Что вам нужно знать про мозг своего ребенка и компьютерные игры. Часть 2

1713
23 червня 2015

В конце прошлой недели была опубликована первая часть колонки о влиянии компьютерных игр на детский мозг вызвала широкий общественный резонанс, особенно среди разработчиков компьютерных игр и лояльных им потребителей. Я искренне рада этому.

Вопрос качественной интеграции технологий в повседневную жизнь и систему образования сложен и требует серьезного, вдумчивого подхода и горячих дебатов различных "стейкхолдеров": разработчиков игр, психологов, педагогов, неврологов, педиатров и прежде всего родителей.

Данный материал несет в себе информацию, на основании которой можно делать выводы и искать собственные формулы баланса реального и виртуального в жизни каждого ребенка. Я, как и вы, ищу ответы на ключевой вопрос: как возродить и быстро развить человеческий капитал украинской нации.

Без понимания роли игровых технологий (их сильных и слабых сторон в контексте влияния на разных стадиях развития ребенка), мы не сможем создать новое видение образования, которое могло бы стать основой для реформы системы образования.

В январе 2013 Президент Барак Обама обратился к Центру контроля над болезнями (CDC) с просьбой провести глубинные научные исследования о связи между вооруженным насилием, видеоиграми и другими медиа насильственного содержания.

В апреле этого же года из американского бюджета было выделено 100 миллионов долларов на серию исследований в области строения и функционирования головного мозга.

"У нас есть шанс улучшить жизнь не миллионов, а миллиардов людей на нашей планете. Вот почему мы этим занимаемся. Это - будущее, и это важно", - сказал президент США Барак Обама. И это не случайно. Данное направление в науке администрация Обамы считает одним из ведущих в 21-ом веке.

Одна из причин обращения Обамы к Центру Контроля над болезнями – множество противоречивых данных различных ученых о влиянии видеоигр на психику детей и взрослых.

Данные из различных источников, которые я приведу ниже, преследуют цель повысить осознанность среди родителей и педагогов в отношении времяпрепровождения детей, увлеченными самыми разными компьютерными играми, и побудить взрослых к пониманию своей ответственности за процесс формирования детского мозга.

На сегодняшний день множество детей страдает сложностями в обучении, синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности и дефицитом мотивации (так некоторые ученые-неврологи, такие как Werner Van den Bergh, склонны называть синдром дефицита внимания).

Лично для меня эта проблема стоит очень остро, поскольку сама являюсь мамой детей с СДВ и нахожусь в постоянном поиске творческих решений того, как привить детям любовь к познанию, желание учиться, как развить их эмоциональный интеллект.  Двигаясь в этом направлении, важно понимать, что вышеупомянутые качества, а также такие сильные стороны характера такие как выдержка, самоконтроль, энергичность, социальный интеллект, благодарность, оптимизм и любознательность (согласно исследованиям американского психолога Криса Питерсона с особенно большой вероятностью прогнозируют будущее удовлетворение от жизни и высокие достижения), напрямую связаны с органичным развитием мозга ребенка и, в частности, префронтальной коры (лобных долей).

Приведенные ниже исследования проливают свет на нейрофизиологические аспекты игровой зависимости и не только.  В конце этой колонки опубликованы ссылки на научные исследования, которые подтверждают валидность данных, а также другие источники, на основании которых формировался этот материал. 

Молодые мужчины, игравшие на протяжении 2 недель в игру с насильственным сюжетом имеют более низкую активность мозга в зонах, отвечающих за самоконтроль и управление своим поведением, по сравнению с теми, кто не играл и видео игры

Данные взяты из открытых источников, проведение такого "собственного расследования" при желании доступно всем без исключения родителям, владеющим английским языком.

Предлагаю посмотреть на нижеприведенные данные критически и сделать свои собственные выводы о пользе и вреде компьютерных развлечений.

Специально привожу научные данные из разных источников, где описываются как отрицательные, так и некоторые положительные эффекты компьютерных игр развлекательного содержания. Хочу подчеркнуть, что данный материал не касается развивающих игр, которые методологически сопровождаются взрослыми в рамках целевой учебной программы.

