Master of CORRUPTION administration или типичный коррупционер
В бизнесе диплом МВА (master of business administration) является показателем наличия определенных управленческих компетенций и знаний, показателем уровня развития менеджера.
В госсекторе такой диплом, к сожалению, мало, что значит.
Прошлый закон о госслужбе долгие годы выстраивал искусственный барьер, который не позволял попасть в ряды государственных служащих действительно успешным управленцам из бизнеса.
Ключевые показатели успеха (KPI - key performance indicator) в бизнесе и на госслужбе настолько не сопоставимы, что кажется, существуют в параллельных мирах.
В бизнесе критерий успешного менеджера – насколько удалось увеличить оборот его компании.
В госсекторе показатель успеха – это ранг. Чиновник, проработавший полгода на госслужбе, будет иметь приоритет перед управленцем, увеличившим, например, оборот компании на $1 млн.
[L]Таким образом, закон о госслужбе ограждал чиновников от естественной конкуренции.
В советское время их довольно презрительно называли "номенклатура", сейчас просто "чиновник" - но это, по-прежнему, представитель того закрытого сообщества, которое допускает в свои ряды только на основании своих же критериев, а не на основании объективных показателей.
Поэтому даже те менеджеры, которые имея знания и опыт, могли бы реформировать госинституты или, например, эффективнее управлять госимуществом, скорее всего на эти должности не попадут.
Система, читай – номенклатура – сама отберет кого надо: детей, внуков, соседей. Они попадут туда без проблем, даже если полные идиоты, не имеющие никакого существенного опыта и позитивной репутации.
Вторая проблема госслужбы – унизительная нерыночная зарплата.
Представим, чиновника, у которого в ведении материально-технические комплексы стоимостью в полмиллиарда гривен, а у него при этом зарплата 3 400 гривен.
И ни у кого из его патронов не возникает вопрос – если он работает "не за зарплату", на что он живет?
Вообще, такие низкие зарплаты, на мой взгляд, это опять же способ номенклатуры привить коррупционные ценности молодым специалистам.
Когда человек в молодые годы приходит на госслужбу (как раз в тот период, люди обзаводятся семьями и удовлетворяют свои базовые потребности), низкая зарплата вынуждает его идти на сделку с совестью.
Он смотрит вокруг, начинает понимать, как и с чего живут его коллеги. И если не пытается спастись бегством, то ему приходится принимать правила игры. Сначала, конечно, давит и жмет, но чувство дискомфорта быстро проходит, новая модель поведения становится нормой.
Начальство нередко делает вид, что не видит, когда сотрудник берет деньги, за те услуги, которые он должен предоставлять населению бесплатно, в рамках своих служебных обязанностей.
Такое попустительство – это тоже часть тактики.
– Он не будет меня обвинять, потому что тоже берет, – думает начальник. Такой вот акт круговой поруки.
Какое оправдание может придумать молодой человек: "Те вот еще больше берут. А я так себе немного".
Закон о госслужбе долгие годы был главным законодательно закрепленным "инструментом" коррумпировано-неэффективной системы.
Система, которая не формулирует критерии KPIs и не дает удовлетворительного денежного вознаграждения, порождает только коррупционеров.
Чтобы обезопасить свое "племя" от открытой конкуренции, они придумали звания, регалии, которые опять же присваивают не в результате каких-то достижений, а по а субъективным показателям в результате субъективных решений. Так вышестоящие чиновники поощряют тех, кто работает с ними в связке.
Таким образом, молодой специалист к 35 годам обрастает кучей имущества и массой потенциальных статей за взятничесвто. Чем дальше это заходит, тем маловероятнее, что чиновник вернется к нормальной работе.
Как считал известный грузинский реформатор Каха Бендукидзе, иногда государственный институт проще полностью расформировать. А потом создать заново, набирав новый штат по другим критериям.
Самый простой вариант понять, чего стоит госчиновник, отправить его на собеседование в международную компанию. Пусть он там попробует удивить кого-то своими регалиями.
Регалии – одно из защитных свойств системы.
Я не говорю, что не должно быть системы оценки. Просто она должна быть максимально простой и объективной.
Например, экономия бюджета при выполнении всех задач. За такое надо не только ранг или грамоту давать, а процент от сэкономленных средств.
Например, руководитель департамента призвал врачей сортировать мусор в своих больницах. Косвенно, если посчитать, он сэкономил 10 млн. гривен за полтора года. Это экономия? Руководитель, принявший эффективное управленческое решение, по логике сэкономил наш общий бюджет и должен рассчитывать на абсолютно легальную премию.
Master or corruption administration мотивирован совсем другими бонусами.
Он не ждет и не просит официальную премию. Он готов работать за 2 тысячи гривен, при этом носить часы Breguet и ездить на автомобиле S-класса, паркуя его подальше от главного входа.
Есть и другой тип чиновников-коррупционеров. Они похожи на гражданина Корейко: не носят дорогие часы, едят в столовой, ездят на служебной машине, но последние 20 лет работают на одной и той же должности. По внешнему виду вы никогда не догадаетесь, что это житель Конча-Заспы.
Такой представитель "среднего звена" точно понимает, как работают процедуры, и остается на плаву при всех сменах вышестоящего руководства.
Такие люди зачастую могут все решать, но при этом даже не подписывать документы. Они виртуозно выживают при любых сменах курса. И это ключевой, как говорят в бизнесе, skill.
Подобных специалистов в министерствах гораздо больше, чем тех, кто готов, хочет и умеет осуществлять реформы.
Максим Нефедов, замминистра экономического развития и торговли, внедрил систему госзакупок Prozzoro, благодаря которой государство за несколько лет сэкономит 100 млн гривен.
Почему бы ему и его команде не выплатить 1 миллион гривен? Это всего лишь 1% от суммы сэкономленного.
Но никто на такой шаг пока не осмелится. И знаете почему?
Наше общество пока инфантильно и не готово платить за эффективность.
Мы в массе своей пока еще не осознали, как много теряем из-за неэффективного и коррумпированного чиновничьего аппарата.
Творец сингапурского чуда Ли Куан Ю дает очень простой рецепт борьбы с коррупцией:
– Начните с того, что посадите трёх своих друзей.
Мы должны хотя бы начать осуждать коррупционеров, даже если это наши друзья или родственники.
Коррупция должна перестать быть модным занятием.
Надеюсь, что новый закон о госслужбе, наконец, создаст конкурентные условия при приеме на работу в госорганы.
Работать на государство должны лучшие и успешные, способные построить государственные процессы с учетом современных IT и бизнес технологий.
В конце концов, государство – это сервис, который мы с вами оплачиваем своими налогами.