Все, что нужно знать о представительстве Украины на Венецианской биеннале 2019
До одной из самых крупных выставок современного искусства, 58 Венецианское биеннале, осталось несколько месяцев.
Художница Жанна Кадырова в этом году станет единственной украинской представительницей на центральной выставке "Чтобы вы жили в интересные времена" куратора Ральфа Ругофа.
Художница Жанна Кадырова в этом году станет единственной украинкой на центральной выставке |
Ранее Украина была представлена на главных выставках дважды.
В 2001 году 49-й Венецианской биеннале куратор Харольд Зееман отобрал работы Александра Ройтбурда и Виктора Марущенко.
А в 2015 году для 56-й биеннале Окви Энвейзор выбрал видеоработу Мыколы Ридного.
В этом году украинский национальный павильон впервые за всю историю будет представлен на центральной площадке – Arsenale.
По результатам открытого конкурса, кураторами павильона стала Открытая группа – коллектив художников, ранее участвовавший как в национальных павильонах, так и в параллельных программах выставки.
Согласно концепции, в полдень 9 мая над Джардини пролетит самолет АН-225 "Мрія" и бросит тень.
На борту самолета будет находиться жесткий диск с именами всех украинских художников, ныне живущих. А мифология, которая будет развиваться вокруг самолета наполнит украинский павильон.
Cамолет АН-225 "Мрія" на фоне пассажирских Boeing и Airbus |
КОГДА УЧАСТНИКИ – "ВСЕ УКРАИНСКИЕ ХУДОЖНИКИ"
Проект "Открытой группы" "Падающая тень "Мрії" на сады Джардини" не может не поражать своим размахом.
Во-первых, в самом полете сосредоточена многослойная социально-политическая критика и критика системы мирового искусства.
Во-вторых, самолет наполнится информацией о всех украинских художниках ныне живущих.
Каждый желающий самостоятельно может заполнить заявку на сайте www.ukrainian-pavilion.org. до 10 апреля 2019 года.
По результатам отбора будет создан архив, который войдет в каталог украинского представительства на биеннале, а информация о художниках окажется на борту "Мрии".
Таким образом, не сложно представить, что украинский павильон станет одним из самых масштабных на 58 Венецианской биеннале.
В этот раз концепция "исключения", которая существует на конкурсе всегда, будет замещена принципом "включения".
И если ранее представленные на биеннале проекты были ограничены рядом элитных художественных имен, то в работе "Открытой группы" эти рамки более чем размыты и все художники поставлены в одинаковые условия.
Рамки павильона и биеннале ограничены не только темой, но и местом.
Украина своего места лишилась после распада СССР, когда советский павильон перешел к Российской Федерации.
С тех пор были разные попытки найти свое место "под солнцем", однако впервые в истории биеннале, Украина окажется непосредственно под солнцем и ее проект непосредственно связан с яркостью этих лучей.
Что отличает украинское представительство 2019 в Венеции от предыдущих проектов – это видимая поддержка Министерства культуры и даже президента Украины.
Если ранее Украина часто сталкивалась со скандалами вокруг отборов и проектов, то в этом году все вышло чуточку иначе.
21 февраля на сайте Министерства культуры появилось сообщение, что для успешной реализации творческого концепта кураторов команда министра Евгения Нищука ведет переговоры.
В частности, договариваются с госконцерном "Укроборонпром" и госпредприятием "Антонов" относительно использования самолета, а также с властями Итальянской Республики и Венеции о возможности пролета самолета над городом.
По сути, министерство уверяет: беспокоиться не о чем.
Уверенность в проекте высказал и президент Петр Порошенко, проанонсировав полет "Мрии" в своем Facebook.
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ КОНФЛИКТ
28 января 23 представителя художественного сообщества опубликовали письмо с просьбой "срочно собрать квалифицированную комиссию для рассмотрения текущего состояния подготовки Украину на Венецианской биеннале с привлечением авторитетных специалистов".
А 13 февраля под Кабмином и Минкультом с теми же лозунгами собрались "недовольные результатом выбора экспертной комиссии" граждане.