Заранее прошу не примитивизировать и не упрощать, приписывая мне консерватизм и сопротивление техническому прогрессу. В отношении темы компьютерных игр нет "черного и белого", как и нет простых решений проблемы компьютерной зависимости. Убеждена, что родителям важно управлять контентом жизни своих маленьких детей, а учителям понимать нейрофизиологические причины невнимательности и несобранности у некоторых школьников после видео-развлечений на переменах.

В следующей колонке я поделюсь своим опытом решения проблемы зависимости от компьютерных игр в своей семье на основании данных, которые я получила в результате комплексного психофизиологического исследования своих детей.

По мнению многих исследователей, излишняя увлеченность играми в возрасте до 25 лет (примерный возраст, когда заканчивается процесс созревания префронтальной коры), реорганизует мозг на биологическом уровне.

Начиная с конца 1990-х ученые начали обращать внимание, что большинство компьютерных игр стимулируют лишь те зоны мозга, которые отвечают за визуальное восприятие и движение, в то время как другие части, отвечающие за поведенческий контроль, эмоциональную саморегуляцию, эмпатию и обучение не получают должного развития.

По мнению Тома Хаммера, Ph.D (департамент психиатрии Школы Медицины Университета Индианы), особая тяга развивающегося мозга детей и подростков к компьютерным играм вполне понятна. Префронтальная кора созревает позднее всех остальных зон мозга, поэтому дети и подростки порой не способны самостоятельно остановиться и готовы играть часами, игнорируя правила гигиены и базовые потребности в еде и сне. Чрезмерная игра, в свою очередь, оказывает прямое влияние на развитие префронтальной коры. 

По мнению C. Shawn Green, Ph.D. (assistant professor of psychology at the University of Wisconsin-Madison), видеоигры активируют "центры вознаграждения", делая мозг более восприимчивым к изменениям. Исследования показывают, например, что игра в видеоигры улучшает визуальные способности, такие как отслеживание нескольких объектов, ментальное ранжирование объектов, сохранение и манипулирование ими в мозговых центрах памяти.

Некоторые игры также требуют от игроков обдумывания общей стратегии, одновременного выполнения нескольких задач и принятия решений, которые имеют как непосредственный, так и долгосрочный эффект. По мнению Dr. Judy Willis, "Это то, что очень похоже на многозадачность, требующуюся от большинства видов сегодняшних профессий. У этих молодых людей лучше получается переключатся между задачами, приспосабливаться к новой информации и изменять свою стратегию в соответствии с новыми вводными".

Безусловно, это полезные навыки, но в случае чрезмерной "тренировки", могут вылиться и в проблемы. В конце концов, когда дети приспосабливаются к мультизадачности и одновременной обработке больших объемов информации, у них могут быть проблемы с тем, чтобы сконцентрироваться на лекции или классной работе.

Более ясную картину относительно влияния компьютерных игр на мозг ребенка можно получить благодаря пониманию работы вегетативной нервной системы. Как правило, видеоигры вызывают состояние возбуждения и тревоги. Многих беспокоит, что это может оказывать долгосрочный эффект на вегетативную нервную систему, но таких данных я не нашла.

Дыхание и сердцебиение являются непроизвольными процессами, слабо поддающиеся мозговому контролю. Эмоциональные центры (лимбическая система мозга) посылает электрические импульсы, которые могут повышать или понижать частоту сердечных сокращений. Активируются гормоны стресса адреналин и норадреналин, которые несут "тревожный посыл" всему телу. Мозг работает в таком режиме, будто чувствует реальную внешнюю угрозу и мобилизует под это все ресурсы.

Согласно большинству исследований, во время видеоигры у человека повышается частота сердечных сокращений и кровяное давление, а активность в префронтальной коре, наоборот, понижается. За счет этого может проявляться агрессия, дефицит самоконтроля. Исследование динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС) до и во время работы за компьютером показали достоверный рост ЧСС в среднем на 8,2% при взаимодействии и компьютером. Усиление влияния симпатического отдела нервной системы также наблюдалось во время работы в интернете (Мельник Э.В., 1998).

