Каково это – жить с электрокаром
Пока последние несколько лет я мечтала об электрокаре, мой паркетник продолжал поглощать тонны бензина.
Я решила попробовать, каково это жить с электрокаром, чтобы наконец-то развеять все сомнения, и взяла его в аренду на выходные.
В техпаспорте он числился Лифом. Мой ребенок нежно прозвал его ЛИФчиком.
За этот уикенд я поняла, что электрокаром ты можешь владеть, только если обладаешь неистовым обаянием, харизмой, способностью убеждать людей и высоким уровнем переговорных навыков.
Учитывая, что Украина занимает лидирующие позиции по росту продаж электромобилей, я надеюсь, что количество приветливых людей, умеющих договариваться, будет расти пропорционально. Ибо электромобиль – прекрасный тренажер для прокачивания своих софт скилов.
Мое утро началось с побудки соседки, заблокировавшей с непривычки заряжающийся возле моего окна автомобиль.
Каждый приезд под дом сопровождался рокировкой чьего-то авто для подъезда к окну с зарядкой.
К этому можно привыкнуть, но время на выезд-заезд-поиск водителя все равно теряется.
Потом мы выбрались на трассу. Поездки в Чернигов для меня очень часты, и одна из причин, по которым я рассматривала покупку электромобиля – экономия бензина на отрезке в 140 километров.
На старте панель радостно информировала меня, что 100% заряда после ночной подзарядки будет достаточно, чтобы добраться до черниговского дома – ведь там 140 километров.
И тут я столкнулась с первым "но" – для того, чтобы добраться до Чернигова, нужно ехать медленно (порядка 70 километров в час или того медленнее, чтобы хватило того самого обещанного заряда).
Учитывая, что я ехала преимущественно около 90 километров в час, пришлось дозаправиться на суперчарджере (быстрая зарядка в отличие от обычной розетки) в придорожном ресторане.
С этого началось познание нюансов экономики путешествия.
На дозаправку ушло более полутора часов (включая разбирательство с провайдером и регистрацию в их системе).
Оказалось, что в добавок к стоимости киловатта нужно еще оплатить аренду оборудования, а она приблизительно равна стоимости проданной электроэнергии – 80 гривен.
Обычно на 70 километров до точки дозарядки я тратила приблизительно 250 гривен на бензин. 80 и 250 – разница есть. Но если добавить стоимость кофе (а она в точке с суперчарджером выше, чем на Крещатике), то остановка обошлась в 180 гривен.
Это сравнимо с бензином, потребляемым более экономным автомобилем.
В итоге привычную дорогу длиной в 1 час 40 минут я преодолела более чем за 3 часа, и не успев добраться в центр города, начала думать, где подзаряжаться дальше.
В этой точке пришлось подключить весь шарм и обаяние.
Охранная фирма, которая обычно подзаряжает свои авто по соседству, помочь с этой задачей мне отказалась.
В кофейне не было удлинителя, а в родной парикмахерской не открывались нужные окна. Так что счастье пришлось искать на платной стоянке. Но и там не обошлось без переговоров.
Сторож настойчиво отказывался подключать авто и, по-моему, лишь из жалости ко мне и любопытства таки согласился.
За 5 часов парковки емкость батареи увеличилась на 60%, и этого мне все еще не хватало, чтобы выдвинуться обратно в Киев.
В общей сложности на подзарядку от обычной розетки батареи с уровнем в 30% до полной зарядки ушло более 7 часов. А потом снова дорога. И снова платная подзарядка с остановкой на 40 минут на полпути в Киев.
Хорошие новости:
- заряжать машину можно от домашней розетки
- она немного кушает электричества
- зарядка и приложения к ней весьма удобны
- поддержка зарядочной станции на трассе действительно работает хорошо и круглосуточно
- менеджер автосалона постоянно на связи и помогает справляться с трудностями
- машина очень приятна в дороге и шустра в разгоне.
Плохие новости:
- найти место для подзарядки трудно, люди не понимают, боятся и отказываются помочь
- подзарядка на платных чарджерах недешевая
- на промежуточные подзарядки нужно выделять время, много времени
- соотношение экономии на энергоресурсе и временных затратах не оправдано
- скорость низковата, чтобы быть в состоянии добраться до точки назначения, не уйдя в 0.
В итоге я чувствовала себя заложником автомобиля, весь мой день и планы нужно было строить вокруг его потребностей и решать, как восстановить его энергетический ресурс.
Рассчитывать на инфраструктуру подзарядок нельзя – по причине их географической разбросанности, доступности и дороговизне.
Можно рассчитывать только на себя и свою розетку, но для людей, которые мобильны, этого не достаточно.
Мы еще не в Париже, где все центральные улицы выделены под бесплатную парковку электромобилей с зарядками.
И не в Голландии, где установку подзарядки муниципалитет оплачивает прямо у твоего дома, когда ты покупаешь электромобиль.
Потому нам сейчас важно всем вместе поработать: государству и местным властям – разработать поддерживающую электротранспорт политику, бизнесам – ставить зарядки для пользования клиентами, нам с вами – пробовать и ездить.
Финальное решение про покупку электромобиля я приняла – отложила его до лучших времен доступности батарей с большей емкостью.
Мне показался электрокар отличным вариантом для тех, кто много ездит по городу или добирается из пригорода, и у кого есть возможность поставить машину на зарядку самостоятельно – в гараже, во дворе или рядом с квартирой.
Если у вас есть доступ к розетке, то почему вы еще не на электромобиле?
В этом на первый взгляд раздражительном опыте я откопала свой урок.
Я начала задумываться о том, что мой организм ведь не хуже машины.
У него не безграничный лимит сил, мне нужно отслеживать скорость и оценивать обороты, рассчитывать ресурсы на достижение целей, восстанавливаться и подзаряжаться.
Я решила, что пока не куплю себе электромобиль, займусь заботой и подзарядкой собственного тела. С осознанностью и частотой, которым учит это авто.