Столкновение цивилизаций: роль психологии и образования

События во Франции не могут оставить безразличными никого. Жестокое, кровавое, беспощадное убийство, мотивированное местью. Весь мир скорбит вместе с Францией.

Внимание мирового сообщества приковано к Франции, а также Великобритании и другим странам, получившим "предупреждение". Службы безопасности принимают всевозможные меры, и все же признают, что гарантировать полную безопасность не могут.

Новости о том, что за последние несколько суток на Донбассе погибли 6 украинских бойцов и еще несколько ранено, мало у кого в Западных странах вызывают удивление или порицание. К вялотекущим событиям в зоне АТО и войне в Украине уже привыкли.

Париж, 2 октября 2015. Президент Франции Франсуа Олланд во время переговоров по Донбассу заявляет о необходимости проведения местных выборов и принятии Украиной Закона об амнистии в отношении "участников событий на Донбассе", из-за действий которых пострадало более 6000 человек гражданского населения.

Париж, 13 ноября 2015. Сразу же после теракта, унесшего гораздо меньшее количество жизней, Франсуа Олланд объявляет о введении в своей стране чрезвычайного положения и о закрытии границ.

В этом тексте нет притязаний на внешнеполитическую аналитику и обвинения в двойных стандартах. У проблемы терроризма нет простых решений, ее анализ требует интегрального, мультиперспективного взгляда с разных точек.

Я делюсь взглядом на ситуацию лишь с одного из углов — с точки зрения психолога, работающего с образованием и развитием детей и взрослых.

На протяжении последних шести лет глубоко изучаю психологию развития, основанную на интегральной теории о сознании, автором которой является современный американский философ Кен Уилбер.

Ввиду наличия определенной подготовки, позволю себе предположить, что не разобравшись в мотивах, системе убеждений, образе мышления и ценностых мемах, которые стоят за действиями террористов,то есть не работая с корнями проблем, а не их следствиями, цивилизованный мир никогда уже не сможет почувствовать себя в безопасности.

Потому что терроризм является прямым следствием низкого уровня сознания, который, в свою очередь, является следствием соответствующих образовательных программ.

И то, о чем пишет Андрей Пионтковский: "После ликвидации ИГИЛа проблема исламского террора не исчезнет, поскольку вдохновляющая идея физического уничтожения порочной безбожности западной цивилизации будет вдохновлять новых фанатиков" — это тоже следствие соответствующих образовательных программ, нацеленных на формирования в человеке определенного типа мышления и уровня осознанности.

Чем отличаются террористами ИГИЛ, мстящие французам за Сирию, от луганско-донецких боевиков-сепаратистов Моторолы и Гиви?

Какая разница между наемными гражданами РФ, выходцами и з Чечни, приехавшими воевать на территории чужого государства, и джихадистами, открывших беспорядочную стрельбу в концертном зале Батаклан?

Возможно, есть небольшая разница в правовом статусе. Но с точки зрения психологии развития, разницы нет никакой. Все эти люди видят мир в черно-белых тонах "свой-чужой", "хороший-плохой" и не воспринимают множеста оттенков, присущим более высокой стадии развития сознания.

Террор с самоуничтожением – это, прежде всего, последствия формирования личности у условиях жесточайший системы воспитания и обучения (как правило, религиозного характера), в которой сознательно подавляются человеческие чувства, эмоции и любых зачатки критического мышления.

Вообще феномены терроризма, неконтролируемой агрессии, мародерства, физического или эмоционального насилия и т.д. четко указывают на глубинное психологическое нездоровье, расстройства личности и низкий уровень сознания индивида или группы людей.

А уровень сознания/самосознания/осознанности, как известно, является результатом процесса образования.

Поэтому при сегодняшнем масштабном обсуждении темы терроризма как никогда уместно вспомнить слова великого Сергея Капицы:

"Если вместо миллиардов, которые тратятся на вооруженные силы, нашлись бы миллионы на образование и здравоохранение, то для терроризма не было бы места…"

События 11 сентября 2001 в США, теракты во Франции настойчиво демонстрируют Западному миру, что мир един, но понятие "общечеловеческих ценностей" работает не для всех. Иначе люди, воспитанные в одной религиозно-этической парадигме, не убивали бы себя и других людей, воспитанных в другой.

Вчера в моей ленте facebook прозвучал интересный статус от талантливого физика: "молитва в нашем случае является не частью решения, а частью проблемы"…

Через несколько дней после террористических атак мудрый Далай Лама выступил с призывом: "В возрасте 81 года я верю, что проблему насилия не решить при помощи молитв или государства. Мы должны начать изменяться на индивидуальном уровне, а затем переходить к своему сообществу и, далее, всему обществу в целом".