Понижение бета-активности в префронтальной коре и повышение тета-активности во время видеоигры приводит к измененному эмоциональному состоянию и значительно влияет на настроение человека. Именно эти физиологические, объективно измеримые изменения объясняют порой враждебные, агрессивные реакции игрока.

Проанализировав результаты нейровизуализации множества людей, склонных к интернет- и игровой зависимости, ученые сделали следующий вывод:

"Исследования доказывают связь интернет-зависимости со структурными и функциональными изменениями в зонах мозга, отвечающих за эмоциональную переработку ("emotional processing"), произвольное внимание, принятие решений и когнитивный контроль" (Lin & Zhou et al, 2012)

1) Исследования Koepp 1998 и Kuhn 2011 подтвердили выброс в процессе игры нейромедиатора дофамина (связанного с физиологическим механизмом вознаграждения, который лежит в основе разного рода зависимостей). Другие ученые Ko 2009, Han 2011 доказали, что острое желание и некотролируемые побуждения продолжить игру с точки зрения нейрофизиологических паттернов походят на признаки наркотической зависимости.

Другие находки в области интернет-зависимости демонстрируют уменьшенное количество дофаминовых рецепторов и клеток-транспортеров (Kim 2011 и Hou 2012). Исследование, опубликованное в журнале Nature in 1998 году продемонстрировало, что в количественном плане выброс дофамина в процессе видеоигр можно сравнить с внутривенной инъекцией стимулирующих веществ, таких как амфетамин и метилфенидат.

Он настолько силен, что может почти полностью "выключить" зону префронтальной коры, которая поддерживает логическое и критическое мышление, самоконтроль и эмоционально-волевую регуляцию.

2) Множество исследований показывают атрофию (сокращение или потерю объема тканей) у игроков и интернет-зависимых в зонах, наполненных серым веществом  (Zhou 2011, Yuan 2011, Weng 2013, Weng 2012). Особенно это касается префронтальной коры, которая управляет исполнительными функциями, такими как планирование, расставление приоритетов, организация, контроль за своими импульсами, завершением начатых задач. Сокращение объема серого вещества также наблюдается в полосатом теле, также вовлеченном в систему вознаграждений и подавление социально неприемлемых импульсов. К слову, исследователи из Китая путям исследования 18 студентов колледжа с помощью метода магниторезонансной визуализации выяснили, что у геймеров, которые играют в среднем по 10 часов в день, серого вещества меньше, чем у контрольной группы, которая играет менее 2 часов в день.

Особое беспокойство вызывает урон, наносящийся островку головного мозга (insula), который напрямую связан с нашей способностью развивать эмпатию и сочувствие по отношению к другим, а также интегрировать телесные ощущения и эмоции. От данных навыков напрямую зависят качество и глубина межличностных отношений.

В исследовании Школы Медицины Стендфордского Университета ученые выяснили, что часть мозга, которая генерирует ощущения награды (rewarding feelings), в процессе видеоигр активируется у мужчин гораздо больше, чем у женщин. Согласно исследованию компании Harris Interactive в 2007 году, молодые мужчины склонны к зависимости от видеоигр по крайней мере в 2-3 раза чаще, чем женщины.

3) Исследования демонстрируют потерю интегрированности в нейронных связях белого вещества (Lin 2012 , Yuan 2011, Hong 2013 и Weng 2013). Неравномерно разбросанное белое вещество, свойственное людям с игровой зависимостью, превращается в дефицит коммуникаций внутри мозга: нарушаются связи между различными долями одного полушария, связи между правым и левым полушарием, пути между высшими (когнитивными) и низшими центрами (отвечающими за выживание и непроизвольную саморегуляцию).

Это может приводить к "замыканию" нервных импульсов, выражаться в излишней расторможенности или, наоборот, приторможенности. 

4) Доктор Hong и его коллеги обнаружили у интернет-зависимых мальчиков более тонкую кору (Hong 2013), а доктор Yuan обнаружил более тонкую кору в лобных долях мозга зависимых от игр поздних подростков. Они также имели сложности с выполнением когнитивных задач (Yuan 2013). Исследования Dong & Devito доказали нарушение у геймеров когнитивных функций и самоконтроля, повышенную чувствительность к вознаграждению и нечувствительность к потере, а также нестандартную спонтанную активность мозга в случае, если человек не справляется с заданием. (Yuan 2011).

