Тест

Коррупция внутри человека

Сегодня состоится Антикоррупционной форум — очень важное для Украины событие, которое собирает гражданское общество и политические силы, чтобы разработать план действий борьбы с явлением, которое в последнее время принято называть «гидрой».

Я не смогу принять участие в форуме, но все же решила поделиться своим взглядом в копилку коллегам, друзьям-организаторам и участникам.

Возможно, он чем-то дополнит уже существующее видение неотложных мероприятий в рамках «широкой программы системных реформ, которые устранят грунт и предпосылки для коррупции».

У коррупции много лиц и причин. С точки зрения интегральной теории, на коррупцию можно смотреть сквозь призму всех квадрантов: на коллективном уровне — как системная проблема внутри государства, а также как культурная проблема, имеющая исторические корни.

Но коррупция не в меньшей степени является отражением сознания конкретного человека — его мировоззрения, личных убеждений и установок, системы ценностей, морально-нравственного развития и поведения, которые на личностном уровне разрешают коррупционные действия.

Коррупция — ни что иное, как результат работы разрешительной системы внутри человека.

По моему глубокому убеждению, истоки коррупции кроются в воспитании ребенка. С точки зрения государства - это проблема, прежде всего, семейной и образовательной политики.

Кто знаком с теорией Грейвза об эволюции ценностей (Спиральная Динамика), тот понимает, что для того чтобы решить проблему коррупции, семья и система образования должна заложить в ребенка твердую прослойку «синих» ценностей.

Честь, совесть, порядок, самодисциплина, ответственность, выход самотождественности из эгоцентрического (забота только о себе) на этноцентрический (забота о своей семье и сообществе) уровень - всего этого очень не хватает Украине на уровне индивидуального и коллективного сознания.

Я много работаю с учителями, родителями, детьми.

Большое беспокойство вызывает текущая ситуация с воспитанием в новом поколении украинцев, особенно жителей больших городов, таких ключевых на определенном этапе психологического взросления качеств характера, как сдержанность, самодисциплина, эмоциональная саморегуляция, ответственность, терпение, честность, добродетельность, сострадание, забота о других.

При отсутствии этих качеств, к сожалению, развитие креативности, системного мышления, навыков и компетенций не решает проблему психологических причин коррупции.

Смею предположить, что сегодняшняя коррупция в Украине — это следствие совкового лицемерия и «безбожия» (в данном контексте термин не имеет религиозной подоплеки), то есть отсутствия механизмов поддержания в обществе четких морально-этических установок и рамок.

По моему мнению, в основе решения проблемы коррупции, прежде всего, лежит система образования, которая включает четкие воспитательные ориентиры для семьи и школы относительно того, каких людей мы хотим воспитать.

Другими словами, человека с какими качествами характера мы хотели бы видеть в управлении страной через 20-30 лет?

Мы уже много раз ошибались с тем, кого выбирали для управления нашим государством за последние 25 лет. Почему мы продолжаем делать ошибки? Почему взгляд общества до сих пор заточен на популизм, а не на качества личности лидера?

Коррупция - следствие «кризиса этики», отсутствие или невыполнение общественного договора относительно того, что такое хорошо, а что такое плохо.

Текущая ситуация в системе образования создает предпосылки полагать, что проблема коррупции будет решаться дольше, чем нам хотелось бы даже при самых оптимистичных прогнозах.

На недавней встрече в хабе Нової Країни украинский историк и публицист Ярослав Грицак сказал: «Корупція має історичний характер. Тож наше завдання — подолання історії».

Поэтому первоочередная задача украинской семьи и школы — воспитать такого гражаднина Украины, который выйдет за рамки исторически сложившегося социального стереотипа «моя хата з краю» и примет полную ответственность за себя, свою семью, свою страну.

Что делать? Реформировать образование и здравоохранение так, чтобы в центре системы стоял ребенок, ориентированный на этическое поведение, добродетельность и служение другим.

Очевидно, что ПЛАСТунов, православных бойскаутов, спортивных секций, направленных на воспитание характера и тд недостаточно.

Важно создавать школы, которые воспитывают, а не только обучают, и проводить просветительскую работу среди родителей.

Очень мало кто из родителей понимает, что воспитание свободой и демократией, бесконечная гаджетизация и жизнь в видеореальности крайне неполезны, особенно для некоторых детей.