Интуитивно ощущается, что речь идет о мировом кризисе, выходящем за рамки экономики и политики. То, что мы видим сейчас – это, прежде всего, кризис системы образования.

Многие исследователи в области человеческого сознания (Duane Elgin, Chris Bache, Don Beck, Erwin Laszlo, Ken Wilber), говорят о том, что человечество проходит сквозь судороги эволюционного кризиса. Этот кризис является по сути эволюционным (developmental) прежде всего потому, что мы наблюдаем конфликт различных мировоззрений и ценностей, находящихся на разных уровнях развития (например, фундаментализм многих исламских стран и рационализм западного мира).

Ситуация отягощается тем, что психологическое и культурное развитие населения значительно отстает от темпов технологического прогресса.

Это приводит к тому, что люди, находящиеся на, условно говоря, очень низких стадиях развития сознания, предполагающей упрощенный взгляд на мир в черно-белых тонах, получают доступ к высоким технологиям и смертельному оружию массового поражения.

По моему мнению, искать ответы на вопросы о том, что с этим всем делать, следует, прежде всего, в психологии развития (developmental psychology) и построении таких систем образования, в которых на формирование эмпатии, эмоционального интеллекта, морально-нравственного развития, добродетельности и критического мышления делается не меньший упор, чем на геймификацию, технологизацию и умение манипулировать цифрами.

[L]Мы уже вступили в эпоху, которую можно смело назвать динамическим хаосом. Сегодня перед нами возникают такие вызовы, которые возможно решать только с интегральных уровней сознания.

Лидерство с интегральных уровней сознания, подробно описанное в работах Клара Грейвза, Сюзанн Кук-Гройтер, Билла Торберта, Барретта Брауна, Кена Уиблера, предполагает не только развитие умственных способностей, системного и контекстуального мышления, но и высокий эмоциональный интеллект, глубинную личную целостность.

Это так называемое "вертикальное лидерство", которое предполагает трансформацию самого образа мышления, восприятия и наделения смыслом всего, что происходит в мире.

События во Франции еще раз доказывают, насколько мы связаны. Западным странам, дабы чувствовать себя в безопасности, помимо применения силовых методов и усиления систем коллективной безопасности, предстоит расширить круг своих "гуманистических" забот на гораздо более широкие сферы и расстояния.

Чтобы обезопасить свои страны, мировым лидерам и гражданскому обществу придется думать и действовать гораздо более "мироцентрично".

У меня нет сомнений, что последние события во Франции многое изменят в восприятии европейцами и американцами проблем стран "третьего мира". Еще не так давно простые граждане Европы могли абстрагироваться от межгосударственных баталий и ситуации в Украине или Сирии, фокусируясь на своем европейском благополучии.

Сейчас они ощутили угрозу на одном из самых базовых уровней потребностей по пирамиде Маслоу.

Есть надежда, что в скором времени европейцы поймут, что такой колоссальный разрыв в уровнях сознания и ценностных парадигмах, как есть между населением разных стран сейчас, не приведет ни к чему хорошему. Что борьба с терроризмом должна основываться, прежде всего, на развитии гражданского общества и гуманизации образования в странах, которые в этом особенно нуждаются.

Украина со всеми ее текущими социальными проблемами и противоречиями — одна из таких стран. Ввиду месторасположения и геополитического значения, мы можем возглавить шорт-лист по получению помощи на реформирования своей системы образования.

Что делать пока нет помощи Запада, а система образования "банкротится" на глазах?

Делать все, что можем, сами. Прежде всего — учиться и самообразовываться. Развивать свой собственный эмоциональный интеллект. Часть своего времени посвящать любым формам волонтерства. Объединяться в проекты. Искать финансирование путем краудфандинга.

Брать и делать. Гражданское общество формируется так и никак иначе.

P.S. Рекомендованная авторитетная литература, из которой можно почерпнуть знания о стадиях, уровнях, состояниях сознания, видах интеллекта и ценностных парадигмах восприятия реальности, мотивации и логики действий разных индивидов и групп людей:

1. Кен Уилбер "Интегральное видение"

2. Дон Бек, Крис Кован "Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями"

3. Кен Уилбер "Теория всего"

4. Джон Макки "Сознательный капитализм"

5. Баррет Браун "Будущие лидеры сознательного капитализма"

6. Дэниел Гоулман "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ"

7. Маршалл Розенберг "Язык жизни. Ненасильственное общение"

Реклама:

Головне сьогодні