В Японии у нескольких детей, которые с раннего детства увлекались компьютерными играми, врачи выявили новый вид заболевания – синдром видеоигровой эпилепсии (Ching-Chung T., Sunny L. Chou C., Hsiao M.)  Это расстройство проявляется в виде неврозоподобной головной боли со спазмами мышц лица. Не доказано, что синдром приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но он приводит к таким чертам личности, как подозрительность, агрессивное отношение к близким, импульсивность и гипервозбудимость.

Доктор Young (1998) установила связь игровой аддикции с депрессивными состояниями.

Доктор Maressa Hecht Orzack выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для патологического использования компьютера (Pathological Computer Users – PCU) (1999)

Психологические симптомы:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться, увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютера;
- неправда членам семьи о своей деятельности;
- проблемы с обучением или с работой.

Физические симптомы:
- сухость в глазах; головная боль по типу мигрени;
- боль в спине;
- нерегулярное питание;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройство сна, изменение режима сна;

- синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц). (Orzak, 1999)

Данные большинства исследований, в которых изучалось функционирование центральной нервной системы и зрительного анализатора при работе с компьютерами, достоверно свидетельствуют о процессах перевозбуждения. Это то, что может привести и как к переутомлению, так и к патологическим изменениям в коре головного мозга и зрительном анализаторе. (Юрьва, Больбот 2006)

К сожалению, статистики, касающейся Украины, относительно детей, которые стали "заложниками" компьютерных игр и развлекательных интересов в Интернете, пока нет.

Вывод: если ребенок проводит за экраном слишком много времени, это влияет на структуру и функционирование его мозга. Наибольший вред причиняется префронтальной коре (лобные доли мозга), которая развивается и проходит через сложные изменения вплоть до примерно 25 лет.

Развитие лобных долей, в свою очередь, во многом определяет успех в каждой сфере жизни человека – от ощущения благополучия до успехов в учебе и умении выстраивать личные отношения с близкими.

Буду рада, если приведенные выше данные помогут родителям укрепить свою позицию в части управления временем, которое дети проводят за играми и сетевыми развлечениями.

Благополучия и здоровья вам и вашим детям.

Источники:
Dong, Guangheng, Elise E Devito, Xiaoxia Du, and Zhuoya Cui. "Impaired Inhibitory Control in ‘Internet Addiction Disorder’: A Functional Magnetic Resonance Imaging Study." Psychiatry Research 203, no. 2–3 (September 2012): 153–158. doi:10.1016/j.pscychresns.2012.02.001.

Dong, Guangheng, Yanbo Hu, and Xiao Lin. "Reward/Punishment Sensitivities Among Internet Addicts: Implications for Their Addictive Behaviors." Progress in Neuro-Psychopharmacology & Biological Psychiatry 46 (October 2013): 139–145. doi:10.1016/j.pnpbp.2013.07.007.

Han, Doug Hyun, Nicolas Bolo, Melissa A. Daniels, Lynn Arenella, In Kyoon Lyoo, and Perry F. Renshaw. "Brain Activity and Desire for Internet Video Game Play." Comprehensive Psychiatry 52, no. 1 (January 2011): 88–95. doi:10.1016/j.comppsych.2010.04.004.

Hong, Soon-Beom, Jae-Won Kim, Eun-Jung Choi, Ho-Hyun Kim, Jeong-Eun Suh, Chang-Dai Kim, Paul Klauser, et al. "Reduced Orbitofrontal Cortical Thickness in Male Adolescents with Internet Addiction." Behavioral and Brain Functions 9, no. 1 (2013): 11. doi:10.1186/1744-9081-9-11.