Будущая проблема коррупции зарыта там, где 10-летний ребенок склонен ко лжи и хвастовству, а это не находит должного внимания со стороны родителей, учителей, психологов.

Будущая коррупция живет в тех семьях, где нет открытости, эмоциональной компетентности, умения экологично выражать свои потребности и чувства, доверять друг другу.

Она там, где нет сдержанности и сострадания, а также там, где ребенок заточен в стены «идеального мира» - то есть не видит, как живут его соотечественники, как тяжело некоторым людям зарабатывать свой хлеб. Будущая коррупция — она в мелочах, она в нецелостности человеческого существа, в эгоценричности, в отсутствии потребности расти над собой через заботу о других.

Как сказал когда-то Абрахам Маслоу: «Лучший способ стать лучшим человеком - это стать лучшим помощником другим людям. Помощь другим - необходимый аспект становления хорошего человека».

Очень важно, чтобы в этом исторический для страны момент появлялись школы, в которых воспитание сильных черт характера играло не меньшую роль, чем усвоение букв, цифр, получение знаний и развитие логического мышления.

Чтобы искоренить проблему коррупции, мы нуждаемся в истинной элите - в людях новой формации.

Можно проследить, что технология воспитания элиты в европейских странах (также как и во времена Царской России и Франции) примерно одинаковая.

[L]Самый яркий пример - это английская школа для мальчиков Итонский колледж. Несколько слов о нем - просто чтобы прочувствовать английские традиции воспитания элиты.

Несмотря на то, что учеба в колледже начинается с 13 лет, первые вступительные экзамены мальчики сдают уже в 10-11. В перечень экзаменов входят не только математика и физика, но и история, география, французский, латынь, религия и тд.

Учеба в колледже пронизана абсолютной дисциплиной, высокими физическими и интеллектуальными нагрузками.

Для того чтобы поддерживать высокие стандарты обучения, Итон имеет хорошо отложенную систему санкций и поощрения своих учеников. Мальчик, который опаздывает на любые уроки и занятия, должен расписываться в специальном реестре, который ведётся в офисе школы между 7:35 и 7:45 утра каждое утро на срок отбывания наказания (обычно наказание длится три дня).

При более серьёзных проступках мальчик вызывается с уроков, чтобы директор лично поговорил о его поведении. Но правило действует и в обратную сторону: если преподаватель опаздывает более чем на 15 минут, ученики могут перестать его ожидать и пропустить всё время занятия.

Традиционная форма наказания заключается в переписывании латинских гекзаметров.

Как правило, нарушители должны скопировать 100 гекзаметров, а за более серьёзные правонарушения нужно переписать Георгики (более 500 гекзаметров). Телесные наказания (порка розгами или тростью по обнаженным ягодицам) в Итоне были отменены только в 1980-хх годах.

Можно соглашаться или не соглашаться с «педагогичностью» вышеупомянутых подходов, но очевидное скрыть невозможно: за последние столетия Итонский колледж выпустил 19 премьер-министров, включая текущего английского премьера Дэвида Кэмерона.

Об универсальных технологиях воспитания элиты, основанных на осознанной скромности, сдержанности и самодисциплине говорит и Татьяна Васильевна Черниговская в одной из самых знаменитых своих лекций «Как научить мозг учиться».

Если мы хотим искоренить проблему коррупции, нам стоит позаимствовать мировой опыт технологий взращивания государственных деятелей, образование которых основано на парадигме служения обществу.

Потому что единственным решением проблемы коррупции является такой тип управления людьми и деньгами, который основан на служении другим людям, а не только себе и своей семье.

Стремление к служению обществу как внутренняя духовная потребность, как ощущение «не могу иначе» и вытекающая из нее внутренняя порядочность и добродетельность, закладываются в детстве.

Это именно та «прошивка мозгов», которая во взрослой жизни выражается в иммунитете к коррупции.

Нам нужны школы нового типа, способные за 10-20 лет сформировать элиту — людей новой формации.

В центре антикоррупционной борьбы должен стоять ребенок - удовлетворение его потребностей, раскрытие потенциала его мозга, развитие способностей и талантов, а также осознанное формирование в нем сильных черт характера и общечеловеческих добродетелей.

А рядом с ребенком - учитель и детский врач, чьи физические, эмоциональные и духовные потребности удовлетворены, чья работа ценится обществом.