Тест

С чего начинается безопасность

"Я считаю, что Украине не нужна армия", - заявил один из слушателей на встрече с Максом Шупбахом, известным специалистом по обучению лидерству и конфликтологии.

"Правда? Но ты ведь очень жестко защищаешь свои психологические границы, если их кто-то нарушает", - глядя собеседнику в глаза, спросил Макс.

"Точно. Но мне не нужны для этого танки или автоматы. Я учусь делать это с уважением к себе и другим. Мое оружие - навыки и знания. Мне не нужно тратиться на автомат, когда я трачусь на качественное обучение," – парировал студент.

"Ты – это и есть армия," – заметил Шупбах.

"Да, мое оружие не автоматы. Я борюсь головой и сердцем", - не унимался студент.

Я искренне верю в то, что ни мощная армия, ни забор с колючей проволокой не в состоянии обеспечить нам безопасность в 21 веке. Институт Глубинной Демократии, созданный Эллен и Максом Шупбахами, во многих странах мира обучает коучей и фасилитаторов, тому, как работать с глубинными противоречиями, как развивать общество, не доводя до опасных выплесков агрессии. Наша общая безопасность начинается внутри нас, в глубинном понимании нашего пути, в нашем развитии.

Мы потеряли ребят на Майдане, потеряли Крым и порядок на Донбассе не потому, что мы были плохо вооружены. Мы потеряли их потому, что принимали плохие решения. Плохие решения мы принимали от отсутствия знаний и понимания того, что такое хорошие решения, а также от собственного желания побыстрее обогатиться любой ценой или прощения этого другим.

Современный конфликт на территории Украины, буть то между Украиной и Россией или между Западом и Востоком стал возможен благодаря нескольким критическим факторам - отсутствием критического мышления, эмоционального разума и неправильно расставленных приоритетов безопасности.

Во-первых, отсутствие критического мышления. Наши школы и университеты редко учат нас отличать правду от лжи и иметь собственное мнение. Обучающиеся воспринимаются системой как пустые сосуды, которые нужно заполнить материалом. Нас не учат пользоваться информацией, чтоб формировать свое мнение. Нас учат зазубривать и поклоняться чужому.

Во-вторых, недостаточный уровень толерантности и эмоционального разума. Эмоциональный разум подразумевает чувствительность к чебе и умение работать со своими и чужими эмоциями. Если б мы были хоть чуточку внимательны к собственным и чужим напряжениям, а также умели работать с ними, нам бы сейчас не приходилось справляться с зашкаливающим уровнем агрессии, в которую вылились накопившиеся личные и групповые напряжения. Но в наших садиках, школах и университетах не учат эмоциональному разуму. Там учат не всегда ликвидному интеллектуальному балласту и совсем не достаточно уделяют внимания навыкам взаимодействия с другими людьми и с самим собой.

В-третьих, со времен Холодной войны, мы продолжаем измерять собственную безопасность единицей национальной безопасности, забывая о человеческой.

Основное отличие национальной безопасности от человеческой состоит в том, что в первом случае в фокусе - государство; а во втором - человек. Для обеспечения национальной безопасности необходимо выделять львиную долю бюджета на армию и правоохранительные органы (и иногда на построение ядерного оружия или стены для разделения).

Для создания человеческой безопасности основные бюджетные траты должны идти на здоровье, обучение и обеспечения условий для его всестороннего развития.

Национальная безопасность как концепт работает в краткосрочных целях. Человеческая же - более устойчива и долгосрочна. Но в программах учебных заведений темы о человеческой безопасности не так популярны и весомы, как разговоры о безопасности национальной.
Оборона без достаточного уровня образования у нас уже есть. Она толком не работает.

Инвестируйте сначала в образование, потом - в оборону.

Такие инвестиции никогда не заржавеют, их не украдет чиновник и не захватит враг потому, что они всегда с собой.