Hong, Soon-Beom, Andrew Zalesky, Luca Cocchi, Alex Fornito, Eun-Jung Choi, Ho-Hyun Kim, Jeong-Eun Suh, Chang-Dai Kim, Jae-Won Kim, and Soon-Hyung Yi. "Decreased Functional Brain Connectivity in Adolescents with Internet Addiction." Edited by Xi-Nian Zuo. PLoS ONE 8, no. 2 (February 25, 2013): e57831. doi:10.1371/journal.pone.0057831.

Hou, Haifeng, Shaowe Jia, Shu Hu, Rong Fan, Wen Sun, Taotao Sun, and Hong Zhang. "Reduced Striatal Dopamine Transporters in People with Internet Addiction Disorder." Journal of Biomedicine & Biotechnology 2012 (2012): 854524. doi:10.1155/2012/854524.

Kim, Sang Hee, Sang-Hyun Baik, ChangSooPark, Su Jin Kim, Sung Won Choi, and Sang Eun Kim. "Reduced Striatal Dopamine D2 Receptors in People with Internet Addiction." Neuroreport 22, no. 8 (June 11, 2011): 407–411. doi:10.1097/WNR.0b013e328346e16e.

Ko, Chih-Hung, Gin-Chung Liu, Sigmund Hsiao, Ju-Yu Yen, Ming-Jen Yang, Wei-Chen Lin, Cheng-Fang Yen, and Cheng-Sheng Chen. "Brain Activities Associated with Gaming Urge of Online Gaming Addiction." Journal of Psychiatric Research 43, no. 7 (April 2009): 739–747. doi:10.1016/j.jpsychires.2008.09.012.

Kühn, S, A Romanowski, C Schilling, R Lorenz, C Mörsen, N Seiferth, T Banaschewski, et al. "The Neural Basis of Video Gaming." Translational Psychiatry 1 (2011): e53. doi:10.1038/tp.2011.53.

Lin, Fuchun, Yan Zhou, Yasong Du, Lindi Qin, Zhimin Zhao, Jianrong Xu, and Hao Lei. "Abnormal White Matter Integrity in Adolescents with Internet Addiction Disorder: A Tract-Based Spatial Statistics Study." PloS One 7, no. 1 (2012): e30253. doi:10.1371/journal.pone.0030253.

Rideout, Victoria J., Ulla G. Foehr, and Donald F. Roberts. "Generation M2: Media in the Lives of 8- to 18- Year Olds." Kaiser Family Foundation Study (2010). http://kff.org/other/poll-finding/report-generation-m2-media-in-the-lives/ (link is external).

Weng, Chuan-Bo, Ruo-Bing Qian, Xian-Ming Fu, Bin Lin, Xiao-Peng Han, Chao-Shi Niu, and Ye-Han Wang. "Gray Matter and White Matter Abnormalities in Online Game Addiction." European Journal of Radiology 82, no. 8 (August 2013): 1308–1312. doi:10.1016/j.ejrad.2013.01.031.

Yuan, Kai, Ping Cheng, Tao Dong, Yanzhi Bi, Lihong Xing, Dahua Yu, Limei Zhao, et al. "Cortical Thickness Abnormalities in Late Adolescence with Online Gaming Addiction." Edited by Bogdan Draganski. PLoS ONE 8, no. 1 (January 9, 2013): e53055. doi:10.1371/journal.pone.0053055.

Yuan, Kai, Chenwang Jin, Ping Cheng, Xuejuan Yang, Tao Dong, Yanzhi Bi, Lihong Xing, et al. "Amplitude of Low Frequency Fluctuation Abnormalities in Adolescents with Online Gaming Addiction." Edited by Krish Sathian. PLoS ONE 8, no. 11 (November 4, 2013): e78708. doi:10.1371/journal.pone.0078708.

Yuan, Kai, Wei Qin, Guihong Wang, Fang Zeng, Liyan Zhao, Xuejuan Yang, Peng Liu, et al. "Microstructure Abnormalities in Adolescents with Internet Addiction Disorder." Edited by Shaolin Yang. PLoS ONE 6, no. 6 (June 3, 2011): e20708. doi:10.1371/journal.pone.0020708.

