Наш постправдизм: о чем говорит погром выставки в Киеве
Люди в балаклавах ворвались в помещение Центра визуальной культуры в Киеве, где 2 февраля открылась выставка Давида Чичкана "Утраченная возможность".
По словам сотрудников центра, нападавших было до 15 человек. Они избили охранника, сорвали работы и исписали стены в выставочном зале словами "Слуги Москвы", "Сепары" и "Слава Украине".
Верхнее фото - часть экспозиции, открывшейся 2 феварял. Нижнее - та же часть ЦВК после погрома. Фото: Дмитрий Ларин |
Это не первое нападение на представителей Центра визуальной культуры. 23 сентября 2014 люди в камуфляже напали на основателя ЦВК Василия Черепанина, избили его, переломали лицевые кости.
Тот инцидент до сих пор не расследован, несмотря на то, что в стране, где такое могло запросто произойти до Майдана, уже сменилась власть и верхушка полиции.
[L]Собственно, об этом и выставка Чичкана. Как так вышло, что в стране, которая в ноябре 2013 заявила о своем намерении двигаться в Европу, право на общественную мораль захватили люди, которые не разделяют европейских ценностей? Почему появилась практика наказывать за инакомыслие? Почему люди, использующие эту практику, получают абсолютную индульгенцию от официальной власти и право на насилие, а жертвы оказываются незащищенными?
Сразу после открытия выставки лидер националистической организации С14, бывший боец батальона "Донбасс" Дмитро Резниченко призвал на своей странице в фейсбуке посетить выставку с недвусмысленным контекстом: "там одне комунiстичне чмо буде розказвути про фашизм на Майданi".
Скриншот записи Дмитрия Резниченко из Фейсбука, которую он впоследствии удалил со своей страницы |
Тогда организаторы решили на время закрыть выставку, чтобы избежать конфликта. На следующий день, 4 февраля, под ЦВК пришли девятеро молодых людей. Они пытались проникнуть в ЦВК, испортили баннер организации возле входа и сняли плакат выставки.
Через три дня пришли уже более подготовленные люди в масках и уничтожили "Утраченную возможность", заменив ее, по сути, своей версией.
Самого Резниченко ни в первый, ни во второй раз в ЦВК не заметили, что лишает формальной возможности связать его призыв в фейсбуке с реальным участием в нападении. Точно так же действовал, например, Дмитро Корчинский, когда подстрекал своих "побратимов" блокировать телеканал "Интер" в сентябре 2016. Этот прием уже давно вошел в практику правых радикальных групп.
Интересно, что летом 2016 Дмитро Резниченко вместе с побратимами наведывался в ЦВК, только в качестве искреннего зрителя лекции российского акциониста Петра Павленского. После лекции он опубликовал фотографию, где он общается с ним в баре.
Очевидно, Павленский вызывал у него восторг, ведь он – борец с российским режимом, а враг твоего врага – твой друг. Враг твоего врага вряд ли станет критиковать то, что происходит у тебя в стране, попросту потому что ничего об этом не знает. Он сосредоточен на своем враге, которого очень легко поносить издалека. Близкие проблемы всегда неудобны и играют, как это часто звучит в украинском медиа-пространстве, на руку вражеской пропаганде.
Дмитрий Резниченко и Петр Павленский в киевском баре после лекции российского художника в ЦВК. Фото со страницы Резниченко в Facebook |
То, что произошло с выставкой "Утраченная возможность", красноречиво иллюстрирует процессы, которые идут в Украине с начала войны. В обществе осуждается критика действий государства и армии, даже если эта критика уместна, а радикальные группы выполняют роль "полиции нравов", жестоко наказывающих критиков.
А реакция на погром выставки, в свою очередь, прекрасно иллюстрирует вошедший в обиход термин "постправда". Среди комментариев к новости можно увидеть, как некоторые сеют сомнение в том, что в погроме участвовали именно "правые радикалы", потому что никаких "опознавательных знаков" на них не было, а значит, громить мог кто угодно. Попадаются даже комментаторы, убежденные в том, что погром заказал сам художник, чтобы обеспечить успех выставке.
Истинные мотивы и контекст нападения замалчиваются либо вытесняются рассуждениями о прокоммунистических взглядах художника.
Все это напоминает классические разговоры об изнасиловании, когда "жертва сама виновата, потому что носила такие короткие юбки". А еще – зеркальные по смыслу нападения "православных активистов" на выставки в России. Но об этом тоже неудобно говорить.
Работа на выставке "Утраченная возможность" после погрома. Фото: Дмитрий Ларин |
Еще неудобно говорить о том, что внимание радикальных групп направлено почему-то не на решение реальных проблем – коррупция, нелегальный бизнес, военные преступления, контрабанда, а на сферу искусства и информации. Ее у нас считают сферой, заслуживающей наиболее пристального внимания, и получить свои бонусы от нападения на инакомыслие тут гораздо проще, чем от борьбы с настоящими преступниками.
Что ж, "Утраченная возможность" из плоскости выставочного пространства перешла в плоскость уголовного производства. Идеальная расшифровка одной из работ выставки: "Сталося що сталося, а не що хотiлося".
Екатерина Сергацкова, специально для УП.Культура