Мода на курение не пройдет никогда

Правдиво ли мнение, что "курение - дань моде"? То, что мы видим по телевизору, читаем в журналах, видим вокруг себя - это и есть мода. Навязанные стереотипы кажутся нам перспективными, и мы пытаемся по мере возможности следовать им. А так как наши возможности редко сочетаются с желаниями, то мы берем самое простое - то, что можем позволить без особых жертв и затрат, например, пачку сигарет.

О сигаретах много написано, снято в фильмах, сказано, но человек всегда остается в стороне. Обсуждаются проблемы курения, влияние рекламы, делаются какие-то шаги по борьбе c табакокурением, на пачках пишутся пугающие надписи "курение может убить". Но при этом курящие в ужасе не бросают дымящуюся сигарету, а их количество, если и уменьшается, на чем настаивает МОЗ, то слишком медленно. Странно, не правда ли?

Может, мы что-то не так делаем? Возможно, причина такой тяги к курению не в рекламе?

Так как мы все-таки начинаем курить? В большинстве случаев первую сигарету нам дает добрый друг, приятель, коллега, девушкам - сердобольная подруга, сочувствующая, стремящаяся помочь стать еще интереснее.

Однако открытым остается вопрос, почему после первой затяжки, когда дым попал в горло и вызвал судорожный кашель, мы не выбрасываем сигарету. Мы продолжаем пробовать снова и снова, пока не добиваемся своего, став никотинозависимыми, сами себя заманив в капкан. Ведь мы знали, что можем умереть от сигареты, но взяли ее!

РЕКЛАМА:

Представим себе, что вы по телевизору увидели рекламу новой марки пирожных. Вы их купили, попробовали и были поражены их отвратительным вкусом. Но вы не выбросили их, а продолжили есть, кривя гримасы отвращения, покупали следующую пачку, ели десятки, сотни упаковок, до тех пор, пока не привыкли к их отвратительному вкусу.

Эта модель вполне применима к курящим, которым не понравились первые затяжки.

Удивлюсь, если найдутся те, кому понравилось ощущения дыма в легких и судорожный кашель, но мы пробовали и пробовали, пока не привыкли, более того, нам стало этого не хватать, зависимость настолько изменила нашу жизнь, что мы забыли, как это было, когда мы не курили, как это вообще жить не куря. Теперь постараемся разобраться, так почему же мы не выбросили "пирожные", то есть сигареты?

По моему глубокому убеждению, вся антиреклама, связанная с борьбой против курения, всегда будет обречена на провал, пока существует современный мир кино в том виде, в котором он есть сейчас. В нем идет не просто пропаганда сигарет, а навязывание положительного стереотипа сигареты и курильщика.

Давайте немного углубимся в историю кино, чтобы лучше понять разницу, взгляды того времени и современные, вид агитации и рекламы табакокурения в кинофильмах.

Мы не касаемся исторических фильмов, где сигарета или трубка почти всегда присутствует на первом плане. Поговорим о фильмах, начиная с советского кино.

В 60-80 года сигареты в советском кинематографе рекламировались, поощрялись, называйте, как хотите, практически постоянно. Одну из первых реклам сигарет в советском кинематографе я нашел в фильме "Место встречи изменить нельзя" - первый советский многосерийный фильм, который смотрела вся страна, затаив дыхание.

Обратите внимание: в третьей серии Шарапов, ожидая на свидании девушку Варвару, прогуливается около рекламного щита, на котором крупно написано: "На папиросы я не сетую, сам курю и вам советую".

Папиросы "Дели", нового стандарта - это была одна из первых реклам сигарет. К счастью, из-за маленьких кинескопов старых телевизоров и плохого качества картинки, скорее всего в то время на эту рекламу внимания никто не обратил.

Далее реклама стала приобретать достаточно уверенно-навязчивый характер. В фильме "Карьера Димы Горина" с первых секунд становится понятно, что только настоящий мужчина, то есть тот который курит, может все, даже достать до луны. Заканчивается фильм так же безжалостно для некурящих: слабохарактерный бухгалтер к концу фильма стал настоящим мужчиной, способным делать любую физическую работу. Но разве он мог бы всего этого достичь, не закурив? Конечно нет, этому порадовалась даже его избранница. Таковы были эталоны того времени.

Наконец, лозунг "живите красиво" был полностью реализован в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", когда во время исполнения песни Леонидом Куравлевым, временно исполняющего обязанности князя Милославского, была просто потрясающе эффектно представлена пачка Marlboro. Как после такой масштабной агитации и просто навязчивой идеи можно было не закурить?