Zhou, Yan, Fu-Chun Lin, Ya-Song Du, Ling-di Qin, Zhi-Min Zhao, Jian-Rong Xu, and Hao Lei. "Gray Matter Abnormalities in Internet Addiction: A Voxel-Based Morphometry Study." European Journal of Radiology 79, no. 1 (July 2011): 92–95. doi:10.1016/j.ejrad.2009.10.025.

M. J. Koepp1, R. N. Gunn1, A. D. Lawrence1, V. J. Cunningham1, A. Dagher1, T. Jones1, D. J. Brooks1, C. J. Bench1 & P. M. Grasby1 Evidence for striatal dopamine release during a video game

Лоскутова В.А. Интернет-зависимость – патология XXI века?// Вопросы ментальной и медицины и экологии – 2000. – С.11-13

Войскуйский А.Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема// Журн. неврологии и психиатрии – 2002. N3. C. 79

Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот Компьютерная зависимость. Формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск "Пороги" 2006

Ching-Chung T., Sunny L. Analysis of attitudes toward computer networks and Internet addiction of Taiwanese adolescents//CyberPsychol. Behaviour – 2001. – Vol. 4, N3. – P. 373-376

Chou C., Hsiao M. Internet addiction, usage, gratification and pleasure experience: The Taiwan college students’ case // Computer education. – 2000. – Vol. 35, N 1 P.257-260

Мельник Э.В. О природе болезней зависимости: (алкоголизм, наркомания, "компьютеромания" и др.) – О., 1998, С. 134-159.

Young K. Rogers R.C. The relationship between depression and internet addiction // CyberPsychol. Behavior. – 1998. – Vol. 1, N 1. – P. 56-60

Orzack M. H. How to recognize and treat computer.com addiction // Clin. Counseling Psychol. – 1999. – Vol. 9, N 2 – P. 124 – 130.

Neurology Now June/July 2014, Volume 10 (3)

Werner Van den Bergh, M.D. Neurofeedback and state regulation in ADHD. A therapy without Medication. BMED Press LLC, Texas, p. 219 – 224.

Пол Таф "Как дети добиваются успеха" (в данной книге опубликованы результаты исследования сильных сторон характера Криса Питерсона), более широкий список опубликован в книге Мартина Селигмана и Криса Питерсона "Сильные стороны характера и положительные качества".

https://www.psychologytoday.com/blog/mental-wealth/201402/gray-matters-too-much-screen-time-damages-the-brain

http://www.bbc.com/news/technology-32736808

http://www.nature.com/nature/journal/v393/n6682/full/393266a0.html

http://patients.aan.com/resources/neurologynow/index.cfm?event=home.showArticle&id=ovid.com%3A%2Fbib%2Fovftdb%2F01222928-201410030-00017

http://4mind4life.com/blog/2010/01/16/effects-of-video-games-on-the-brain-of-children/

http://4mind4life.com/blog/2008/07/08/effects-of-video-games-on-the-brain-men-more-likely-to-get-addicted/

P.S. Под каждой своей колонкой я стараюсь публиковать список источников и авторов, которых цитирую либо которые повлияли на формирования моих взглядов на затрагиваемую тему.

В тексте предыдущей колонки были использованы фрагменты из:

1) Дениел Сигел, Тина Пейн Брайсон "Воспитание с умом. 12 стратегий развития мозга вашего ребенка", - М.: Эксмо, 2014, с.30-31

2) Фрагмент из статьи по ссылке http://воспитание.net/deti-i-kompyuternyie-igryi.html http://воспитание.net/deti-i-kompyuternyie-igryi.html http://воспитание.net/deti-i-kompyuternyie-igryi.html http://воспитание.net/deti-i-kompyuternyie-igryi.html - каждый из видов игр был мною лично опробован со своими детьми

3) Фрагмент из статьи по ссылке http://www.beloveshkin.com/2014/12/dopamine-1.html. http://www.beloveshkin.com/2014/12/dopamine-1.html, данные с со страницы подтверждены исследованиями Koepp 1998 и Kuhn 2011 (библиография выше).  

Узнала больше о такой общемировой тенденции, как обеспокоенность родителей по поводу влияния на детей игры MineCraft, из статьи на сайте BBC.

 

powered by lun.ua