Общественная (не)легитимность выборов главного архитектора Киева
Два месяца назад мы радовались, что в Киеве впервые проходит открытая процедура выбора главы Департамента градостроительства и архитектуры КМДА, и впервые общественность имеет возможность подключиться к выбору.
Сообщество городских инициатив, проектов и активистов обратилось к мэру с открытым письмом – мы писали о необходимости прозрачного профессионального конкурса и появления в Киеве легитимного (!) специалиста на посту главного архитектора.
На переговорах с городской администрацией мы утвердили кандидатов от сообщества: Женю Кулебу (Сквер Небесной сотни, ГО "Місто-сад") и Наталью Кондель-Перминову (Глава Совета общественных экспертов международного конкурса Terra Dignitas по мемориализации событий Революции Достоинства). Также мы дали городской администрации свои предложения по другим членам комиссии.
29 декабря конкурс был оглашен, к концу января кандидаты подали свои стратегии.
На заседании 16 января комиссия договорилась о 12-ти критериях оценки кандидатов и зафиксировала это в протоколе №3.
В этом списке были и профессиональные (опыт в градостроительстве, опыт управления, интегрированность в международную профессиональную среду), и этические критерии (отсутствие в практике кандидатов разрушенных памятников, столкновений с громадой и т.п.), а также критерии оценки стратегий кандидатов.
Голосование по критериям – один из главных способов определить лучшего из кандидатов, когда стоит сложная задача по одновременной оценке их стратегии, опыта, профессиональных качеств и этики.
Согласно разрабатываемым подзаконным актам нового закона о госслужбе, вступающего в силу в мае, критериальная оценка кандидатов является обязательной.
На последнем заседании 3 марта комиссия, проголосовав 10 голосами из 19, постановила считать сформированную ранее критериальную оценку … необязательной, а каждому из членов комиссии предложила выбрать свою пятерку финалистов "плюсиками".
Таким образом:
– согласованные процедуры профессиональной оценки кандидатов были изменены в сторону уменьшения прозрачности;
– перечень критериев для оценки кандидатов переведен из разряда обязательных – в "рекомендательный" статус;
– была допущена возможность голосования за неопределенную "пятерку" финалистов (без внятной логики этого голосования).
Это создало большое пространство для возможных манипуляций и разрушило общественную легитимность конкурса.
После обсуждения сообществом городских инициатив и активистов было принято вынужденное решение об отзыве своих представителей из конкурсной комиссии и об остановке конкурса через суд – до мая, когда вступает в силу новый закон о госслужбе, знаменитый 2490 с новыми, обязательными процедурами критериальной оценки.
В субботу архитектурная школа Canactions совместно с Фондом им. Г. Бёлля провела открытые слушания "Обсуждение процедуры выбора Главного архитектора Киева" с привлечением европейских экспертов.Также состоялись встречи активистов, организаций и представителей структур, заинтересованных в поиске конструктивного выхода из сложившейся ситуации.
Мы выяснили, что все участники встреч и переговоров не подвергали сомнениям три принципа:
1. В выборе Главного архитектора Киева главными являются интересы города и громады.
2. Стратегии кандидатов важнее персоналий.
3. Киев должен получить на позицию Главного архитектора общественно легитимного специалиста, способного справиться со стоящими перед городом вызовами.
В результате широких дискуссий мы выработали семь конструктивных предложений для конкурсной комиссии. Их выполнение может снять общественное недовольство и создать возможность возобновления общественной легитимности конкурса и достижения результата, который будет понятен и принят киевской громадой независимо от того, кто станет победителем.
Мы призываем конкурсную комиссию:
1) рассмотреть вопрос допуска к финальной стадии конкурса всех кандидатов, которые прошли тестирование;
2) четко определить, по какой процедуре будет происходить финальное голосование: процедура должна обязательно включать критериальную оценку кандидатов, а голосование каждого члена комиссии должно быть опубликовано сразу после голосования;
3) рассмотреть возможность введения в критериальное голосование принципов, заложенных в "Положение о проведении конкурсов", разрабатываемое группой авторов "Закона о Госслужбе", оценку по каждому критерию по шкале от 0 до 2;
4) провести публичные презентации стратегий кандидатов в помещении со свободным доступом (например, колонном зале КМДА) с четким регламентом и модерацией, а также теледебаты; рассматривать отказ от участия в публичных презентациях и теледебатах как отказ от дальнейшего участия в конкурсе;
5) делегировать одного из участников комиссии, а также представителя общественности (по рекомендации членов комиссии от общественности) для проевдения переговоров об организации телеэфира, обсуждению сценария и формата теледебатов, который позволит качественно раскрыть для широкой аудитории тему выбора Главного архитектора и развития города.
6) принять решение – рекомендовать ли мэру одного кандидата-победителя или двух занявших первые места, в рамках логики, заложенной в новый закон о госслужбе;
7) рассмотреть вопрос о проведении интервью на полиграфе кандидатов, которые получили 100 и 90 баллов на тестировании (или всех кандидатов).
Мы уверены, что эти семь предложений от общественности обеспечивают конкурсу большую прозрачность, способствуют сглаживанию возникших острых моментов и подозрений в подтасовках и манипуляциях, и не встретят сопротивления у конструктивно настроенных членов конкурсной комиссии.
Мы убеждены, что принятие этих семи предложений и недопущение в дальнейшем отхода от принципов прозрачности и оценки по профессиональным компетенциям и качеству предлагаемых кандидатом стратегий – позволят вернуть конкурсу общественную легитимность, минимизируют возможность манипуляций и подтасовки результатов голосования и обеспечат возможность победить самому достойному кандидату.
Мы продолжаем ждать публикации протоколов и стенограмм последних заседаний комиссии с указанием авторства фразы "Без коррупции государство Украина перестанет работать. Она необходима". До получения и подписания этих протоколов члены комиссии от общественности не подписывают свои заявления о выходе из комиссии.
Мы позитивно оцениваем перспективы судебного иска. Однако остановка конкурса не является самоцелью.
Мы убеждены, что никакая война не может быть начата, пока не предприняты все возможные усилия для сохранения мира и восстановления легитимности общественных процессов.
Мы не поддерживаем ни одного из кандидатов и занимаем целиком конструктивную позицию, полностью совпадающую с политическими обязательствами мэра о проведении прозрачного профессионального конкурса.
Мы уверены, что умение находить выход из кризисных ситуаций – важная составляющая успеха для всего нашего общества. Умение говорить и договариваться на основе принципов прозрачности, профессионализма и интересов громады делает всех нас сильнее.
Конкурсная комиссия – коллегиальный орган, принимающий решения в рамках конкурса. Прежде всего, от решений и позиции членов конкурсной комиссии сейчас зависит дальнейшая общественная легитимность идущего процесса.
Мы настоятельно призываем членов комиссии встать над частными и корпоративными интересами и вспомнить об интересах киевской громады.
С уважением,
Сообщество городских инициатив и активистов – подписантов открытого письма к мэру о необходимости прозрачного профессионального конкурса на замещение позиции Главного архитектора Киева.