Никто сам, конечно же, не бежал в магазин за сигаретами. Были отдельные случаи, когда молодые люди хотели показаться зрелыми мужчинами - сами учились курить. Но это были единичные случаи. Обычная практика - это угощение сигаретой. Друзья, проявляющие заботу о друге, предложившие закурить первую сигарету, разве можно было отказаться? Увы, некурящего сразу поднимали на смех, говорили что-то о юном возрасте, и прочие малоприятные вещи. Да и зачем было отказываться? Став курильщиком, у всех пропадали сомнения, что ты настоящий мужчина.

Сигарета, спроецированная кинофильмами, становилась меркой мужественности и силы настоящего мужчины. Не курили только слабаки и спортсмены, которым запрещал тренер (к их счастью).

Вспомним один из прекраснейших фильмов Эдуарда Рязанова "Служебный роман". Секретарь Верочка звонит мужу: "Угадай, что я сейчас курю? Marlboro! Новый зам с барского плеча целый блок кинул". Эти слова врезались в память всей стране.

Сигареты становились модными, культовыми. Только люди, следящие за модой, одевающиеся во все импортное, могли красоваться с Marlboro. Десяткам миллионов это было недоступно, но только смотря на красивую жизнь по телевизору вся страна училась курить. Конечно, не Marlboro, а те сигареты, которыми в избытке обеспечивала страну табачная индустрия того времени.

Мне удалось лишь в нескольких фильмах найти фразы, где негативно отзывались пусть не о курении, но хоть о месте курения (купе поезда, квартира, дом).

Я описал лишь фильмы, которые врезались в память. Меня поразила в них сила пропаганды табакокурения. Телезритель был просто обречен, ему не оставляли никаких шансов остаться некурящим. Так воспитывалась вся страна.

Перейдем к зарубежным фильмам. Начнем с достаточно недавних: "Крепкий орешек". Ну скажите пожалуйста, разве несколько эпизодов, когда Джон искал по карманам убитых террористов сигареты и, обнаружив их, закурил, что-то изменили в фильме?

Мне кажется, что и без четырех моментов в фильме, когда Джон Маклейн курил, он так бы и остался победителем. Так зачем нам эта скрытая реклама сигарет и почему на это не обращает внимание Всемирная организация здравоохранения?

Кстати, за полтора часа, пока шел фильм "Крепкий Орешек", Джон Маклейн выкурил четыре раза, это довольно сильная зависимость, редко встречающаяся. А в "Крепом Орешке 3" - только один раз. Это странно, не правда ли?

Возможно, я привожу в пример старые фильмы. Давайте взглянем на новинку, фильм с многомиллионным бюджетом "Аватар". Уже на десятой минуте зритель видит давно полюбившуюся актрису Сигурни Уивер. Но как она появляется в фильме? С первой секунды она требует сигареты: "Кто взял мои проклятые сигареты?", - говорит она и следующие четыре минуты курит. И это из четырнадцати минут просмотренного фильма!

Сигурни Уивер в "Аватаре" сразу просит сигарету
Зритель, даже не акцентируя на этом внимания, все равно не сможет не запомнить такую рекламу сигарет в исполнении популярной актрисы. Таких примеров, увы, великое множество.

Чтобы хоть как-то сравнить счет, необходимо, да, именно необходимо, предупреждать зрителя, что в фильме присутствуют кадры табакокурения, что табак в реальной жизни убивает миллионы людей по всей планете.

Не стоит идти на эту премьеру, если вы хотите помочь миллионам умирающих от болезней, приобретенных благодаря сигарете, и не стать одним из будущих миллионов, которые умрут в следующие несколько лет от этой смертельной привычки.

Рекламный вес одной выкуренной сигареты в фильме несравним и с миллионами бигбордов. Обычная реклама сигарет не сравняться с десятисекундным фрагментом из фильма "Аватар".

Бигборды пассивны, они только информируют, а знаменитостью хотят быть все, хотя бы в мечтах.

Может, стоит попробовать обязать маркировать афиши предупреждениями о том, что в фильме присутствуют кадры, которые пропагандируют курение? Не знаю, возможно, пока мировая общественность не предпримет хоть какие-то шаги в этом направлении, мода на курение не пройдет никогда и шансы не победить, а просто эффективно бороться с сигаретой, будут минимальны.

Вы никогда не задумывались, почему обычно последним желанием перед смертной казнью было "закурить"?

Алексей Коваль, www.stopsmoking.kiev.ua
Реклама:

Головне сьогодні