Участники акции, которые не имели отношение к художественной среде, говорили, что решение жюри было нечестным (само жюри якобы непрофессиональное) и якобы из открытых источников стало известно, что проект Открытой группы не может быть реализован.
Откуда взялась эта "открытая информация" неизвестно.
Митингующие заявили: едет не тот человек, который должен был поехать.
Согласно сайту Минкульта, второе место занял проект кураторской группы в составе Питера Дорошенко (DallasContemporary), Олеси Островской-Лютой (Мыстецький Арсенал) и Александра Соловьева (Мыстецкий Арсенал).
На биеннале они хотели показать новую работу художника Арсена Савадова "Голоса любви" – художественную реконструкцию концерта Мерлин Монро в Северной Корее.
Однако, действия художественного проекта Савадова происходят на Донбассе, а в роли Мэрилин Монро выступают поочередно российская оперная певица Мария Максакова (вдова российского политика Дениса Вороненкова, погибшего в Киеве 23 марта 2017) и украинский музыкант Андрей El Кравчук.
16 ноября Арсен Савадов и Александр Соловьев дали пресс-конференцию и рассказали о проекте.
Тогда Савадов выразил недоверие к экспертной комиссии, к Министерству культуры, в частности к заместительнице министра Светлане Фоменко, отвечающей за биеннале.
На эмоциях во Савадов обещал позвонить президенту Петру Порошенко, чтобы "решить этот вопрос".
Шутка ли теперь читать пост президента в Facebook о том, что он восхищается проектом Открытой группы и рассматривает его как важный фактор международной политики Украины.
Ведь, в Джардини, над которыми будет пролетать украинский самолет, находится в том числе и российский павильон – тот самый, который был построен в начале века на деньги киевского мецената Ханенко и который после 1991 года перешел Москве.
А сам полет будет проходить 9 мая в полдень, очевидно в самый разгар традиционного парада на Красной площади.
Таким образом, еще не состоявшись, вокруг проекта нарастает "мясо" в виде интерпретаций, которое готовы воспринимать, трактовать и инструментализировать разные группы, в том числе и политические.
Именно эти интерпретации и будут, по замыслу проекта, наполнять тень "Мрии".
***
Кстати Светлана Фоменко, в недавнем интервью заявила, что в ее планах создать отдельную институцию, которая могла бы регулировать процесс участия Украины в биеннале.
Успешность подобной инициативы – вызов для украинского художественного сообщества и государства в целом.
Ведь механизм в виде закона уже существует, осталось его отладить.
Но даже отлаженные механизмы не всегда могут защитить от попыток внедрить "ручные механизмы" влияния и попытки пересмотреть закон.
Стоит ли общественности беспокоиться о том, что проект Открытой группы не будет реализован?
Или общественность должна волноваться о других вещах. Например, о давлении на министерство со стороны "обеспокоенной общественности", или о том, что обыватели за деньги готовы стоять под чиновничьими зданиями, отстаивая частные интересы?
Почему общественность не беспокоится о том, что за всю историю биеннале только скандалы становятся предметом публичной дискуссии и ни разу украинский проект не обсуждался в контексте мировых культурных тенденций?
Или о том, что для украинского художника по-прежнему не остается других возможностей заявить о себе и о своем искусстве, кроме как участвуя в подобных выставках?
Стоит ли общественности переживать, насколько большой и четкой будет тень "Мрии" 9 мая?
Но, к сожалению, или к счастью ни одно министерство и ни один художник, даже самый авторитетный, не способны повлиять на то, насколько ярко будет светить солнце в этот день.
Именно эта природная процессуальность и побуждает не только мечтать, но и действовать.
Екатерина Яковленко, журналистка, исследовательница Research Platform PinchukArtCentre, специально для УП.Жизнь
Вас также может заинтересовать:
Усі відтінки кризи: що показують українці на мистецькій бієнале у Венеції
Під куполом пліток: підготовка до Венеційської бієнале як діагноз професійній спільноті