий для детской онкологии и детской гемофилии.

На 15% сократили программу по закупке лекарств для лечения взрослых гепатитов.

Говоря о закупках лекарств через международные организации, нельзя не сказать о программе по СПИДу. Во избежание манипуляций, хочу расставить все точки над "і".

Сокращение на 45% по сравнению с количеством закупленных таблеток в 2014 году произошло по нескольким причинам.

Во-первых, был сокращен бюджет на закупку лекарств именно по этой программе: ее одну, к сожалению, практически не увеличили в гривневом эквиваленте в бюджете 15-го года, надеясь на деньги зарубежных доноров.

В результате, в долларах программа сократилась почти на 35%.

Во-вторых, в 2014 году из-за девальвации гривны и кризиса в стране программа по обеспечению ВИЧ-позитивных пациентов необходимыми лекарствами была под угрозой срыва.

Мало того, в Украине еще и патовая ситуация с программой ВИЧ/СПИДа, поскольку почти половина всех денег, выделяемых на лечение СПИДа тратится на 1 препарат – "Аллувия", который является основным для лечения ВИЧ.

На него в Украине действует патентная защита.

К сожалению, из-за действия патента, международные организации закупить генерические препараты не смогут. Им не позволит наше, украинское законодательство. Соответственно, конкуренции в этом сегменте не существет и снижение цены возможно лишь по доброй воле производителя.

В 2014-м году, когда начался кризис в стране, доллар начал расти и пациенты поняли, что деньги на лекарства таят на глазах, была организована кампания по снижению цен на лекарсвта для госзакпок.

Откликнувшись на пациентскую кампанию, компания-производитель лекарств совершила беспрецедентное единоразовое снижение цены на АРВ-препараты. В 2015-м году производитель вернулась к обычной ценовой категории на этот препарат. Поэтому сравнивать цены 2014 и 2015 гг. по программе ВИЧ некорректно.

Мы сравнили закупочные цены Минздрава 2013 года и цены международников на АРВ-терапию и оказалось, что ЮНИСЕФ закупил эти препараты почти 30% дешевле. Мало того, они закупили АРВ-препараты на уровне цен, по которым закупает эти же лекарства для Украины Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией.

К сожалению, для того, чтобы обеспечить ВИЧ-позитивных пациентов необходимыми медикаментами Украина должна увеличить бюджет по этой программе, так как наши цены и так самые низкие в регионе, и еще больше их никто не сможет опустить.

И решать проблему с "зелеными" патентами, которые не позволяют завозить на наш рынок генерические препараты, которые уже давно используются во всем мире, в том числе и в европейских странах.

Что дальше?

Чтобы ситуация с урезанием бюджета не повторилась, Минздраву нужно отказаться от накатанной схемы расчета госбюджета на закупку лекарств. Обычно, в Минздраве брали цифры предыдущего года и просто копировали в бюджетную программу следующего.

Мы очень надеемся, что в этом году будут пересмотрены цифры с учетом потребности пациентов и девальвации гривны – ведь лекарства закупаются в долларах.

Еще один залог более низкой цены – заблаговременная закупка лекарств. Например, строк производства вакцин длится от 12 до 18 месяцев. Если нам нужно "сегодня – на вчера" – мы будем платить гораздо дороже.

Чем быстрее мы передадим закупки лекарств международным организациям, тем больше экономии получит Украина, а пациенты – лекарств.

Сегодня в Минздраве уже работает "волонтерский десант", который помогает наладить систему госзакупок через международные организации.

Радует, что и.о. Министра четко понимает: эффективная реформа здравоохранения возможна только тогда, когда "фоновый шум" в виде коррупции на госзакупках лекарств и вакцин, не будет мешать работе ведомства. Ключ, открывающий двери на пути к реформе, – эффективно организованные государственные закупки Минздрава, которые экономят госбюджету большие деньги.

Уже составлена дорожная карта закупок не только на 2016, но и на 2017-й год. Такое на моей памяти активиста с десятилетним стажем – впервые.

Очень важно не только заключить контракты с международными организациями на 2016- год уже в августе, но и начать подготовку закупочного цикла лекарств и вакцин на 2017-й год уже в октябре-ноябре.

[L]Если новая глава ведомства не отступит от намеченного курса и не сбавит оборотов (на что надеются тысячи пациентов страны), мы рискуем встретить новый год с полными полками жизненно важных лекарств в больницах страны и даже не иметь прерываний лечения в следующем.

А если правительство таки услышит общественность и заключит долгосрочный контракт с детским фондом ЮНИСЕФ на три года, вполне вероятна угроза полной стабилизации охвата населения вакцинацией уже в 2018-м году.

Ощутят ли украинцы на себе эти устрашающие изменения – покажет уже следующее заседание Кабмина, где, по нашей информации, должны утвердить новую команду заместителей, предложенную Ульяной Супрун.

Именно это решение станет знаком для общества, быть ли реформе здравоохранения в ближайшее время. Ведь опыт Мусия-Квиташвили всем нам на деле подтвердил: один в поле не воин.